Общероссийское
информационное агентство мусульман
24
Воскресенье
ноября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Гусман хазрат Исхаков: Единый муфтият в России - это утопия

Дата: 25.02.2010 Версия для печати
Гусман хазрат Исхаков: Единый муфтият в России - это утопия

27 февраля в Казани состоится IV съезд мусульман Татарстана, и председатель Духовного управления мусульман республики муфтий Гусман Исхаков рассказал "Интерфакс-Религии" о том, что достигнуто организацией за 12 последних лет и каково его ...

27 февраля в Казани состоится IV съезд мусульман Татарстана, и председатель Духовного управления мусульман республики муфтий Гусман Исхаков рассказал "Интерфакс-Религии" о том, что достигнуто организацией за 12 последних лет и каково его видение вопроса о единении мусульман.

- Гусман-хазрат, в последнее время было много дискуссий по вопросу о едином муфтияте России. Какова Ваша позиция?

- Я считаю, что сначала целесообразнее было бы добиться, чтобы единые муфтияты были в каждом регионе, как это по настоятельному совету президента Татарстана Минтимера Шаймиева было сделано у нас 12 лет назад. Ведь сейчас в некоторых регионах существуют два, а то и три духовных управления, которые толком не работают, а занимаются только "разборкой полетов" и взаимными упреками. А что нам делить, мусульманам? В конце концов, пора одуматься.

Следующим этапом могло бы быть объединение духовных управлений татар, потом - татар и башкир, а уже им, если хватит сил и мудрости, можно было бы объединиться с мусульманами регионов Кавказа. Причем объединяться мы бы могли в разных сферах - образовании, паломничестве, в каких-то еще.

Если вспомнить, то даже во времена царской России или СССР духовные управления были разные. Быть всем мусульманам - татарам, башкирам, кавказцам под единым муфтием, наверное, это утопия. Да и надо ли?

- Вот уже 12 лет Вы возглавляете Духовное управление мусульман Татарстана - одно из крупных и влиятельных в стране. Чего удалось добиться за эти годы?

- Самое главное, чего удалось добиться, - это мира и спокойствия в регионе. Главное - что нет у нас вдов и сирот на почве религиозного разобщения или столкновения, что среди имамов, мухтасибов, преподавателей религиозных образовательных учреждений нет разногласий - все придерживаются одного направления.

Да, в девяностых годах, когда открылся "железный занавес", у нас были разногласия, ведь тогда к нам под видом преподавателей приехало много эмиссаров из-за рубежа, и, чтобы остановить появившиеся шовинистические настроения, надо было очень много, терпеливо разговаривать с приверженцами националистических, радикальных настроений.

Особенно много проблем было в Закамском регионе республики. Например, я вздрагивал, когда мне говорили, что опять какие-то волнения в Набережных Челнах. Сколько было проведено семинаров, конференций, дискуссий! Иногда приходилось работать с людьми, у которых были стеклянные глаза, свою правоту они доказывали с пеной у рта. Но кропотливая, терпеливая работа дала свои плоды, и сейчас я с удовольствием еду в этот город, рад встречам с имамами-единомышленниками.

Кто-то, в свою очередь, уехал из республики на Восток в поисках, как они говорили, "чистого ислама", а получил могилы - в Чечне, Дагестане, Афганистане.

Мы же у себя в итоге добились единства, взаимопонимания, спокойствия, мира, что дает нам возможность развиваться и созидать во имя Всевышнего. Мир и спокойствие, толерантность в Татарстане - визитная карточка республики, которая достигается работой днем и ночью всех и вся - руководства, правительства, общественными и религиозными организациями.

Что касается развития собственно управления, то за эти годы у нас появилось много новых комитетов - по хаджу, халялю, вакфу, закяту, отделы по международной деятельности, по работе с силовыми и госструктурами, медицинский, юридический, международный, многие другие, которые позволяют эффективно работать и оперативно решать многие вопросы.

Мы молим Всевышнего, чтобы следующий президент Татарстана был таким же мудрым, выверенным в делах, а все остальное можно решить.

- Вы баллотируетесь на четвертый срок, и соперников, насколько нам известно, нет. Нет смены или… ?

- Если честно, я уже думал больше не выставлять свою кандидатуру и в какой-то степени готовился к какому-либо новому роду деятельности - например, открыть центр изучения Корана "Рашида", интенсивное строительство которого сейчас идет в Казани.

- Устали или решили дать дорогу молодым?

- Да нет, не устал, 52 года - самый такой возраст, когда и силы есть, и знания, и опыт, и понимание огромной ответственности. Да, у нас есть молодые люди, которые могли бы меня заменить. Они, думаю, сильнее меня в арабском и других иностранных языках, в теологии, других сферах, но чтобы, как говорят, "охладить горячего и разогреть совсем холодного", нужен опыт. У меня он огромный, 30-летний, и мой долг - максимально использовать его и передать другим.

Ведь иногда ради общего блага, мира и спокойствия приходится, стиснув зубы, прикусить язык и промолчать, иногда приходится говорить правду большим чиновникам, а иногда прогибаться, ходить с протянутой рукой, например, чтобы мои молодые имамы не бедствовали. Раз у меня получается, то почему нет?

У нас было три-четыре человека на примете в качестве кандидатов на пост муфтия, но и они, подумав, отказались, сказав, что "коней на переправе не меняют". Свою поддержку мне оказали в письмах и мухтасибаты республики.

