Общероссийское
информационное агентство мусульман
24
Воскресенье
ноября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Кто читает намаз в тюрьме?

Дата: 07.12.2010 Версия для печати
Кто читает намаз в тюрьме?

В основанной в 1957 году исправительной колонии ЛИУ-4 города Ижевска заключенные работают на производственных площадях по металлообработке и деревопереработке, производят теплообменники и пеноблоки

В основанной в 1957 году исправительной колонии ЛИУ-4 города Ижевска заключенные работают на производственных площадях по металлообработке и деревопереработке, производят теплообменники и пеноблоки. Работая по присказке «труд облагораживает человека», местное начальство, однако, не забыло и о необходимости духовной жизни для успешной социализации человека: в 1999 году в жилой зоне колонии был построен храм Святого Пантелеимона, а в 2003 году — и мечеть.

«Ислам, как религия, имеет мощное профилактическое значение против преступности. Постулаты ислама крайне отрицательно относятся к преступлениям, рассматривая их как тяжкий грех», — говорит Станислав Клинов (Мухаммад ар-Руси), человек, который работает с заключенными мусульманами в ЛИУ-4. Работает он программистом-технологом в подразделении по подготовке производства и освоении новой техники ижевского завода. Приняв ислам в 1999 году, уже в 2002 он сам стал учителем и наставником для оступившихся единоверцев.

Мухаммад, скажите, как вы пришли к необходимости работы с заключенными?

- В 2002 г. в Ижевскую мечеть пришли два сотрудника из отдела воспитательной работы Управления исполнения наказаний (УИН). Они выразили заинтересованность учреждения в духовно-просветительской работе с заключенными мусульманами. Я был направлен в ЛИУ от муфтията.

Почему зал молчал, я понял спустя годы. Нужно было слушателям задать тот вопрос, который их волнует, над которым они размышляют чаще всего. Для каждого осужденного — это вопрос: почему я здесь?

В УИН нам предложили посещать любые колонии в республике. Но посоветовали взять самые многочисленные. Мы на двух преподавателей взяли три колонии с численностью более тысячи человек каждая.

УИН и Духовное управление мусульман (ДУМ) подписали договор о совместной деятельности. В программу включили лекционные занятия по таджвиду (правилам чтения Корана и фонетика арабского языка), таухиду (постулатам единобожия), фикху (исламскому праву и правилам совершения религиозных обрядов), адабу (исламской этике), тафсиру (толкования Корана). Муфтият взял на себя обязательство обеспечить осужденных литературой. Через некоторое время в ЛИУ-4 благотворительный фонд «Ихлас» начал строить мечеть.

Какие переживания вас обуревали, когда вы впервые переступили порог колонии с желанием рассказать заключенным об исламе? Как вас приняли, какое было отношение после нескольких лекций?

- В первый же день после знакомства с администрацией и получения пропусков мы выступили с лекцией перед осужденными в клубе. На сцену мы вышли с волнением, хотя перед нами сидело всего человек пятьдесят. Это были те, кто пожелал прийти на встречу. В течение 30 или 40 минут попробовали познакомить присутствующих с Исламом и Единобожием. Зал молчал. Мы предложили проводить еженедельные занятия по религии. Зал молчал. Желаемого отклика мы не ощутили. Когда мы закончили, сотрудники колонии предположили, что из 50-70 прослушавших первую лекцию на занятия придут человек 10-15. Оценка оказалась довольно точной. После нескольких занятий сформировался костяк — основа этой группы, которая впоследствии увеличилась в несколько раз.

Почему зал молчал, я понял спустя годы. Мы доносили информацию в виде монолога, рассказывали, желая как можно больше информации донести до этих людей. Но чтобы видеть отклик не нужно «выливать» на человека «ушат» информации, а необходимо вовлекать его в диалог. Для этого надо слушателям задать тот вопрос, который их волнует, над которым они размышляют чаще всего. Для каждого осужденного — это вопрос: почему я здесь?

Какова специфика работы с заключенными?

