Турецкая газета “Джумхуриет” опубликовала часть интервью президента Башшара Аль-Асада, касающегося развития событий в Сирии и положения на региональной и международной аренах.
Турецкая газета “Джумхуриет” опубликовала часть интервью президента Башшара Аль-Асада, касающегося развития событий в Сирии и положения на региональной и международной аренах.
Следует отметить, что группа турецких средств массовой информации - газеты “Джумхуриет”, “Поста”, “Хюрриет”, “Радикал”, “Хабар Тюрк” и телеканалы “Д” и “СNN-Тюрк” - обратились с просьбой о проведении интервью с президентом Аль-Асадом, которая была удовлетворена сирийской стороной.
Однако, представители четырёх из этих СМИ не смогли прибыть в Сирию, поскольку начальник канцелярии премьер-министра Эрдогана потребовал от журналистов отказаться от поездки.
Отвечая на вопрос журналистов об инциденте с турецким самолётом и его возможных негативных последствиях, президент Аль-Асад сказал, что Дамаcк не допустит перерастания напряженности с Турцией в вооруженный конфликт между двумя странами. “Мы не допустим перерастания напряженности между двумя странами в вооруженный конфликт. Он нанесет ущерб и Сирии, и Турции”, - подчеркнул Башшар Аль-Асад.
Характеризуя события, происходящие в регионе и Сирии, он сравнил их с периодом столетней давности, когда распалась Османская империя. “Мы переживаем период, который изменит всю карту региона”, - отметил президент. Башшар Аль-Асад выразил уверенность в том, что, несмотря на позицию, занятую турецким правительством, “основу отношений между двумя странами закладывает народ”. По его мнению, ни сирийский, ни турецкий народ не хотят возникновения войны и не допустят этого. Отношения, связывающие две соседние страны, были полностью разрушены нынешним правительством Турции, отметил президент и заявил, что Сирия пытается сохранить достигнутый в течение последних 12 лет уровень сотрудничества, что служит интересам народов обеих стран.
Касаясь инцидента с турецким самолётом, Аль-Асад заявил, что обвинение в преднамеренном его уничтожении в случае его нахождения в нейтральной зоне является абсурдным. “Если бы наши ПВО сбили самолёт по ошибке или не на сирийской территории, то для Сирии не представляло бы проблемы официально извиниться, а если мы его сбили преднамеренно, то в чём заключается наш интерес? Это абсурдные обвинения”, сказал он. Президент заявил, что ни турецкий народ, выразивший поддержку Сирии с самого начала событий в стране и не согласный с политикой правительства Эрдогана в её отношении, ни турецкая армия не могли быть целями необоснованного и ничем необъяснённого удара сирийских ПВО.
Самолёт был сбит самым слабым средством ПВО, имеющимся у Сирии, сказал президент, дальность поражения которого составляет 2,5 км, а при такой дальности не представляется возможным уничтожение цели, находящейся на большем удалении. То есть самолёт уничтожен на максимально близком расстоянии от береговой линии Сирии и максимально низкой высоте, подчеркнул Аль-Асад.
“В мирной ситуации мы не сбиваем самолётов, - отметил он, - но мы сейчас находимся в состоянии войны, и когда не установлена принадлежность нарушителя, мы вправе считать его вражеской целью. Приказ сбить самолёт не был дан из центра, наши радары не могли его зафиксировать, так как он находился максимально низко. Наши ПВО отреагировали на вторжение в воздушное пространство на месте”, - подтвердил глава государства.
Президент подчеркнул, что Сирия узнала о принадлежности сбитого самолёта из сообщения турецких военных об исчезновении его с радаров. Именно сирийская сторона связалась с Турцией для прояснения ситуации и поисковая операция проводилась совместно с турецкой стороной, отметил Аль-Асад.
Направление, откуда проник в воздушное пространство САР неизвестный нарушитель, соответствовало тому, откуда прилетают израильские самолёты, заявил президент, поэтому ПВО Сирии адекватно отреагировала на вторжение.
На вопрос о предупредительных мерах, которые предпринимаются в подобных случаях в мировой практике, Аль-Асад сказал, что на радарах самолёт не был зафиксирован. В обратном случае, было бы сделано немедленное предупреждение. Средства ПВО не имеют такой возможности, отметил он, они реагируют на вторжение по приказу о защите границы от любого объекта, о нахождении которого в воздушном пространстве страны нет сведений. Приказ исполняется в доли секунды, мгновенно, без дополнительных консультаций с командованием, подчеркнул глава государства.
В нейтральном воздушном пространстве самолёт был виден на сирийских радарах, но после его снижения и вхождения на большой скорости в пространство САР он был потерян, ответил президент на дополнительный вопрос корреспондента турецкой газеты об инциденте.