Не последнюю роль в решении вновь идти на выборы сыграла и поддержка Минтимера Шаймиева. На встрече в конце октября президент республики дал высокую оценку деятельности ДУМ Татарстана и посоветовал мне баллотироваться вновь.

- Какие проблемы стоят сегодня перед ДУМ республики?

- Одна из основных - кадровая. Если в конце девяностых мы говорили, что лишь в 5-8% наших мечетей работают молодые, толковые, эрудированные имамы, то сейчас таких уже 20-25%, и этого все равно мало.

Отрадно, что в мечетях почти всех крупных городов республики - Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске - уже работают подготовленные, мыслящие по-современному священнослужители: помимо религиозного, они имеют или сейчас получают второе, светское, образование, у них налажен хороший контакт с главами муниципалитетов.

Да, религия отделена от государства, но не отделена от общества, потребность в исламе у населения есть, и мечети, медресе строятся не только на благотворительные средства, здесь значительную помощь, например, по отведению земли, оказывают и руководство республики, правительство, и муниципалитеты, и мы очень благодарны им за это. Такое сотрудничество - продукт нашего терпения и взаимоуважения, это дорогого стоит.

- Где готовят имамов для мусульманских приходов республики?

- Подготовка имамов ведется в 12 религиозных учебных заведениях Татарстана, в том числе в Российском исламском университете в Казани. Если в 2007 году в мусульманские вузы поступило около 280 студентов, то в 2009 - уже 460.

Всего в республике сейчас 1332 прихода.

- Некоторые имамы получают образование за рубежом, Вы удовлетворены их подготовкой?

- Есть, и не только у нас в республике, серьезная проблема - привнесение извне чуждых нам мазхабов (учений - "ИФ"). Сейчас появились имамы, которые еще молодыми людьми 10-15 лет назад уехали за границу и получили там свое первое религиозное образование, приняв именно тот мазхаб, который распространен в стране обучения, но не познав наш, ханафитский, мазхаб.

Отсюда и многие разногласия в среде священнослужителей. Знаю, что на Кавказе этот вопрос решается жестко, по принципу "кто не с нами, тот против нас", но мы не можем и не будем брать пример с этих республик.

Для нас великий пример - работа президента Татарстана Минтимера Шаймиева, который во всем придерживается принципа умеренности - в вопросах политики, религии, межнациональных отношений.

Мы считаем, что ребята, которые, вернулись с чуждым нам мазхабом, нуждаются как минимум в двух- трехгодичной реабилитации прежде, чем их можно было бы поставить на какой-то пост. При этом не надо от них отворачиваться, отдалять от себя, обвинять сразу в ваххабизме, салафизме или суфизме. С ними надо очень терпеливо работать, разъясняя постулаты и преимущества ханафитского мазхаба - самого умеренного, самого толерантного.

Это очень тонкая вещь, и к этому надо подходить очень аккуратно и осторожно, чтобы не допустить никаких обвинений, никакого противостояния. Да, есть приверженцы разных течений ("Хизб ут-Тахрир", "Джамаат таблиг"), запрещенных на территории России, но их единицы, и они нереакционны.

Не надо путать терроризм с теологическим разногласием! Если мы будем и дальше с ними бороться, не пытаясь мирным путем наставить на путь истинный, то это может превратиться в более суровые отношения. Это непродуктивный ход, ведь иногда приходится и нужно делать два шага вперед, один - назад.

- Кто примет участие в IV съезде мусульман Татарстана?

- В съезде примут участие 528 имамов (в среднем один от двух приходов) из различных районов республики. Среди почетных гостей съезда - президент Татарстана Минтимер Шаймиев, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, глава Центрального духовного управления мусульман Талгат Таджуддин, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев, муфтии из ряда регионов страны.

- Кстати, об образовании. На Ваш взгляд, какой вариант обучения основам религии предпочтительнее - татарстанский или федерального центра?

- На мой взгляд, татарстанский: когда школьники, независимо от национальности и вероисповедания, вместе изучают курс истории основных мировых религий.

Если все ребята будут знать азы различных религий, разбираться, кто такой Иисус, кто Мухаммад, кто Авраам или Будда, знать, что такое церковь, мечеть или синагога, - это же хорошо!

Знания не только будут развивать ребенка, но и прививать уважение друг к другу, а это очень важно. Изучение в школе детьми только своей религии, как предлагает федеральный центр, - это сомнительный путь, который может привести к непредсказуемым последствиям.

Мы живем в светском государстве, и законы должны быть одинаковыми для всех. Нужно всегда помнить, что непродуманными решениями можно и навредить.

"Интерфакс-Религии"


Смотреть комментарии

avatar
1
Двуличный тип.
http://gusman-iskhakov.com/
avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Член Общественного совета ФСИН России, советник муфтия Татарстана по социальным вопросам, руководитель ОБФ «Ярдам-Помощь» Илдар Баязитов рассуждает о мигрантах, религии и просвещении в исправительных учреждениях на фоне трагедии в ИК п...


 Президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия стремится упрочить авторитет БРИКС в мире, сосредоточиться на решении глобальных и локальных проблем.


У каждой мамы малыша возникает вопрос: отдавать ребенка в детский сад или самой заниматься его воспитанием. Если семья мусульманская, то вопрос более актуален, так как в обычных дошкольных учреждениях ни питание, ни воспитание не соответствуют закона...

Казанский благотворительный фонд собрал и передал нуждающимся 60 тонн гушр-садаки. Гушр – это особый вид милостыни, когда отдают неимущим часть полученного за сезон урожая. Обязательность гушр-садаки обусловлена тем, что подли...


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1484

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф