В рамках мероприятий, посвященных «Болгар Жыены» и KAZANSUMMIТ, в Казань приехал Муфтий мусульман Республики Румыния — Йосыф Мурад
В рамках мероприятий, посвященных «Болгар Жыены» и KAZANSUMMIТ, в Казань приехал Муфтий мусульман Республики Румыния — Йосыф Мурад. Нашему журналисту удалось встретиться с ним и побеседовать об особенностях мусульманской общины Румынии, об их жизни и укладе.
- Ассаляму алейкум, Йосыф хазрат, расскажите, о мусульманах Румынии?
- В первую очередь я бы хотел поблагодарить Президента Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова за то, что он пригласил меня сюда с официальным визитом. Это дало возможность увидеть республику, познакомиться с людьми, которые здесь проживают. Я привез большой салам от мусульман Румынии президенту Республики Татарстан, муфтию РТ Илдус хазрату Файзову, а также всем мусульманам РТ.
Мы, мусульмане живем в Румынии порядка 8 веков. Мои предки из Крыма. Насколько у нас есть религиозно-братская связь с мусульманами Татарстана, настолько у нас есть и кровная связь. Как сказал Аллах в суре «Худжурат»: «Все вы мусульмане — братья». И как сказал пророк (сгв) в одном из хадисов: «Все мы мусульмане друг другу братья».
Наша страна является членом Евросоюза, что предусматривает демократию, свободу слова, свободу вероисповедания, которые проявляются в полной мере. Сколько бы мы не благодарили Аллаха за то, что он дал нам возможность жить в нынешних условиях в Румынии, этого все равно будет мало.
В составе нашего муфтията находятся 78 мечетей. 12 из них — исторические памятники. Они подконтрольны Министерству культуры Румынии и являются международным достоянием. Так как мы являемся составляющей частью населения, государство выделяет нам бюджет и помогает нам следить за историческими зданиями. Это единственная в Европе страна, в которой государство официально оказывает помощь мусульманам, и где свобода вероисповедания используется полностью. Это я говорю как человек, испытывающий это в своей жизни на практике. Организации и учреждения проводили исследования, аналитику на данную тематику, и результаты оказались такими же положительными.
- Каковы отношения между христианами и мусульманами у Вас в стране.
- У нас, в принципе, такой вопрос не задается. На побережье Черного моря есть регион, который включает в себя 2 района, где реализована модель «добруджа». Здесь мусульмане осели уже много веков назад, и здесь же живет самое большое количество мусульман страны.
С 1264 года и по сей день между мусульманами, христианами и представителями других религий складывались хорошие отношения, которые сохраняются и по сей день. Причиной всему является уважение людей друг к другу, к их религии, ценностям, культуре, в итоге мы смогли сохранить эти взаимоотношения. В пример я могу привести то, что аспирантуру я закончил в Христианском ортодоксальном университете, и продолжаю докторантуру на этом факультете.
Мы предлагаем модель «добруджа» всему Евросоюзу. Так как считаем, что Евросоюз нуждается именно в такой модели, чтобы построить стабильные взаимоотношения между людьми разных конфессий.
- Есть ли у Вас религиозные учебные заведения?
- По законам Румынии с 1 по 12 класс в обязательном порядке в школах внедрены уроки по религии, Исламу. Кроме этого есть центры по изучению Корана, которые находятся в подчинении муфтията. В период летних каникул для детей при всех мечетях будут организованы курсы по изучению Корана, основ Ислама. Государство не ставит никаких преград в оказании данных услуг.
- То есть у Вас получается, что религия и государство практически работают вместе?
- Религия и государство отдельно. Государство не вмешивается в дела религии. В конституции прописано, что каждый человек имеет право исповедовать ту религию, которую пожелает и это реализуется.
Если вы обратитесь к правительству и скажете, что в школе есть 10 детей-мусульман, которым необходимо предоставить необходимые условия для обучения, то власти предоставляют эту возможность. И плюс еще обеспечивают зарплатой учителей, которые там будут преподавать. То есть 10 человек достаточно для организации отдельного класса. Если же 2 школьника в группе, то государство обеспечивает условия, чтобы обучать их религиозной практике, исламским темам, но в этом случае, преподавателю зарплату выплачивает муфтият.