До сих пор Сирия уверена, что инцидент с турецким самолётом был ошибкой, а не злым умыслом турецкой стороны, подчеркнул Аль-Асад и сказал, что САР не относится к Турции как к врагу, но “мы понимали, что правительство Эрдогана воспользуется инцидентом для создания враждебного общественного мнения в отношении Сирии, чего ему не удавалось на протяжении последних 15 месяцев”.
Президент выразил сожаление по поводу гибели двух турецких лётчиков и подчеркнул, что, несмотря на политику правительства Эрдогана, Сирия желает добрососедских отношений с народом Турции. Инцидент с самолётом должен рассматриваться в военной плоскости, но никак не в политической, сказал он.
“Взаимосвязь с ВС Турции у нас отсутствует уже 6 месяцев, и это было инициативой турецкой стороны”, - сказал президент. Он подчеркнул, что в подобной ситуации любой объект, вторгнувшийся в воздушное пространство страны, был бы уничтожен. “Я думаю, что так произошло бы в любой стране мира”, - сказал он.
Отвечая на вопрос об отношении Дамаска к стягиванию турецких войск в приграничную с территорией Сирии зону, президент ответил, что САР не считает Турцию своим врагом, несмотря на политику правительства этой страны и прошлые разногласия.
Касаясь возможной реакции Сирии на применение турецкими ВС силы в отношении сирийских военных объектов в случае необходимости, о чём недавно заявила Анкара, Аль-Асад подчеркнул, что сам вопрос относится к гипотетической ситуации, поэтому не стоило бы говорить о том, что не произошло, однако, если это всё же случится, Сирия будет рассматривать уничтожение своих объектов на сирийской территории как агрессию.
Сирия готова к обсуждению любых вариантов урегулирования кризиса в стране при условии соблюдения ее суверенитета и не приемлет ни один сценарий, навязанный извне, заявил президент Башар Аль-Асад в ответ на вопрос об отношении Дамаска к итогам женевской конференции.
Он отметил, что его удовлетворяют слова генерального секретаря ООН Пан Ги Муна о необходимости прекращения насилия и о том, что решение о будущем страны должен принять сирийский народ.
“В документе нет речи о внешнем вмешательстве, делается упор на уважение к решению народа Сирии. Для меня этого достаточно”, - подчеркнул сирийский президент.
“Мы обсудим все под крышей, защищающей суверенитет Сирии, и не позволим никому его нарушать. Мы не приемлем любые действия по вмешательству в наши внутренние дела”, - отметил Аль-Асад.
Он заявил также, что Дамаск отвергает навязанные извне варианты урегулирования сирийского кризиса. “Мы не приемлем ничего, что навязывается извне. Мы определим все на основе нашей внутренней динамики”, - сказал Аль-Асад, добавив, что сам не держится за кресло и готов покинуть свой пост, если народ на выборах проголосует против.
“Если народ не хочет меня, то на это есть выборы. Если народ пожелает, он меня отправит в отставку”, - подчеркнул президент Сирии.
“Если бы я в корыстных целях держался за кресло, то выполнял бы американские наставления и указания, бежал бы в погоне за нефтедолларами, отказался от своих принципов и национальной позиции и установил бы на сирийской территории какой-нибудь из элементов американской системы ПРО”, - продолжил Аль-Асад.
Президент Сирии, кроме того, заявил, что, “в целом, не воспринимает всерьез ни одно слово представителей американской администрации”. “США изначально являются для нас врагами, все их заявления и действия известны. Они на стороне террористов”, - подчеркнул Башшар Аль-Асад.
ВТОРАЯ ЧАСТЬ ИНТЕРВЬЮ "Джумхуриет" С ПРЕЗИДЕНТОМ СИРИИ БАШШАРОМ АЛЬ-АСАДОМ
Президент Аль-Асад: Изменившиеся условия выявили истинное лицо Эрдогана
Президент Сирии Башар Аль-Асад в опубликованном в среду интервью турецкой газете "Джумхуриет", отметил, что правительство Эрдогана оказывает материальную и техническую поддержку террористам и вмешивается во внутренние дела САР.
По мнению президента Сирии, турецкий премьер Эрдоган, с которым они еще до недавнего времени дружили семьями, "перейдя грань дружбы и братства в двусторонних отношениях, пошел по пути вмешательства во внутренние дела САР".
"Однако мы - суверенное и уважающее себя государство и не позволим никому вмешиваться в наши внутренние дела", - отметил Аль-Асад. По его словам, желание Турции "вмешиваться во внутренние дела Сирии, к сожалению, привело к тому, что она заняла сторону её врагов, став соучастницей во всех кровавых событиях".
