Как живет московская мечеть «Ярдям», что необходимо мусульманам города Москвы и почему мусульмане не могут построит новые мечети? Об этом и о главных задачах имама, едином мусульманском лидеры предлагаем интервью с имам-хатыйбом мечети «Ярдям» города Москвы и казыя (духовный судья) Московского муфтията и Центральной части России Махмудом Велитовым.
Как живет московская мечеть «Ярдям», что необходимо мусульманам города Москвы и почему мусульмане не могут построит новые мечети? Об этом и о главных задачах имама, едином мусульманском лидеры предлагаем интервью с имам-хатыйбом мечети «Ярдям» города Москвы и казыя (духовный судья) Московского муфтията и Центральной части России Махмудом Велитовым.
- С вашей точки зрения, как сегодня развивается татар-мусульманская сообщество города Москвы?
На сегодняшний день вся мусульманская духовная власть находится в руках ДУМЕР под руководством муфтия Равиля Гайнутдина. Они в основном строят мечети, заведуют институтом, колледжем, проводят конференции, форумы, определяют халяль от харама и т.д.
- Мечеть «Ярдям» является четвертым мусульманским храмом в Москве, которая относится не к ДУМЕРу, а Сибирскому муфтияту (Омская, Томская, Новосибирск, Кемерово, Алтай, Ямало-Ненецкие области) под руководством муфтия Зулькарная Шакирзянова.
Сибирский муфтият находится в Омске, поэтому мы остаемся в стороне от многих событий. Нет привычки лезть в политику. На наш взгляд, в России нужен один главный муфтий избранный всем народом, которого любили бы и который не продавал бы мусульман для подачки.
Наша главная задача – выполнять религиозные потребности мусульман. Это религиозные обряды, проведение пятничной молитвы, посещение квартир и домов мусульман по приглашению, чтение Корана за умерших.
Хочу твердо заявить, что наша община не вмешивается в государственную политику. Иногда приглашают на различные форумы, но мы не политики, а духовники. Именно по религиозным вопросам в мечеть «Ярдям» приходит масса людей. Стараемся всем посетителям мечети помогать.
- Махмуд хазрат, а какие вопросы их волнуют?
- В большинство случаях семейно-бытовые. Спрашивают о никахе, хадже, ахирате, смерти, многие в нашей мечети находят ответы на свои вопросы, а во многих случаях они становятся нашими постоянными прихожанами и твердыми мусульманами. Ведь человек иногда находится на распутье, хорошо еще он приходит в мечеть и очень важно, чтобы имам во время кризиса человека смог ему помочь и успокоить, показать истину, открыть светлую дорогу. Если имам человеку не сможет помочь, то считайте, что человека, который оказался в тяжелом состоянии, привлекут в секту или в другие радикальные течения. Поэтому главная задача имама – это духовно обогатить человека, содействовать, чтобы человек жил по-мусульмански, соблюдая законы Аллаха, также не отрицая светские правила. Имам обязан помогать человеку жить от утроба матери до могилы по законам Аллаха. То есть имам уже женщине, которая носить ребенка в утробе, должен давать насихат, советы. А потом рождается ребенок, имам младенцу дает имя, потом учит, читает никах и так до могилы. Если имамы при своем приходе, махалле, мечети смогли создать такую систему, то их задача выполнена.
- Расскажите о системе работы мечети «Ярдям».
- Мечеть ведет свою деятельность уже 16 лет. При мечети работает медресе на 100 человек, с октября начинаем курсы по исламу. В мечети проводятся ежедневные пятикратные моления (намаз), пятничные проповеди, и другие богослужения. К мечети примыкает 3-х этажный учебно-административный корпус, который рассчитан на одновременное обучение 250-300 студентов, обучающихся арабскому, татарскому языкам, Корану, основам ислама, истории ислама.
В этом же здание располагается Благотворительный фонд «Хиляль», Татарско-культурно просветительский центр. При мечети работают дом ритуальных мусульманских услуг, предоставляющий все виды обслуживания. Магазин «Халяль» - продукты, мясо, минеральная вода «Зам-Зам», исламская атрибутика. В здание культурного центра работает комфортабельный конференц-зал. На территории мечети имеется мусульманское кафе, где часто проводятся благотворительные обеды, ифтары.
Большую работу проводим для ликвидации неграмотности среди мусульман. Активно работаем с народом, выезжаем в дома, проводим никахи, у нас для этого есть зал, вообще наша мечеть очень популярна среди мусульман города Москвы. Есть прихожане, которые приезжает с далеких районов города, проезжая другие мечети. В мечети служат 8 имамов. Многие довольны нашей работой.
- Махмуд хазрат, большая часть ваших прихожан это татары? С чем это связано?
- Когда на Проспекте Мира в Москве стало холодно татары перешли в нашу мечеть. Проповеди мы ведем на татарском и на русском языках. Мы ведь татары, поэтому в мечети татарский язык сохраняем. Мечеть посещают большое количество туристов, школьники и студенты, их знакомим с единобожием. Но, к сожалению, многие имамы в России очень слабо рассказывают вагазы.
- А почему в Москве все еще мало мечетей?
- Нет единого лидера, который бы поставил проблемы перед руководством страны. То Таждуддин, то Гайнутдин, то Рахимов заходят к ним и вот на этом все. На самом деле, Аллах видит, что мечети превращаются в центры коммерции и никому не дает их стоит. Все зависит от намерения, нията. Какой ният – такой и результат. Поэтому надо научиться сделать намерение ради Аллаха, а не личных амбиций. Вот мусульмане до чего дошли – и от Аллаха не получают помощи.
- Председателем мечети «Ярдям» является академик и меценат Ряшит Баязитов. Расскажите о его благотворительной деятельности.
Он помог построить мечети города Омск, Новосибирск, Красноярск, участвовал также в стройке мечетей и дорог деревень Нижнего Новгорода. Также около мечети «Ярдям» построил синагогу, православный храм и назвал улицу Малым Иерусалимом. Естественно мечеть «Ярдям» на Отрадной построил именно Ряшит Баязитов.
- Махмуд хазрат, кто может стать, по-вашему, главным муфтием?
Пророк сказал: «Лидером может стать тот, который щит для мусульман, за которого сражаются и за которым защищаются». Если такого человека нет, то появятся 80 или 90 муфтиев в России. То ли они политики, то ли духовники? А Пророк сказал: «Если появится второй халиф, то отрывайте ему голову». Если бы мне доверили искать единого муфтия, я бы поискал бы. Духовные управления через чур далеки от народа, они должны сблизиться с народом и оставить политиканство и предлагать реальные предложения, а не выпускать просто так пар. Поэтому я не занимаюсь политикой и стараюсь читать Коран, разбирать хадисы Пророка и доводить их до простого народа. От этого блага обществу больше, так меньше будет алкоголиков, наркоманов и блудных людей.
Беседовал Александр Долгов