Власти нам помогают, если попросить, то есть если мы не будет что-либо предпринимать, то и государство не поможет нам. Мы сами проявляем инициативу, а правительство нас поддерживает. В Румынии государство к религиозным делам относится нейтрально. Население нашей страны 23 млн. человек, а мусульмане составляют 70 тыс. и являются меньшинством. И муфтий, представляющий это меньшинство, обращается и просит помощи. У нас остались земли, которые принадлежат мусульманам с Османской империи, но их не так много, и большой прибыли они не приносят. Земельное имущество может покрыть расходы лишь в сельской местности. Если не было бы турецких спонсоров — инвесторов, предпринимателей, открывающие бизнес у нас в стране, нам было бы сложно.
В 2005 году я был избран муфтием, а в прошлом году переизбран на этот пост еще раз. За этот период времени мы построили 8 мечетей и 18 минаретов. Предыдущий посол Турции постарался сделать так, чтобы ни одна мечеть не осталась без минарета. Мы, считаем, что они являются нашими символами. У нас есть 20-40 метровые минареты. Перед моим приездом сюда, приехали турецкие строители, инженеры, с помощью Всевышнего, если позволит погода, то мы должны до конца года построить еще 4 минарета.
Что примечательно азан читается через колонки и хорошо слышен в округе. Хочу рассказать интересную историю: в городе Костенжи в самом его центре рядом с мэрией стоят 2 мечети, одна повыше, другая пониже. В одной, сломались колонки и азана не было слышно. Мэр отправил помощника, чтобы узнать, что произошло. Когда он узнал, что колонки сломались, то выделил деньги на покупку нового оборудования. Хотя сам он является румынином-христианином.
В1860 годах, когда руководители были из мусульман, христиане приходили за помощью к ним, и они им также ни в чем не отказывали, строили церкви. И получается, что история возвращается: наши деды делали добрые дела и теперь мы пожинаем их плоды. Теперь к нам так же хорошо относятся как раньше, мусульмане к христианам.
- В чем заключается работа муфтията?
- Мы просим помощь у государства, распределяем средства туда, где они необходимы. Отвечаем за все, что связано с религиозной инфраструктурой: имущество, деньги, образование. В обязательном порядке в любой религиозной организации, должны быть люди, с которыми общаются и через кого решают проблемы мусульмане. Если бы в Татарстане не было бы муфтия Илдус хазрата то, что мне пришлось бы общаться с каждым мусульманином в отдельности? У каждого человека должна быть своя роль. Аллах сказал: «Поклоняйтесь Аллаху и повинуйтесь руководителям, которые избраны из вас».
- Кто платит зарплату имамам?
- В зарплате имамов правительство участвует частично. Государство платит имамам дополнительно 70% к его заработной плате. Почему не дают полностью зарплату, потому что у религиозных деятелей, как и у христиан, и мусульман есть дополнительный заработок: прочитать никах, мавлид, дженаза намаз. То есть в эти заработки власть не вмешивается и налогом не облагает. Министерство по делам религии Турции также оказывает ежемесячную помощь нашим имамам. Потому что у нас очень хорошие отношения с Турцией.
- Где получают образование имамы?
- У нас есть «Международное медресе Кемалятут-турк», которое действует с 1600 годов и является основным «производителем» имамов. Эта школа работает на основе протокольного соглашения между Министерством образования Турции и Румынии.
В 1967 году медресе было закрыто и вновь начало свою работу в 1994 году. Интересный факт, что это медресе закрыло не коммунистический режим и не государство. Причиной явилось то, что никто не шел туда учиться. В 1967 году выпускниками стали всего 4 человека.
- У Вас учатся за границей?
- Я, например, учился в Турции. Да за границей учатся, с 1990 года такая практика существует: отправляют в Турцию и другие арабские страны. Нужно пояснить, что в Турцию мы отправляем на договорной основе, и тут помогает государство. А в другие страны студенты отправляются благодаря вакфной системе.
- Какого мазхаба придерживаются у Вас в стране? Есть ли у Вас экстремистские течения?
- Образование, которое дается в наших школах — это образование которое согласовано и приобретено через Министерство образования Турции. Что касается школ, то для 1-12 классов мы сами создавали учебники, темы, методические пособия, чтобы было близко к нам и Европейским странам. Образование же мы даем по мазхабу Ханафи.