Анализируя ухудшение сирийско-турецких отношений, президент Аль-Асад отметил, что это произошло в результате изменения политики Эрдогана. Он подчеркнул, что, например, отношения между Сирией и Ираком, Ираном, Иорданией и другими странами региона остались добрососедскими. Отношения же Турции не только с Сирией, но и с другими странами региона заметно ухудшились.
Отвечая на вопрос турецкого журналиста о призывах Эрдогана к проведению реформ в САР, президент Башшар Аль-Асад выразил недоумение по поводу того, что неожиданная забота и любовь Эрдогана к сирийскому народу проявилась не в 2004, а лишь в 2011 году. “Логично предположить, что я, как сирийский президент, беспокоюсь о благополучии сирийцев больше чем турецкий премьер-министр, которого в первую очередь должно волновать благополучие народа его страны”, - заметил Аль-Асад.
Президент САР на помнил, что о курсе на проведении пакета реформ было заявлено ещё в марте 2011 года, подчеркнув, за прошедшее время в стране была принята новая Конституция и ряд важнейших законов, направленных на улучшение жизни сирийских граждан.
По убеждению президента Сирии, у нынешнего турецкого руководства есть свой проект в отношении САР. " Эрдоган хочет, чтобы террористы в Сирии были свободны, на них не оказывалось бы давление, их бы не арестовывали", - добавил он.
Башшар Аль-Асад напомнил, что ещё задолго до начала сирийского кризиса, Эрдоган уделял сирийским братьям-мусульманам намного больше внимания, чем сирийско-турецким отношениям и нет сомнений, что сегодня он стремится к их защите и поддержке. “Этого мы не можем позволить не только Эрдогану, но и никому в мире”, - подчеркнул сирийский руководитель.
Отвечая на вопрос о возможности восстановления мостов между ним и Эрдоганом, президент Башшар Аль-Асад отметил, что речь идёт не о его личном отношении к турецкому премьер-министру, а о восстановлении доверия к Эрдогану на арабской арене. “Он должен проявить мужество и признать свои ошибки. Только тогда сирийский народ сможет простить его”.
Урегулирование возникшего между двумя странами кризиса возможно в случае, если турецкое правительство "откажется от своих ошибок" в отношении Дамаска. “Турецкое правительство прежде всего должно отказаться от своих ошибок, не использовать небольшие инциденты, такие как с турецким самолётом, для раздувания крупных проблем, и вместо преследования личных интересов и целей думать об интересах наших народов", - сказал Аль-Асад.
Президент Сирии напомнил, что курс на сближение отношений с Турцией был взят им еще в 2000 году, когда не было возглавляемой Эрдоганом Партии справедливости и развития, победившей на парламентских выборах лишь три года спустя и затем пришедшей к власти.
"Я создал стратегические отношения с турецким народом, и решение об этом было принято, когда Эрдогана еще не было у власти. Старт дружбе был дан в 2000 году и отношения с Эрдоганом развивались на этой основе", - напомнил Аль-Асад.
На вопрос турецкого журналиста о том, почему изменился Эрдоган, сирийский руководитель заметил, что изменились условия, которые проявили истинную сущность турецкого премьера. “Например, в 2008 году, во время нападения Израиля на сектор Газа, мы слышали очень много реплик в защиту палестинцев, однако, за 2,5 года до этого, во время израильской агрессии против Ливана, мы не услышали ни одного заявления в поддержку ливанского народа. И там и здесь – сопротивление, и там и здесь – погибли мирные граждане, и там и здесь один и тот же агрессор. Разница в конфессиональной предвзятости Эрдогана. Лицемерно проявляя заботу о сирийском народе, он в тоже время игнорирует гибель невинных и невооружённых мирных граждан в странах Арабского залива и не заботится о тожестве демократии в этих странах”.
Аль-Асад задал встречный вопрос о причинах бездействия Эрдогана в связи с израильским нападением и гибелью турецких граждан на судне “Mavi Marmara”. “Почему он не бросил вызов Израилю и согласился с размещением системы ПРО в Турции. Неужели для защиты турецкого государства или для защиты США? Кто может угрожать США в нашем регионе?”. Ответ напрашивается сам собой. ПРО размещена для защиты Израиля. Эти события показали истинное лицо Эрдогана, авторитет которого потерпел фиаско в арабском мире”.
Президент Аль-Асад: Кризис в Сирии, в основном, связан с внешними факторами
Турецкой газетой “Джумхуриет” была опубликована третья часть интервью президента Башшара Аль-Асада.
Президент подчеркнул, что кризис в Сирии, в основном, связан с внешними факторами, о чём свидетельствует наличие в стране наёмников и экстремистов из арабских и исламских стран. К этому необходимо добавить, что из-за рубежа в Сирию направляются современные вооружения и финансовые средства.
Всё это изменило подход к происходящим событиям у многих в стране, в том числе, среди представителей оппозиции.