- Конечно, преподавание в колониях имеет свои особенности. Доводя религию до людей, первоначально следует стараться обходить те положения, которые могут показаться жесткими. Необходимо делать упор на нравственность. По моему мнению, преступники более восприимчивы ко всему, что касается насилия. Если не делать упор на нравственность, существует большая вероятность того, что, приняв Ислам, осужденные вольно или невольно будут стараться «подгонять» под Ислам то, что привлекало их в жизни и до его принятия. Преступник — это человек с нарушением приоритета нравственных ценностей. Его поведение отличает повышенная жестокость, агрессивность, малая адаптивность. Первое время эти качества будут проявляться и у людей, только принявших религию. Человек — существо инерционное, он не меняется быстро, за одну проповедь. Для изменения его нужны годы.

В самом начале преподавания в каждой колонии проводится диспут с осужденными по теме: «Осужденный — преступник, заслуживающий наказание, или жертва (жертва общества, обстоятельств и т.д.)». Следующий диспут по этой теме проводится не ранее, чем через год. Интересно наблюдать изменение мировоззрения у осужденных. В начале деятельности в данной колонии группа определяет себя как жертву общества либо объясняет свое положение сложившимися обстоятельствами. Через год отношение к своему преступлению меняется. Люди анализируют свою жизнь, приходят к мысли, что цепочка их собственных деяний привела их в тюрьму.

Проводятся также диспуты по актуальным вопросам современности: политика, экономика, экология. Это для того, чтобы человек чувствовал свою связь с внешним миром и после освобождения быстрее адаптировался к нормальной жизни.

Почему вы продолжаете этим заниматься? Для кого или для чего это нужно?

- Мы пришли в колонию для того, чтобы как можно больше людей услышали об Аллахе и стали жить по законам Его религии. По этой же причине мы продолжаем этим заниматься. Это нужно как осужденным, так и нам самим, так как цель каждого мусульманина — распространение Слова Аллаха.

Условием покаяния в Исламе служит активная жизненная позиция, направленная на нераспространение греховных дел. Поэтому осужденные, принявшие Ислам, с течением времени стараются полностью дистанцироваться от прошлой жизни, искупить свои грехи и призывают других людей к благим делам.

Освободившись из мест лишения свободы, мусульмане стараются очень быстро трудоустроиться — некоторые начинают работать уже через 2-3 дня после освобождения — и создать семью, если таковой нет. Человек очень быстро вливается в жизнь общества.

Однако большой срок, проведенный человеком в тюрьме, либо наркотическая зависимость накладывают свой отпечаток. Таким людям труднее приспособиться к нормальной жизни. Но приспосабливаются и они. В группе мусульман, освободившихся из мест лишения свободы, процент рецидива, т.е. совершения повторного преступления, ниже примерно в 2,5-3 раза по сравнению с общим числом освободившихся осужденных.

Данный опыт имеется во многих развитых странах. Этот опыт показывает, что принятие веры и претворение принципов Ислама в жизни коренным образом меняет жизнь людей. Они начинают сторониться преступных дел и стараются совершать дела благие.

IslamNews


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Член Общественного совета ФСИН России, советник муфтия Татарстана по социальным вопросам, руководитель ОБФ «Ярдам-Помощь» Илдар Баязитов рассуждает о мигрантах, религии и просвещении в исправительных учреждениях на фоне трагедии в ИК п...


 Президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия стремится упрочить авторитет БРИКС в мире, сосредоточиться на решении глобальных и локальных проблем.


У каждой мамы малыша возникает вопрос: отдавать ребенка в детский сад или самой заниматься его воспитанием. Если семья мусульманская, то вопрос более актуален, так как в обычных дошкольных учреждениях ни питание, ни воспитание не соответствуют закона...

Казанский благотворительный фонд собрал и передал нуждающимся 60 тонн гушр-садаки. Гушр – это особый вид милостыни, когда отдают неимущим часть полученного за сезон урожая. Обязательность гушр-садаки обусловлена тем, что подли...


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1483

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф