В Екатеринбурге завершилась первая часть образовательного проекта свердловской региональной татарской молодежной общественной организации «Яшен» «География Ислама» - череда познавательных встреч, посвященных беседам об истории и современном состоянии ...
В Екатеринбурге завершилась первая часть образовательного проекта свердловской региональной татарской молодежной общественной организации «Яшен» «География Ислама» - череда познавательных встреч, посвященных беседам об истории и современном состоянии Ислама в разных частях света. Проект стал очень популярным среди мусульманской молодежи города, с каждой встречей число ее участников становилось все больше и больше.
О том, как родился данный проект, чему были посвящены встречи, каковы его перспективы мы беседуем с ведущим проекта «География Ислама» историком, журналистом, специалистом по проблемам Ислама и миграции, составителем энциклопедического словаря «Ислам на Урале» Алексеем Старостиным.
Кому пришла идея проводить подобные встречи? После новогодних праздников я, председатель Совета СРТМОО «Яшен» Ильдар Хабибуллин и зам. председателя Национально-культурной автономии татар Свердловской области (НКАТ СО) Сария Бакирова встретились в общественной приемной НКАТ, чтобы обсудить разные вопросы, говорили в т. ч. и о проблемах Ислама.
С момента своего создания «Яшен» выделил мусульманское просвещение в одно из приоритетных направлений своей деятельности. В рамках этого направления татарская молодежь участвовала в субботниках на территории старинного мусульманского кладбища Екатеринбурга и городских мечетей, ездила на экскурсии по мечетям Свердловской области, встречалась с религиозными деятелями для бесед на различные темы. И вот в ходе нашего разговора родилась идея проводить встречи для татарской молодежи о том, как развивается Ислам в разных странах мира. Тут же придумали и название «География Ислама». НКАТ СО любезно предоставил помещение для этих встреч, Ильдар вызвался проинформировать ребят, а за мной была интересная содержательная часть.
Чему были посвящены ваши беседы?
Лекции проходили раз в месяц по вечерам в один из рабочих дней, с февраля по май. Пока мы успели провести четыре встречи. Первая была посвящена исламским традициям в регионе Большого Урала у разных этнических групп. Ну а дальше «География Ислама» все более расширялась. Я сразу сказал ребятам, что проект полностью интерактивен – они сами могли выбрать страну или регион, который их интересует для следующей лекции.
Так и получилось. Их интересовал не традиционный регион распространения Ислама – Ближний и Средний Восток, а весьма необычные и порой даже экзотические места. Так, на следующей лекции мы говорили об Исламе в Европе - об этапах взаимодействия европейцев и мусульман, образовании в Европе автохтонного мусульманского населения,естественно о формировании современной мусульманской общины в ходе миграционных процессов и ее положении там. Помню, беседа получилась очень оживленной и дискуссионной, т. к. все оказались в курсе того, что там происходит, имели свое мнение по этому вопросу. Третья встреча была посвящена Исламу в Китае. На нее мы пригласили специального гостя – преподавателя Уральской государственной юридической академии, тюрколога, путешественника Данила Сергеева.
Он несколько раз путешествовал по Китаю, посещал китайские мечети в разных частях страны от Гонконга до Урумчи, так что поделился собственными наблюдениями. И последняя наша встреча была посвящена Исламу в Африке к югу от Сахары. Там мы больше всего говорили о деятельности суфийских тарикатов и необычной архитектуре африканских мечетей.
Кто стал участником проекта?
Как я уже сказал, первоначально он был направлен на татарскую молодежь г. Екатеринбурга, но приятно отметить, что информация о нем достаточно быстро распространилась по городу. И к нам стали приезжать и имамы мечетей, и представители организации таджикистанской молодежи «Авиценна», объединяющей студентов из Таджикистана, которые учатся в вузах города, и просто интересующиеся. Так что от лекции к лекции количество участников возрастало. Как-то раз потребовалось искать дополнительные места, т. к. тех, что были в общественной приемной НКАТ, не хватило.
К нам приходили молодые люди самых разных профессий и интересов, главной задачей было заинтересовать их, расширить их культурные горизонты, дать в интересной форме новую информацию. Мы всегда работали с визуальными материалами – картами, фотографиями. Я считаю, что эти встречи – своеобразный канал «Discovery», благодаря которому можно узнать много нового и необычного. Ислам, с одной стороны, является цельной, монолитной религией, но в то же время он очень разнообразен, в каждом регионе мира у него свои традиции и формы бытования, связанные и с климатом, и с политическим строем, и с этническими традициями. Наиболее яркий пример – архитектура мечетей, в Африке они одни, в Китае – другие. И сравнивая эту информацию с тем, как Ислам развивается на Урале, с тем, как у нас строят мечети, возникает ощущение калейдоскопичности и мозаичности. Красоту этой мозаики и призван был показать наш проект.
Будет ли у этого проекта продолжение?
То, что оно будет, это без сомнения. «География Ислама» не ограничивается только тем, что мы рассмотрели – есть еще Латинская и Северная Америка, Австралия, разные регионы Азии, так что о многом еще можно рассказать. Сейчас по договоренности с СРТМОО «Яшен» мы приостановили встречи на три летних месяца, т. к. начинается сезон отпусков. А с сентября он обязательно продолжиться.
Поступило предложение от мечети «Рамазан» г. Екатеринбурга проводить подобные встречи в ее стенах, посмотрим, возможно, это выльется в самостоятельный проект. Чем больше людей узнают новую и интересную для себя информацию, тем лучше. Это не университетские лекции, а именно беседы - интересные, доступные, понятные, актуальные, чтобы каждый нашел в них что-то для себя, а через это знание проявил интерес к вероучению, многообразной истории и культуре Ислама.
Анвер АГАЕВ, IslamNews.