Президент Аль-Асад заявил, что революция не может осуществляться бандитами, она должна исходить от народа, который никто не может подавить.
Он сказал:
“Мы преследуем и уничтожаем террористов в целях самозащиты, это наш долг как государства… Бандиты совершают резни мирных жителей. Что бы сделали вы, турецкие граждане, если бы вас убивали? Вы бы защищались. Турция под предлогом борьбы с терроризмом совершает военные операции на севере Ирака и на своей территории. Мы же не говорим, что турецкое государство убивает собственный народ. Всё это является проявлением политики двойных стандартов и спекуляций, что для нас неприемлемо”.
Президент Аль-Асад подчеркнул, что необходимо делать различие между ошибками, совершаемыми внутри Сирии, и внешними факторами.
По его словам, антисирийский план прошёл три этапа. Первый этап – демонстрации, часть которых оплачивалась; в начале кризиса участникам платили по десять долларов, а сейчас – от пятидесяти до ста.
После этого перешли к созданию зон, контролируемых вооружёнными группировками, по типу ливийского Бенгази. Однако эти попытки, продолжавшиеся вплоть до марта текущего года, потерпели провал.
Тогда начался третий этап – совершение террористических взрывов, покушения на отдельных лиц, резни мирных граждан и разрушение государственных объектов. Поэтому нельзя утверждать, что демонстрации носили мирный характер.
Президент Аль-Асад отметил, что международные организации, в том числе – Совет ООН по правам человека, подчиняются воле США и стран Запада, их заявления отражают не реальное положение дел в Сирии, а лишь баланс сил на международной арене. Цель этих организаций – оказать на Сирию дополнительное давление. Но, поскольку права – на сирийской стороне, то Сирия не подчинится этим организациям и сорвёт их планы.
Президент Аль-Асад: Ужесточение санкций не поколеблет нашей позиции
Турецкая газета “Джумхуриет” опубликовала четвёртую часть интервью президента Башшара Аль-Асада, в которой было акцентировано внимание на курдской проблеме и деятельности Рабочей партии Курдистана на территории Турции.
Президент Аль-Асад отметил, что Рабочая партия Курдистана ведёт вооружённую борьбу против турецких властей на протяжении десятков лет, включая тот период времени, когда сирийско-турецкие отношения были очень хорошими. Президент опроверг заявления, что Сирия якобы поддерживает Рабочую партию Курдистана и позволяет использовать курдским боевикам свою территорию в приграничных с Турцией районах. Он заявил: “Нам не свойственно вероломство”.
В отношении курдского вопроса президент Аль-Асад отметил, что Ближневосточный регион неоднороден по своему этническому составу и отличается большим культурным разнообразием. Проблема заключается в том, что в последние десятилетия кое-кто пытается использовать данный фактор для достижения определённых политических целей, противопоставляя узконациональные интересы патриотическим.
Однако, подчеркнул президент, “мощь Отчизны заключается именно в богатстве этнических, религиозных и культурных компонентов”, нельзя допустить их раскола. Они должны быть не расшатывающим и устрашающим, а обогащающим фактором.
В ответ на вопрос, возможно ли создание в регионе курдского государства, президент Аль-Асад сказал: “В этом случае появятся десятки мелких государств, а не только курдское. Каждая конфессия, религия или нация будет стремиться к созданию своего независимого государства. Я не думаю, что наши народы заинтересованы в таком разделе. Мы жили вместе в этом регионе на протяжении тысячелетий без каких-либо проблем. Проблемы возникли лишь в эпоху колониализма… Если мы полностью осознаем, что должны продолжать жить вместе, то очерченные колониализмом границы сотрутся, перестанут быть чем-то значимым”.
По мнению президента, если в настоящее время народы региона живут в границах нынешних его стран, то, возможно, в будущем они смогут объединиться в более обширное государство на принципе равноправия.
Отвечая на вопрос о кризисе в турецко-сирийских отношениях, президент Аль-Асад отметил, что сейчас через границу в Сирию идёт поток контрабанды оружия и переправляются террористы. В последние годы сирийское руководство стремилось к тому, чтобы совместные границы способствовали развитию обеих стран, но развитие и терроризм несовместимы.
Что касается вопроса о том, до каких пор Сирия сможет противостоять введённым против неё санкциям, которые отрицательно отражаются на сирийских гражданах, президент Аль-Асад подчеркнул: “Пока права на нашей стороне и пока у нас есть достоинство и патриотизм, ужесточение санкций не поколеблет нашей позиции. Мы не торгуем нашими принципами ни за деньги, ни за пищу, ни за иностранную помощь. Это для нас неприемлемо с принципиальной и моральной точек зрения”.
Подготовлено порталом «Правда о событиях в Сирии»