АХМЕД ЗАХРА: Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ СРОДНИ ЖИТЕЛЯМ КАЗАНИ, ГДЕ МУСУЛЬМАНЕ МЫСЛЯТ ПО-ЗАПАДНОМУ
АХМЕД ЗАХРА: Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ СРОДНИ ЖИТЕЛЯМ КАЗАНИ, ГДЕ МУСУЛЬМАНЕ МЫСЛЯТ ПО-ЗАПАДНОМУ.
Ахмед Захра — продюсер из Лос-Анджелеса. Родился в Сирии, вырос и получил образование в Великобритании. Последние 15 лет живет в солнечной Калифорнии. На сегодняшний день возглавляет кинокомпанию Zahra pictures. На VI Казанский международный фестиваль мусульманского кино Ахмед Захра приехал со своим фильмом «Американский восток». В интервью продюсер рассказал нам, почему в Америке сжигали Коран, поведал о своих взглядах на будущее отношений между мусульманами и евреями, а также объяснил, почему на Западе так сильны гей-сообщества.
- Господин Захра, с какими трудностями встречаются мусульмане в США, какие у них имеются проблемы?
- Проблем много. Но надо отметить, что они больше касаются ситуации внутри самой уммы, нежели отношений с американским народом. Мы никогда не можем прийти к согласию, единому мнению. Позиции многочисленных исламских организаций очень сильно отличаются. В начале истории ислама в США пакистанцы, арабы, турки и другие все вместе молились в одной мечети. Мусульманских храмов тогда было мало. Сейчас же численность мусульман значительно возросла, ведь они рожают много детей. Появилось много организаций, обществ, и соответственно, столько же мнений, движений. Представители отдельных национальностей начали строить свои мечети. Даже арабы, разделившись, начали возводить египетские, саудовские и другие мечети. Чернокожие американские мусульмане тоже составляют очень влиятельный фронт. И вот все они не могут прийти к единому мнению по многим вопросам. Здесь речь идет не только о том, чтобы молиться вместе в одной мечети, но имеет место и политический аспект. Например, евреи имеют разные политические взгляды: есть радикалы, есть либералы. Но все согласны с тем, что все они евреи и все голосуют за демократическую партию. У мусульман же, несмотря на то, что по численности в США их столько же, сколько евреев, нет политического единства.
Вторая важная проблема — отношение американцев к мусульманам. Из-за непривычного для американцев внешнего вида, традиций и религиозных обрядов на мусульман часто смотрят косо. Но со временем народ к нам уже привыкает.
В третьих, это деятельность правых организаций. Некоторые радикальные партии, особенно протестантские, полны ненависти к исламу.
- Если столько проблем, почему же мусульмане со всего арабского Востока переселяются в США?
- Несмотря на все эти трудности, США остаются самой комплементарной для проживания страной в плане осуществления религиозной практики. Здесь много мечетей и медресе, есть исламские университеты. Родители-мусульмане, если захотят, могут отдавать детей только в исламские учебные заведения. Свободе вероисповедания здесь придается большое значение. Обратим внимание на шумиху, возникшую вокруг строительства в центре Нью-Йорка исламского центра: в любой другой стране такую проблему решало бы правительство. В США же уважают свободу мысли, поэтому власти не вмешиваются, не оказывают поддержку той или иной стороне. Во Франции, например, запретили ношение хиджаба в школах. В США это невозможно даже представить. Если захотят, женщины здесь могут даже носить никаб. Кстати, лично я не одобряю ношение никаба. У него ведь нет никакого отношения к исламу. Он только отталкивает немусульман от ислама.
- Как вы относитесь к недавним актам сожжения Корана?
- Это тоже свидетельствует о наличии свободы слова в США. Но мы, конечно же, не будем сжигать Библию, так как мы культурнее и цивилизованнее (смеется).
- Как мусульман освещают американские СМИ?
- Американские СМИ основаны на коммерции. Допустим, тысячи людей протестовали против строительства исламского центра в Нью-Йорке. За короткие сроки эта весть оказалась в списке передовых новостей. С целью привлечения и удивления широкой аудитории СМИ начали преподносить это как нечто интересное, сверхъестественное. Таким образом, ислам в неправильной интерпретации становится жертвой СМИ. Часто новости, имеющие какое-то отношение к исламу, могут и не представлять особой значимости. Но газеты и каналы подают это как сенсацию, делая, как обычно, из мухи слона. Эти новости быстро распространяются, многие их неправильно воспринимают, и в результате возникает напряженность в обществе. Но надо сказать, что в американских СМИ нет целенаправленной антиисламской пропаганды, как-то все это само собой происходит. Дело ведь в деньгах.
Образ мусульман в СМИ бывает и отрицательным, и положительным. Ведь у каждого есть право по-своему нас показывать. Мы тоже в своих фильмах описываем их, как видим. Если говорить откровенно, то, как нас представляют на Западе, — это же зависит от нас самих. Поэтому нам надо стараться возродить наш образ в кинематографе, не жалея на это своих денег. Это мой принцип, я как раз этим и занимаюсь. (Все фильмы Ахмеда Захра посвящены жизни арабов, мусульман в США — И. Г.).
- А есть ли такие СМИ, которые бы освещали ислам и мусульман в правильном, положительном свете?
