После крушения Ту-154 в «Домодедово» прошло больше недели, но пока не ясно, по какой причине случилась трагедия. Напомним, аварийная посадка авиалайнера ««Авиалиний Дагестана» в аэропорту «Домодедово» произошла 4 декабря
После крушения Ту-154 в «Домодедово» прошло больше недели, но пока не ясно, по какой причине случилась трагедия. Напомним, аварийная посадка авиалайнера ««Авиалиний Дагестана» в аэропорту «Домодедово» произошла 4 декабря. Самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и развалился на части. По предварительным данным, у лайнера на высоте 9 километров отказали сразу 2 двигателя. Третий, хоть и с перебоями, но работал вплоть до приземления. На Ту-154 из Москвы в Махачкалу летели 160 человек. Погибли два пассажира, 82 человека пострадали, 55 были госпитализированы.
Сразу после аварии сотрудники СКП изъяли на месте два главных вещдока — параметрический и аварийный самописцы, которые во время полета фиксируют показания приборов. А вот речевой не был обнаружен. Почти через неделю, был найдет третий «черный ящик». Специалисты комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК) приступили к анализу записи речевого самописца. После составления протоколов переговоров будут объявлена приоритетная версия авиакатастрофы.
Среди пассажиров Ту-154, совершившего 4 декабря аварийную посадку оказались известные мусульманские ученые Дагестана — заведующий Кафедрой исламской теологии Института теологии и международных отношений республики Гамзат-афанди Гитиномагомедовов и преподаватель института Магомед Газалиев.
Гамзат-афанди рассказал нашему порталу о том, что произошло во время аварийной посадки, как он пережил трагедию и какие выводы сделал после нее.
- Гамзат-эфенди, вы были в Москве с какой целью?
Я, как и мой коллега Магомед Газалиев, отправлялись в Москву на учебу, курсы повышения квалификации.
- На каком месте вы сидели в самолете?
Мы сидели на 4-ом ряду. Мое место было 17 Б, а Магомеда — 17А.
- Расскажите, что происходило во время полета? Почувствовали ли вы, что отказали двигатели самолета?
Во время полета в один момент нам показалось, что самолет чуть падает. Потом он чуть набрал высоту. Затем произошел резкий поворот. После этого самолет начали приземляться. Стюардесса сказала пристегнуться пассажирам, сама пошла и села на заднее сиденье. В этот момент самолет начал спускаться, приземление было чуть жесткое. Потом он с большой скоростью начал двигаться сначала по полосе, а потом уже по неровной поверхности.
В этот момент мы услышали звуки какие-то. Женщины, дети стали сильно кричать. В какие-то считаные секунды мы успели призвать к помощи Аллаха, после чего самолет остановился. Мы остались на месте, с нами ничего не произошло. Я посмотрел в передний салон, видно было, что там все сдавлено и искорёжено.
Экипаж постарался, чтобы не было паники среди пассажиров. Нам открыли аварийный выход. Мы выходили через крыло самолета, оттуда прыгали. Высота приличная была, некоторые падали, получили ушибы.
Прибыли пожарные спасатели, машины «скорой помощи». У самолёта вытекало топливо, всё им было залито. Все боялись взрыва, но, слава Богу, этого не случилось.
- Среди возможных причин ЧП следствие выделяет техническую неисправность самолета, отказ оборудования во время полета, ошибку экипажа, некачественное топливо и сложные метеоусловия. Вы склоняетесь к какой-либо из этих версий?
У меня были какие-то предчувствия во время полета, что может что-то случиться. Я не могу объяснить, почему оно возникло. Я не специалист и не могу озвучивать какие-то версии. Я в этих вещах не разбираюсь.
- Некоторые эксперты заявили, что члены экипажа совершили чудо, остановив самолет при двух отключенных двигателях, другие заявляют об их вине за аварию. Вы что думаете об этом?
Причины аварии могут озвучить только специалисты. Что касается посадки, в сложившейся ситуации она была сделана благополучно.
- Какие первые мысли возникли у вас, когда вы осознали, что были в шаге от смерти?
Когда я и сидевший рядом мой коллега услышали странные звуки самолета и стали понимать, что происходит что-то неладное, обратились к Всевышнему о помощи. После этого самолет остановился. Конечно, Аллах совершил чудо и спас почти всех пассажиров.
Я понял, что Аллах дал нам всем шанс жить дальше и делать благие деяния ради Него. Дал нам возможность сделать еще раз таубу (покаяние) за совершенные грехи. Мы должны извлечь урок из того, что с нами произошло. Конечно, это чудо Аллаха, оно совершилось не просто так. Надо задуматься над этим, сделать выводы. Ведь все мы умрем. Но важно, в каком состоянии мы встретим смерть — с багажом хороших деяний или плохих.
- Как вы думаете, эта и другие трагедии, с которыми сталкивается народ Дагестана, могут заставить задуматься над тем, что нужно объединяться, так как в единстве сила и благополучие республики?
Для того, чтобы объединяться, нужно держаться за истину, за Ислам. Только когда все придут к Истине, возможно объединение.
- У вас в Дагестане сегодня не очень спокойно. Особенно очевиден раскол среди мусульманской молодежи. Как, по-вашему, нужно решать проблему разобщенности в среде верующих?
Раскол в среде верующих существует не первый год. К сожалению, молодые мусульмане могут с легкостью обвинять друг друга в неверии и других грехах. Если я выбрал путь суфия, это не значит, что я должен обвинять тех, которые не являются суфиями, в неверии. Любой человек, произнесший искренне шахаду, для меня мусульманин, мой брат по вере.
Беседовала Ася КАПАЕВА
"Islam.ru"