Рафик Мухаметшин дал интервью региональному изданию «АиФ-Казань», где рассказал свое видение об исламском образовании, шариате и войне религий.
Рафик Мухаметшин, профессор, ректор Российского Исламского университета, самого престижного мусульманского вуза страны, дал интервью региональному изданию «АиФ-Казань», где рассказал свое видение об исламском образовании, шариате и войне религий.
Учись, мусульманин!
- РИУ основан в 1998-м, став первым исламским вузом в стране. Кто учится сейчас, Рафик Мухаметшович?
- По различным направлениям – почти тысяча студентов. Очники – из 25 регионов страны, заочники – почти из 45. Представлена вся центральная Россия. Много студентов из Таджикистана, Киргизии, а в этом году мы реализовали дистанционный проект с Казахстаном, откуда примерно 40 человек изучают теологию. Появились студенты с Украины, чьи деды и отцы, татары, трудились шахтёрами в Донбассе. Есть среди студентов и русские мусульмане. У нас примерно 60% юношей и 40% - девушек.
- Но ведь в исламе нет женщин - священнослужителей…
- У татар (и это чисто наш феномен!) издревле есть абыстаи. Необязательно это жены мулл, просто просвещённые в исламе женщины. Они собирают вокруг себя девушек для изучения Корана, являясь одновременно и наставницами, и советчицами по семейным вопросам. Роли женщин в исламе уделяется сейчас огромное внимание. Мы должны формировать и воспитывать татарскую интеллигенцию в современном формате..
- Каков средний возраст ваших студентов?
- Вплоть до 80 лет (на заочном отделении). Мотивация для обучения разная. Не могу сказать, что факультеты теологии или подготовки религиозных деятелей пользуются огромной популярностью. Больше - специальности лингвиста, журналиста, экономиста. Планируем готовить юристов.
- Они будут изучать шариат?
- Естественно, все наши выпускники обязаны владеть такими знаниями. Ведь исламский мир имеет свои особенности, в частности, в бизнесе. Чтобы профессионально писать о проблемах в исламском мире, необходимо знать терминологию и тонкости перевода. Но наши лингвисты, экономисты, журналисты смогут работать и в светских областях. Все наши преподаватели должны быть практикующими мусульманами, даже по светским дисциплинам.
О наследии
- Занимается ли вуз переводами с арабского трудов Ш. Марджани и других богословов, которые и обосновали традиционный татарский ислам, не имеющий ничего общего с ваххабизмом?
- Мы ввели учебный курс татарской богословской мысли, подготовили учебники и продолжаем работу. Курс обязателен и для преподавателей, которые обучались не у нас. Ведь если наш выпускник, имам, не знает традиций, заложенных предшественниками в толковании Корана, он моментально утратит доверие прихожан. Переводы трудов Марджани появились года три назад. В работе – следующие. Но этих трудов – 47! Задача для РИУ непосильная. Надо подключиться всему гуманитарному сообществу Татарстана. Мы занимаемся уже и многотомной антологией татарской богословской и философской мысли. Это – целина непаханая, классика, которую невозможно охватить нашими силами. Имя Марджани, например, известно во всём исламском мире. Но ведь есть и другие мыслители, о них необходимо помнить.
- Нужен ли ФЗ об оскорблении чувств верующих, проект которого предполагает 5 лет лишения свободы? Фильм «Невинность мусульман», которого никто толком не видел, карикатуры на Пророка, стихи С.Рушди то и дело будоражат мусульманский мир… А в христианском мире смирились когда-то даже с «Занимательной Библией»…
- Закон в принципе нужен. Но где граница оскорбления, кто выступит экспертом, каковы критерии? Если атеист говорит: «Бога нет!», это оскорбление или свобода совести? Вот вы спросили о шариате… РТ - республика поликонфессиональная. Но в Российской империи до 1917 г. мусульмане решали многие юридические проблемы самостоятельно, а имперская власть признавала такие решения. Никах, например, имел силу в государственном суде, если речь заходила о наследстве или судьбе детей. Да и у православных брак считался действительным, если он зарегистрирован в церковной книге. Так было! Сейчас, я думаю, навязывать правила шариата всем жителям РТ неверно, это не пройдёт.
- В школах изучают основы мировых религий. Вы – автор исламской главы учебника… Рады такому нововведению?
- В РФ надо сформулировать направления конфессиональной политики. Разобщение детей в одном классе по религиозному признаку может привести к нарушению принципа толерант¬ности. У нас в республике пока не делят. И это – взвешенное решение.
О хиджабах
- В светских вузах РТ некоторые дамы преподают в хиджабах светские дисциплины, в КФУ кое- кто из студентов требовал халяльного питания и комнату для молений... Это многих раздражает…
- Проблема хиджабов не нова. Но ведь в церковь православные без платка не ходят? Кого оскорб¬ляет хиджаб? Мусульманки имеют право придерживаться правил своей религии.
- Татарки никогда не носили хиджаб. Платок, калфак – да! А тут нечто чуждое…
- Есть, конечно, вопросы. И всё же не считаю, что это повод для дискуссий. Хотя древняя арабская мода не вполне уместна сегодня. Только ведь на вкус и цвет товарищей нет. Наши студентки очень красиво носят хиджаб!
- РТ грозит свой «Талибан?» Говорят, что 3 тыс. ваххабитов засели в лесах, сёлах и городах…
- Кто считал? Последние теракты – звенья одной цепи, которую обезвредили наши силовики. Радикализация мусульманского сообщества в стране, безусловно, есть. А Татарстан – богатая республика, столкнувшаяся с глобализацией. Влияют и мировые процессы: арабские «цветные революции», события в Сирии и других странах… Слом времён сказывается и на настроениях молодёжи, особенно не¬устроенной, и на традициях, и на взаимоотношениях людей..
- XXI век – арена войны христианства и ислама?
- Не думаю. Уже сказал, что вижу в этом игры политиков, озабоченных собственными интересами. Как в городах, так и в сёлах РТ, традиции предков в вопросах веры – святы. О других регионах страны, в частности о Кавказе, судить не берусь, поскольку там проблем выше крыши. Задача РИУ – защищать и оберегать «традиционный» ислам, что в интересах государства и общества.
- М. Шаймиев станет главным муфтием страны? Идея обсуждается в прессе…
- Широкого распространения и поддержки эта идея, выдвинутая Талгатом Таджутдином нынешним летом, не получила. Наш экс-президент, похоже, нашёл себя в иной сфере – восстановлении исторических памятников.
АиФ-Казань