В четверг вечером, как всегда на радио «Эхо Москвы» известный журналист Максим Шевченко высказывает свои мысли по тем или иным событиям в передаче «Особое мнение». Во вчерашнем прямом эфире он разъяснил, почему талибы начали уничтожать статуи Будды в провинции Бамьян Афганистана.
В четверг вечером, как всегда на радио «Эхо Москвы» известный журналист Максим Шевченко высказывает свои мысли по тем или иным событиям в передаче «Особое мнение». Во вчерашнем прямом эфире он разъяснил, почему талибы начали уничтожать статуи Будды в провинции Бамьян Афганистана.
Он отметил, что они пошли на это потому, что в тогда все международные организации прекратили сотрудничество с Афганистаном в рамках помощи по разминированию, помощи голодающим, помощи по здравоохранению, помощи по образованию». Предлагаем вашему вниманию состоявшийся диалог между Максимом Шевченко и ведущей передачи Ольгой Журавлевой.
О.ЖУРАВЛЁВА: И снова с вами программа «Особое мнение», меня зовут Ольга Журавлева, особое мнение высказывает журналист Максим Шевченко. Максим, вот перед перерывом речь зашла о вопросе нашего слушателя по поводу того, что буддисты по всему миру не протестовали, когда был совершен акт вандализма по отношению к их святыням. А вот сейчас, когда случилась история с фильмом «Невинность мусульман», реакция совершенно какая-то просто несоразмерная.
М.ШЕВЧЕНКО: Во-первых, начнем с того, что когда это случилось в провинции Бамьян Афганистана, то такое ощущение было, что весь мир – это буддисты. Потому что все мировые элиты, деятели культуры, военные и всякая такая привилегированная шпана начала вопить на все голоса о варварстве талибов и вести себя так же, как толпа, штурмующая американское посольство в Бенгази.
О.ЖУРАВЛЁВА: Ну, насколько я знаю, не убивали послов и не таскали, не жгли флаги.
М.ШЕВЧЕНКО: Ну, разве что послов не убивали, только что Афганистан разбомбили к чертовой матери, вбомбили его в Каменный век.
О.ЖУРАВЛЁВА: Вы считаете, что это было главной причиной?
М.ШЕВЧЕНКО: Ну, а это было одним из обоснований, конечно. Разве можно переговариваться с режимом, который расстреливает статуи Будд из гранатометов? Подъехали, вот, ребята на Тойотах, из гранатометов постреляли, и поэтому бросай пятитонные бомбы на Кундус, на Герат, на Кабул, на Кандагар.
О.ЖУРАВЛЁВА: Ну, подождите. Ну а если бы это были египетские пирамиды?
М.ШЕВЧЕНКО: Да Наполеон стрелял по египетским пирамидам. Ну и чего дальше? Солдаты Наполеона упражнялись в меткости, стреляя по египетским пирамидам.
О.ЖУРАВЛЁВА: Хорошо. Это некий памятник культуры мировой.
М.ШЕВЧЕНКО: Я вам расскажу про Афганистан. Я был в Афганистане и спрашивал у людей про эти статуи: «Почему вы это сделали?» Мне четко рассказали представители движения Талибан, что «мы это сделали, потому что в это время все международные организации прекратили сотрудничество с Афганистаном в рамках помощи по разминированию, помощи голодающим, помощи по здравоохранению, помощи по образованию».
О.ЖУРАВЛЁВА: Простите, в этой ситуации никто не оскорбил чувства никаких верующих?
М.ШЕВЧЕНКО: Объясняю: это война. Это была война. И тогда правительство Афганистана, которое возглавлялось движением Талибан, почувствовало себя просто оскорбленным и брошенным. И была, наверное, не совсем правильная, но, по крайней мере, по-человечески чисто объяснимая акция с этими Буддами, потому что они хотели объяснить (афганцы), что вам наплевать на то, что люди на минных полях подрываются. А я напомню, что советская армия, уйдя из Афганистана, передала все карты минных полей своему союзнику Дустуму, остававшемуся там. Поэтому никаких минных полей... Они не знали, где это все находится. В Афганистане производятся наркотики – это производство покровительствовалось западными странами и западными разведками, потому что это их союзники потом пустили туда американцев, они им помогали во время вторжения в Афганистан, прежде всего.
На этом фоне талибы сделали политический акт, который, да, с точки зрения абстрактной культуры носит, конечно, возмутительный характер. Но с точки зрения понимания той ситуации и того положения, в котором был афганский народ и афганское государство в этот момент, вы знаете, скажу вам честно, по-человечески может быть объяснено.