Известный исламский ученый, толкователь Корана Салах Абдульфаттах аль-Халиди называет арабских диктаторов фараонами современности. Он говорит, что надо поддержать народ, поднявшийся против тиранов
Известный исламский ученый, толкователь Корана Салах Абдульфаттах аль-Халиди называет арабских диктаторов фараонами современности. Он говорит, что надо поддержать народ, поднявшийся против тиранов.
Получившие свою власть в наследство от своих отцов, арабские диктаторы годами эксплуатировали богатства своей страны. Хотя сами они накопили огромные капиталы, народ беднел. Как Коран оценивает революции подобного рода? Что хочет молодежь, которая использует технологии как оружие против деспотов? Эти вопросы мы адресовали доктору Салаху Абдульфаттаху аль-Халиди.
- Во многих своих статьях вы используете такое выражение, как «офараонившийся правитель». Что общего между Фараоном и несправедливым правителем?
Фараон – не имя какого-то определенного царя, а титул правителя Египта времен Мусы (а.с.). Фараон - это модель несправедливого правителя разных времен и стран. В Коране описываются качества и отличительные черты фараонов. По-моему мнению, Фараон, правивший во времена Мусы (а.с.), был одержим тяжелым психологическим заболеванием. Название этой болезни может быть «офараониться». И эта та болезнь, которой бывают одержимы только лидеры, правители, лица, наделенные властью. Под действием этой болезни их охватывает гордыня, заставляющая их притеснять и использовать других. В стране начинается беспорядок, идет борьба с добром и правдой. Кончается это тем, что правитель-«карлик» начинает считать себя божеством. И он начинает говорить то, что, как мы видим из Корана, говорил Фараон: «Я ваш великий господь», «Я не вижу иного божества, кроме себя», т.е. «я ваш истинный правитель, если я уйду, наступит хаос, перережете друг друга». В современном мире такие мысли часто выражаются через действия, поступки. Поэтому мы отнюдь не преувеличиваем, говоря о «фараонских» замашках фараонов нашего времени.
- Между двумя сторонами существует непонимание: одна сторона хочет уничтожить притеснение и обрести свои права, другая сторона же видит своей целью укрепление основ и стабильности своей власти. Есть ли примеры этого в Коране?
У нас есть два примера: Одна сторона хочет получить свои права, другая же борется с этим. Да! Примеры этому есть в Коране. Одна сторону мы можем определить как «притеснители» (залимун), другая – «притесняемые» (мазлюм). В священном Коране много говорится о притеснителях и притесняемых. Есть очень ясные аяты о запрещенности (харам) притеснения (зульм) и о борьбе с притеснителями. Суть истинной веры – это дорога господня. И на этой дороге, как говорит Всевышний Аллах «Воистину, не преуспеют притеснители» (Ан’ам 6/135). Т.е. они ни за что не могут пойти на то, чтобы оставить власть, потому что считают это оставшееся им от отцов наследие своим законным правом. Они знают – не будет у них этих методов, они не смогут жить или же не смогут снова обрести тот капитал, который приобрели, находясь у власти. Поэтому они никогда не видят законных требований другими своих прав…
Притеснители очень боятся Корана, потому что наша священная книга наполнена духом революции, направленной против притеснителей и тагутов, она повелевает воевать с ними, наставляет притесняемым действовать по справедливости. Т.е. Коран с одобрением отзывается о революциях и всех действиях, которые способствуют победе притесняемых над притеснителями.
- Некоторые люди считают восстания и революции смутой, приводящими к разрушению и нарушающими порядок в стране. Например, в Газе и Палестине, где годами люди живут, фактически, в условиях войны, многие лишаются своего имущества и жизни. Поэтому, правильная ли это логика? Что Вы скажите о тех, что призывает договариваться, предоставить лидеру возможность совершить реформы?
Да… Мы признаем, что если для победы притесняемых над притеснителями стоять рядом с ними и призывать к переменам, это приводит к пролитию крови, смерти, ранениям, тюремным заключениям и применению силы. Но кто будет отвечать? С кого брать расчет?
Грех не ложится ни на притесняемый народ, ни на тех, кто старается ради изменений и реформ. Ответственность за события, получившие развитие в арабском мире, лежит только и только на диктаторах. Призывающие сейчас народ договариваться или дать шанс правителям провести реформы, это те, кто годами оставались слепы, глухи и немы в отношении несправедливости, творящейся в этих странах. Или же те, кто сам пользовался благами политического правления. Когда народ проснулся и стал требовать свои права, в ход тут же пошли колдуны, писатели и муфтии правящих диктаторов. Чтобы убедить народ, эти деятели начали украшать ложь, чтобы показать ее истиной. Они стараются запугать людей тем, что их ждут лагеря.