- Конечно, есть и такие. Даже недавно возникла одна исламская медиа-организация, которая ежегодно устраивает конкурс, где самые лучшие продюсеры, режиссеры, журналисты, освещающие жизнь мусульман, получают премии. Также есть много мусульман, которые в качестве благотворительности оказывают кинематографистам финансовую поддержку.
- Наверное, из богатых арабских стран тоже поступает спонсорская помощь. Из ОАЭ, например.
- Нет. (Смеется.) Их спонсорство имеет просто символический характер.
- Почему в Голливуде нет мусульман?
- Как нет, я же есть (смеется). Ну да, такая проблема существует. Это напрямую связано с киноиндустрией. На мусульманские фильмы спрос невелик. И причина тоже в самих мусульманах. Они жалеют деньги для кино. Вместо того чтобы покупать оригинальные DVD за 10-15 долларов, они предпочитают смотреть фильмы по интернету.
Расскажу вам один случай. Мне как-то заказали снять фильм про одну из мечетей в США. Предполагалось, что деньги от продаж этого фильма пойдут на помощь мечети. Мы все сняли, выпустили диски. И как-то ко мне приходит человек, спрашивает цену, намереваясь купить 5 дисков. Я ответил, что 5 дисков будут стоить 100 долларов. После этого человек говорит: «Тогда я куплю один и сделаю копии». И все происходит в этой же мечети!
Как известно, в Америке очень сильные лесби- и гей-сообщества. Сейчас они даже нашли себе место в СМИ и Голливуде. А в чем причина: они не жалеют денег ради своих целей, принципов и идей. Они сотрудничают и помогают друг другу. Несмотря на то, что их намного меньше, чем мусульман, они представляют собой очень влиятельные круги. И даже добиваются некоторых успехов в воздействии на политику США.
- А что вы можете сказать про тех, кто смотрит фильмы онлайн?
- Это, конечно же, противозаконно. Но в то же время я понимаю этих людей. Разные же бывают ситуации. Например, в ряде стран некоторые фильмы доступны только в интернете. Такой метод просмотра фильмов имеет право на существование. Основной целью кинематографа является не финансовая прибыль, а донесение своих мыслей до широкой публики.
- В вашем фильме изображен конфликт между мусульманами и евреями. В начале происходит потасовка между евреем и мусульманином. Затем они мирятся. В конце же фильма разгорается более серьезный конфликт уже между двумя группами верующих. Что означает такая динамика?
- Фильм пытается показать, что все-таки есть пути примирения, устранения вражды, достижения понимания. Изображенные события вселяют надежду на то, что между мусульманами и евреями установятся дружественные отношения. Но в конце возникает еще один конфликт…
Если не обращать внимания на некоторые политические моменты, между исламом и иудаизмом ведь нет никакого противостояния. Американские мусульмане и евреи, если даже осведомлены о проблемах в Палестине, остаются в стороне. Поэтому жить мирно им ничто не мешает. Они живут, поддерживая друг друга и помогая. Те, кто больше всего оказал помощь мусульманам после событий 11 сентября 2001 года, — это евреи. Многие еврейские организации посещали мечети, выражая солидарность и поддержку. Евреи хотели показать, что между мусульманами и террористами нет ничего общего. Они сами нуждались в таком союзе, потому что исторически так сложилось, что не всегда евреи изображались в лучшем свете. Христиане же среагировали намного жестче. Мусульмане пострадали в особенности от действий правых партий и организаций. Если говорить об арабских странах, то там много споров из-за палестинского вопроса, оккупации Газы. А ведь и это не по причине противостояния мусульман и евреев, а из-за государственной политики Израиля. Там некоторые партии используют религию ради достижения своих политических целей.
- Какие впечатления остались у вас от VI Казанского международного фестиваля мусульманского кино?
- Проведение такого фестиваля — удачная идея. Заявленные картины соответствуют концепции фестиваля. Каждый год можно увидеть новые, более интересные фильмы.
Но, конечно же, этот фестиваль в Америке не пользуется популярностью. В то же время он является единственным в мире кинофестивалем, имеющим отношение к исламу. Были попытки проведения такого рода мероприятий в Великобритании, США. Но они обращали больше внимания не на культурный аспект, а на религиозный, поэтому не смогли достичь успеха. Казанский же фестиваль играет больше культурную роль. Делает упор не на саму религию, а на освещение актуальных тем, связанных с ней. Поэтому он развивается, растет.
- Отразились ли события из вашей личной жизни на фильме «Американский восток»?
- Личные переживания одного-двух героев фильма имели место в моей жизни. Например, я в свое время тоже был одержим Большой американской мечтой. Чтобы попасть в кинематограф, в Голливуд, я покинул родину — Сирию. Попав в США, я начал все с нуля. Каждый, кто иммигрировал в Америку, сделал это для достижения определенной цели: кто-то желает открыть ресторан, кто-то рвется в Голливуд, кто-то надеется начать свой бизнес.
Если сравнивать меня с героями фильма, то ведь это иммигранты, которые приехали с Востока. Я же вырос на Западе и получил воспитание по западным принципам. Мой взгляд на мир не восточный. Поэтому я в какой-то мере чувствую себя сродни жителям Казани, где мусульмане мыслят по-западному.
Ильдар ГАБИДУЛЛИН