Будь то Татарстан, другой регион России или другая страна Европы — у нас есть общая проблема, с которой мы сталкиваемся и боремся: это течение ваххабизма и саляфизма. В Коране Аллах сказал: «Примкните к вере Аллаха и не разделяйтесь, будьте едины». Эти течения, кроме того, как разделяют мусульман, больше ничего не делают.
В 2006 году я участвовал в одной из встреч в Москве с президентом В.В. Путиным. Тогда я услышал от него предложение, которое я поддерживаю и теперь повторяю всем. Он сказал, что мир сейчас нуждается в традиционном Исламе. И считаю, что это направление должно быть основным для всех тех стран, о которых я сказал. Я считаю, что мы должны вернуться к тем постулатам веры, которые нам перешли от наших предков. Именно борьба с этим течениями должна быть общей идеей всех стран, которые придерживаются традиционного ислама. При встрече с Илдусом Файзовым мы обсуждали эти вопросы. Насколько я понял, у Татарстана большой опыт в этом вопросе и мы хотели бы перенять некоторый опыт. Лично я хотел бы, чтобы было взаимопонимание и уважение мусульман друг к другу и к другим религиям.
- Как у Вас обстоят дела с халяль?
- Честно говоря, мы только-только начали выдавать сертификаты халяль. У нас есть предприятия, которые производят и экспортируют свою продукцию в арабские страны. И в этих вопросах мы четко контролируем исполнения всех наших требований. Но у нас нет такой организации как комитет халяль. У нас есть люди, который занимается этим вопросом. То есть они едут на предприятие и там занимаются данной работой. Но, к сожалению, некоторые люди, не имея знаний, тонкостей, навыков выдают для данного продукта документы соответствия халялю.
Я считаю, что на международном уровне надо собраться и урегулировать вопросы, касающиеся сертификации халяль. Определить в каждой стране орган, у которого будут полномочия заниматься этим вопросом и выдавать сертификат халяль, и чтобы никто кроме него не мог иметь на это право. Потому что в Евросоюзе есть некоторые организации, которые без каких-либо знаний, ради коммерческой выгоды, печатают сертификаты и раздают всем, кто это пожелает. Выдача этого документа является очень серьезным действием, требующим большой ответственности и профессионализма. Выдавая его надо помнить, что данным продуктом могут воспользоваться миллионы мусульман.
- То есть организации, которые выдают сертификаты халяль не подчиняются муфтияту?
- У нас есть много вакфов. Некоторые из них учреждены физическими лицами. И так получилось, что и они, без исследований и проверок, стали выдавать эти сертификаты. Мы проделали большую работу, чтобы наладить порядок в сфере халяль. Сейчас мы выдаем сертификаты на основе заключений профессоров, биохимиков, религиозных деятелей, которые компетентны в этом вопросе.
- Вы были Болгар Жыенында?
- Мой приезд связан именно с Болгар Жыены, так как на данное мероприятие меня пригласил президент Татарстана. Благодаря этому была возможность встретиться с президентом и в Болгарах и на саммите. Я увидел и узнал, что Болгары являются важным историческим, культурным и религиозным центром для татар. И мы все должны максимально уделять внимание таким историческим ценностям. Должны рассказывать историю нашей молодежи и детям.
- Вам понравилось в Татарстане?
- С того дня как я сюда приехал мне все нравится. Я еще раз хочу поблагодарить президента Татарстана Рустама Минниханова за то, что он пригласил меня сюда. Так получилось, что я оказался единственным представителем Евросоюза. И для меня это было приятно вдвойне. Я считаю, что данное событие — первый шаг к тому, чтобы между нашими государствами построить хорошие и плодотворные взаимоотношения. Я надеюсь, и прошу у Всевышнего, чтобы наши начинания стали полезными, как для мусульман живущих здесь, так и для мусульман, живущих в Румынии. Я увидел, что здесь очень хорошо и очень красиво. Здесь много направлений и вещей, по которым мы могли бы обменяться опытом, поучиться у вас. Особенно хотелось бы перенять опыт и наработки в направлении по борьбе с ваххабизмом. Мы должны разрешить вопросы урегулирования и улучшения традиционного ислама на международном уровне.
- Что бы Вы пожелали мусульманам Татарстана.
- Я желаю от Всевышнего Аллаха благодать, здоровье и благополучие. Чтобы мусульмане Татарстана не забывали, что и в Румынии есть их братья, такие же мусульмане-татары как и они. И желаю чтобы у нас было единство и единение.
Материал подготовлен пресс-службой ДУМ РТ.