Всевышний Аллах приказывает нам остановить совершающего зло, кем бы он ни был. И Он призывает нас не принимать рабства и унижения. Такого рода восстания и выступления являются джихадом своего рода. Они являются самым великим джихадом, даже если ведутся мирными средствами. Кто погибнет от рук деспотов, тот заслуживает степени шахида. В деле отвержения зла нашим девизом являются слова Имама Шафии (р.а.):
Моя благосклонность – благосклонность королей,
Моя личность – та, унижение которой считается неверием.
- Деспоты всегда, как это утверждал и Фараон, считают, что они уберегают народ от смуты, они чисты. А потом выясняется, например, что они сами подогревали разногласия между христианами и мусульманами в Египте. Даже они сами разжигали столкновения между мазхабами. Или же, как это происходит в Ливии, мусульмане убивают друг друга. В чем причина этого?
Деспоты и тагуты всегда утверждают, что являются сторонниками реформ и жаждут бороться с беззаконием, но не могут найти для этого времени. Тех же, кто выступает против их утверждений подобного рода, они называют «смутьянаим». Так говорил и Фараон. Всевышний Аллах говорит: «Фараон сказал: “Не мешайте мне убить Мусу. Пусть он призовет своего Господа. Я опасаюсь, что он заменит вашу религию или распространит на земле нечестие”» (Мумин 40/26).
Получается, что Муса (а.с.) – это тот, кто разжигает на земле смуту. Фараон же посланец добра и сторонник реформ, борец со смутьянами. Фараоны наших дней продолжают эту логику. Борясь с наставляющими, реформаторами и требующими изменений, они выставляют себя в качестве сторонников добра и правды.
Но народ начал просыпаться и требовать своих прав. Люди уже не верят тиранам, хорошо зная их истинное лицо – ведь они годами жили под их правлением. Некоторые сообщения показывают, как эти ненасытные правители узурпировали права своего народа, цифры, связанные с деньгами, фигурируют просто астрономические. Говорится о миллиардах долларов, когда речь идет только о состоянии каждого члена семьи диктаторов. Все эти деньги украдены из такого скудного запаса еды, которым питаются каждый день их подданные. Между тем, в своей сути, это только часть. Те, кто оставался у власти 5 лет, уже имеют состояние в миллиарды долларов. А если они оставались у власти 30 или 40 лет? Обязанность народа – не останавливаться, не прекращать требовать свои права.
- Как Вы знаете, свершение современных революций приписывается молодежи, которая, желая получить свои права, подготавливала народ, используя современные технические средства. Какое место занимает молодежь в свершившихся изменениях? Есть ли в Коране что-то, что особым образом касается молодежи и ее роли?
Мы верим, что последние революции в мире преисполнены баракята. Революции для народа. Успехом в них можно назвать изгнание диктаторов Египта и Туниса. ИншаАллах, остальные на этом пути…
Молодежь сыграла большую роль в этих революциях. Это показывает на значение молодежи, ее послания. Хорошим является то, что в нашей мусульманской общине заслуживающее внимание большинство составляет молодежь. Дети дня сегодняшнего – это молодежь завтрашнего дня. Ислам приветствует молодежь и придает ей особое значение. Он призывает их иметь цель в жизни; подняв знамя Ислама сражаться с врагами и деспотами и выступать против их интриг.
Ислам призывает лидеров уммы осознавать значение молодежи, заботиться об ее образовании. Следует высказать благодарность молодым, которые обратились к таким современным сетям общения как Facebook, youtube, twitter, интернет-сайтам и в полной мере использовали их возможностями. Заслуживает благодарности и использование этих интернет-ресурсов в деле революции, для борьбы с беззаконием и призыва к переменам. Мы верим, что использование в эти дни таких средств связи и материалов является обязательным (ваджиб) с точки зрения религии, потому что традиционные СМИ служат стоящим у власти и подкармливаются ими.
- Какие уроки, какие наставления дают нам арабские революции? Могут ли правильным образом достичь своей цели подобные им революции?
Уроки и наставления, полученные из арабских революций, невозможно просто перечислить. Нашей обязанностью является поддерживать революции и профессиональным образом использовать все их возможности. Вместе с этим мы должны правильно распределить обязанности для совершения желаемых нами перемен и реформ, чтобы революции правильным образом достигли своей цели и не закончились неудачей. То, что народ совершил революции, показывает воодушевленность уммы и безуспешность стараний задушить восстания. Народ может молчать до какого-то времени, терпя несправедливость притеснителя. Но его молчание не вечно, потому что он самыми быстрыми темпами переходит к войне со смутьянами и притеснителями, начинает требовать свои права. И концом этого будет победа народа, иншаАллах. Умма продолжит свою борьбу на пути Аллаха и не откажется от этого. Будущее за нами, правда всегда побеждает, иншаАллах.
Беседовал Йасин Ильхам
Источник: www.timeturk.com
Перевод: www.islam-portal.ru