Овидио Салазар — британский режиссер, председатель отборочной комиссии VI Казанского международного фестиваля мусульманского кино. Салазар — автор множества фильмов об исламе и мусульманах, самый известный — о величайшем мусульманском мыслителе Абу Хамид Аль-Газали
Овидио Салазар — британский режиссер, председатель отборочной комиссии VI Казанского международного фестиваля мусульманского кино. Салазар — автор множества фильмов об исламе и мусульманах, самый известный — о величайшем мусульманском мыслителе Абу Хамид Аль-Газали. Сейчас он работает над фильмом о другом выдающемся деятеле — Мевляне Джалялетдине Руми.
Мы пообщались с режиссером, говорили о его новой картине, о Казанском кинофестивале. Разговор состоялся на террасе гостиницы с символичным названием «Руми Отель» в городе Конья, в Турции, с видом на музейный комплекс Мевляны, где похоронен сам поэт.
Овидио, как Вы пришли в кинематографию?
Я вырос в Калифорнии, где мой отец работал в области кино, моя сестра тоже. Поэтому неудивительно, что я с самого детства начал интересоваться кинематографией. В юношеском возрасте я начал читать книги о суфизме, которые меня очень привлекли, и хотелось узнавать еще больше.
Поэтому я начал путешествовать. В то время я работал графическим дизайнером. Когда мне было 20, я приехал в Турцию. Приехал сюда, в Конью. Я хотел познакомиться ближе с практикой дервишей, увидеть их воочию.
Я начал больше интересоваться исламом через суфизм. Суфизм казался мне внутренней духовной составляющей религии, наиболее толерантным и интеллектуальным путем, объясняющим ислам. Именно это двигало мной и другими представителями Запада, которые интересовались исламом.
А как началось знакомство с мусульманской кинематографией?
После Турции я переехал в Каир, где познакомился с директором местного телевидения и информационного агентства. Я начал работать в его компании. Через некоторое время из Британии приехала группа телевизионщиков, которые снимали фильм об исламе в Египте, Иране, Пакистане. Я предложил им свою помощь в съемках фильма, рассказал, что знаю арабский, хотя в то время арабский знал очень плохо. Несмотря на это, они приняли меня в свою команду, и я выполнил свою работу очень хорошо. Потом съездил с ними в Пакистан, после чего вернулся в Лондон.
В Лондоне молодые мусульмане основали компанию, которая должна была заниматься производством фильмов об исламском мире. Я присоединился к ним. Мы съездили в хадж, где я смог провести свои исследования. Через некоторое время я был вовлечен в другой проект, созданный для подготовки документальных фильмов.
Около 5 лет назад, а до этого большую часть времени я провел в Аравии и на Ближнем Востоке, я задумался о создании серьезного документального фильма. Мои знакомые посоветовали мне снять фильм об Аль-Газали. После изучения биографии и наследия этого выдающегося мусульманского мыслителя я отправился в Иран, где с удивлением обнаружил, что у иранцев великолепные кинематографические традиции. И это позволило мне снять фильм, который был представлен на кинофестивалях, например в «Золотом минбаре», где выиграл несколько призов.
Сейчас Вы работаете над фильмом о Мевляне Джалялетдине Руми. О чем эта картина?
Кроме Газали, мне также очень интересен другой мыслитель — Мевляна Джалалетдин Руми. Именно его идеи привели меня в ислам, именно им я обязан тем образом жизни, который веду. Мне кажется, Мевляна — важнейшая персона, о которой обязательно нужно снять фильм. Несколько лет у меня ушло только на то, чтобы привлечь внимание спонсоров к съемкам этого фильма. У нас уже есть готовый сценарий, который написан известным французским сценаристом Жаном-Клодом Карьером. Его жена исследователь Нахаль Тжададут родом из Ирана, она написала книгу о Руми. Мы втроем работали над сценарием. Также мне помогал иранский писатель, мой знакомый.
Фильм будет снят в Иране, так как родным языком Руми был персидский. Картина будет рассказывать о трансформации Руми из обычного богослова в мыслителя глобального масштаба, в одного из наиболее признанных поэтов не только мусульманского, но и всего мира. Сегодня Мевляна — наиболее продаваемый в Америке переведенный поэт. Думаю, это даст нам большие возможности для того, чтобы снять фильм, который увидит и оценит большое количество зрителей.
Есть ли другие планы? Например, снять фильм о татарских исламских мыслителях, у татар до сих пор нет фильмов о них.
