Ислам, как любая религия, сталкивается с проблемами развития и приспособления в современном мире, особенно, в доминирующей экономической и культурной среде Запада. Исторически сложилось так, что Исламский и Западный мир противостояли друг другу с давних ...
Ислам, как любая религия, сталкивается с проблемами развития и приспособления в современном мире, особенно, в доминирующей экономической и культурной среде Запада. Исторически сложилось так, что Исламский и Западный мир противостояли друг другу с давних пор. Какие же вопросы встают перед мусульманами в современном глобализовонном мире? И как воздействует на Запад исламское возрождение? Frontline предлагает читателю выдержки из интервью с экспертом Чандра Музаффаром.
Справка: ЧАНДРА МУЗАФФАР — президент Международного Движения за Справедливый Мир (International Movement for a Just World), профессор Цивилизационных диалогов в малайзийском университете в Куала-Лампуре.
- Не могли бы Вы рассказать, какие ключевые моменты привели к непониманию Ислама на Западе?
- Есть исторические и современные факторы, которые объясняют заблуждения в понимании Ислама в определенных кругах на Западе. Я полагаю, надо начать с того, что мусульмане захватили часть Европы, чего никогда не случалось прежде в европейской цивилизации. Это был один из факторов. Тогда западный мир направил крестовые походы, который имел христианскую идеологию, как я полагаю, чтобы навязать свою волю Ближнему Востоку. Я использую термин «Ближний Восток» сознательно, потому что этот процесс коснулся не только мусульман, но и евреев. По мнению некоторых, православные христиане также стали жертвами этого процесса. Итак, пытаясь насильно навязать свою волю, крестовые походы длились столетиями и окончились поражением католической церкви. Я так думаю, что это имело влияние на психику западной цивилизации.
Потом был период колониализма, в котором пострадали обе стороны, и создали ситуацию, когда противоборство стало еще более острым.
Теперь, после колониального периода, основным фактором стала нефть. Один товар, наиболее важный для индустриального мира, особенно для западного мира, проходит под ногами мусульман, в частности, в арабском мире. Я думаю, что желание контролировать этот мощный ресурс, усилило противостояние между Исламом и Западом.
Сегодня мусульманские общины живут по всей Европе. Мусульманин сегодня является «чужим» на европейской земле. Сейчас также отношения сложные. Но хочу добавить, что за последние один-два десятилетия сделаны были шаги к преодолению современных предрассудков и противоречий в прошлом.
- Как Вы думаете, развернутые псоледние «Крестовые походы» на самом деле повлияли на американское восприятие исламского мира? Могли ли американцы воспринять что-нибудь еще?
- Это интересный вопрос. В какой-то степени, они оказали влияние на американское восприятие, потому что Америка, в этом смысле, является частью большой европейской западной цивилизации, и она несет ее багаж в определенной степени. Но я подозреваю, что более важным фактором была экономическая и геополитическая позиция Соединенных Штатов в мире. Это связано, я думаю, не только с нефтью, но и со всем израильским вопросом. Израиль рассматривается как государство, которое узурпировало права палестинцев и арабов. Конфликт в последние пять десятилетий, который также ранее был в истории, усложнил для мусульман принятие США как друга. Мы все с вами занем, что, израильский вопрос все время терзал отношения между исламским и западным миром.
- Расскажите о влиянии колониализма на мусульманский мир.
- Как и другие колонизованные народы, мусульмане почти во всех отношениях были жертвами колониального процесса. Это был не только полный контроль в управлении, политике и экономике, что является очевидным признаком колонизации, но и колонизацией ума, что не так очевидно, и является более коварным, и возможно, в конечном счете, более фатальным для захваченных народов. Колонизация оказала очень сильное воздействие на людей во всем мире, и мусульмане отреагировали на это отчасти потому, что они более сознательны, чем другие колонизованные народы со своей собственной историй и самобытностью. Именно поэтому, как Вы можете увидеть, что даже в таких странах как Индия, где преобладающим населением были индусы, мусульмане были первыми, кто боролся против колониального господства в различных частях Британской империи. Это также относится к другим колонизированным общинам в других частях мира. По этой причине я думаю, что весь этот вопрос о восстановлении идентичности народа, открытии самого себя, пытаясь определить свое место, стало очень и очень важным для мусульман во всем мире.
- Могли бы Вы рассказать, как влияние глобализации и доминирование Запада отразилось на мусульманском мире, на мусульманах?
- Существует культурное измерение глобализации, которое мусульмане хорошо осознают. Они чувствуют, что разного рода ценности и идеи, представления о жизни, исходящих из Запада, начинающие проникать в их общество, влияют на молодежь, и это вредно. По крайней мере, некоторые из наиболее очевидных моментов, связанных с музыкой, танцами, фильмами и т.д. Они смотря на все это, как на вещи, которые наносят ущерб их культуре и самобытности. Они также осознают, что в значительной степени в глобальной политической системе доминируют США и несколько других крупных держав. В условиях процесса глобализации, сознательно или невольно, Ислам исключается из него. Думаю, мусульмане также отреагировали на это.
Можно выделить две основные тенденции. Первая из них доминирующая, и в значительной степени, отрицательная. Это означает, что мусульмане осознают факт господства, и вместе с тем, свою особенность. Это привело к тому, что они в некоторых отношения стали ориентироваться вовнутрь. Они стали более активными и агрессивными. И хотя можно понять исторические обстоятельства, которые породили такую ситуацию, я думаю, что нет никаких оснований для этого с исламской точки зрения или с точки зрения отношений между цивилизациями.
Существует и вторая тенденция, которая, к сожалению, более слабая. Это мусульмане, которые говорят, что в разгар глобализации, нужно подтверждать сущность ислама: это ее универсализм, открытость, способность меняться и адаптироваться, сохраняя при этом суть веры. Иными словами, выражать веру как нечто такое, что является поистине вселенской и универсальной. Сейчас эта тенденция имеет своих приверженцев, но все же остается незначительной.
- Были ли в истории положительные стороны в отношениях между Западным и исламским миром?
- Во взаимодействии между цивилизациями, всегда есть положительные и отрицательные моменты. Если посмотреть на не которые положительные аспекты этих отношений, можно утверждать, что Запад черпал знания благодаря исламской цивилизации через Пиренейский полуостров, на Сицилии и в период Крестовых походов. Крестовые походы имели некоторые положительные стороны, о которых мало говорят. Это была не просто война, а обмен идеями путем завоеваний и торговли. Можно обнаружить, что эти идеи касаются науки, технологии, навигации, которые пересекали границы. Так что это было положительным моментом.
- Кажется, Запад забыл многое о том, что исламская цивилизация дала ему. Как Вы думаете, должен ли он вспомнить об обязанности своего возрождения перед мусульманским миром?
- Я полагаю, что нынешнее поколение должно быть в курсе долге Запада перед исламом в области науки, которое занимает центральное место в жизни этого общества. И если бы люди знали о корнях и развития науки, научного метода, если люди осознают это, то, я думаю, что отношению к исламу также изменится.
Я также полагаю, что они должны знать о гендерных взаимоотношений в Исламе. Это показало бы Ислам в очень хорошем свете, потому что никто сегодня этого не видит. Западные люди видят ислам через СМИ, через поведение мусульманских общин, как религию, где презрительное отношение к женщине. Если бы было сказано, например, что идея рыцарства на самом деле пришла из исламского мира и была поглощена Западом, что все виды прав, которые предоставлены женщинам, мусульманки пользуются уже на протяжении 1400 лет, то такого рода информация, распространенная в западном мире, восприятие Ислама изменит.
Frontline