Мне было бы действительно интересно сделать фильм о татарских алимах, если представится такая возможность. Для этого мне нужно больше исследовать ваше наследие и заручиться поддержкой Министерства культуры Татарстана. Такой проект может стать очень увлекательным.
Каждый раз, когда я приезжаю в Татарстан, я встречаю доброжелательный прием. Мне очень интересен Татарстан, у вас великая история, и если бы представилась возможность работать над таким фильмом, я бы с удовольствием взялся за него.
Также я планирую начать работу над фильмом об Имаме Шамиле. Это легендарная личность, о котором обязательно нужно сделать фильм.
В этом году уже в шестой раз проводится Казанский фестиваль мусульманского кино. Какие у Вас впечатления об этом фестивале?
Я большой поклонник этого фестиваля. Как мне известно, в прошлом организаторы столкнулись с некоторыми трудностями при его проведении, но сейчас все в порядке, и фестиваль набирает популярность во всем мире, становится известным как лучший мусульманский кинофестиваль. Кто-то даже говорил, что в будущем кинофорум станет мусульманскими Каннами. Я думаю, в дальнейшем фестиваль станет еще более узнаваемым. Считаю, что у мусульман должно быть место, где они могли бы показывать свои фильмы. Это хорошая возможность для режиссеров, продюсеров и всех мусульман собираться вместе. Очевидно, что Казань и Татарстан — наиболее оптимальное место, где люди могли бы собираться вместе и делиться своими идеями.
Что можете рассказать о программе нынешнего фестиваля? Какие фильмы будут представлены в этом году?
В первую очередь, это документальные фильмы, рассказывающие о политических проблемах, социальных трудностях, с которыми сталкиваются мусульмане по всему миру. Снова большое представительство картин из Палестины и других горячих точек. Эти документальные фильмы очень жизненные, они показывают ситуацию в этих странах, увиденную глазами мусульман, проливают свет на истинное положение дел.
Также много художественных фильмов, например из Америки. Как вы знаете, после событий 11 сентября у людей поменялось отношение к исламу. И именно кино является хорошим способом донести до людей правдивую информацию об исламе. Ведь если они будут читать только заголовки газетных статей и слушать новости, то у них может сложиться неправильное понимание ислама. К тому же, люди сейчас не считают нужным читать книги. Помимо этого фильмы несут в себе эмоциональный заряд, окажут эмоциональное воздействие.
Я считаю, что сегодня мусульманского миру не хватает концепции эстетики и красоты, которая была присуща предыдущим поколениям мусульман. Во многих регионах мусульмане потеряли свои традиции, потеряли понятие красоты, понимание того, что красота является проявлением Всевышнего. Я думаю, мы должны восстановить эти традиции. Будучи работниками сферы искусства, мы должны оглядываться назад и смотреть на положение вещей не только через призму жестокой действительности, но и через художественные картины возрождать аспекты красоты, вдохновляясь наследием своих предков.
Сегодня большая часть мусульманских фильмов — документальные. А как же обстоит дело с художественными?
Документальных фильмов больше, чем художественных, но это вызвано не тем, что у мусульман нет соответствующих талантов, проблема в том, что сегодня у мусульманской кинематографии отсутствуют финансовые возможности. Ведь тот же самый Голливуд — это же целая индустрия, в которую вовлечены огромные деньги. Но сегодня мусульманская художественная кинематография развивается. Эти художественные фильмы должны нести в себе позитивный смысл ислама и не показывать мусульман в роли террористов или других экстремистов.
Не собираетесь ли Вы снимать художественный фильм?
Фильм о Руми как раз будет художественным. Съемки фильма пройдут в Иране. Когда я работал над фильмом о Газали, я сотрудничал со множеством иранских актеров, и съемки в Иране обойдутся дешевле, чем в Голливуде. Сначала мы хотели пригласить на главную роль Брэда Питта, но потом решили остановиться на иранском актере.
Здесь, в Турции, мы окунулись в настоящий праздник Рамадана, который продолжается в течение всего месяца. А в Лондоне есть ли что-то особенное в Рамадане, не расскажете?
Да, в Турции Рамадан совершенно особенный, просто чудесно находиться здесь в благословенный месяц Рамадана, рядом с могилой Мевляны. В Лондоне тоже много постящихся, но каждый постится отдельно, нет ощущения общего праздника. Мне нравится поститься в Лондоне, хотя там и нет у Рамадана той социально значимой роли, как в Турции, где каждый вечер все семьями, близкими и друзьями собираются вместе на ифтар.
Искандер НАБИУЛЛИН