На прошедшей неделе столицу Татарстана посетила очень интересная зарубежная делегация. Это представители рабочей группы «Церковь и Ислама» Лютеранской Евангелической Церкви Финляндии, которые изучают опыт татар Финляндии и Татарстана в выстраивании диалога культур и культурного взаимодействия с представителями разных религий и национальностей.
На прошедшей неделе столицу Татарстана посетила очень интересная зарубежная делегация. Это представители рабочей группы «Церковь и Ислама» Лютеранской Евангелической Церкви Финляндии, которые изучают опыт татар Финляндии и Татарстана в выстраивании диалога культур и культурного взаимодействия с представителями разных религий и национальностей.
Одной из форм деятельности этой группы является Диалог (помимо научных исследований, мониторинга процессов, проведения конференций и др.). В состав группы из восьми человек вошли как сотрудники Лютеранской церкви, так и университетов Хельсинки, Турку и Тампере. В Казань они приехали вместе с известным представителем татарской диаспоры Финляндии Оканом Дахером, который уже много лет работает в составе нескольких государственных и международных организаций, занимающихся проблемами национально-религиозных меньшинств Финляндии и Европы.
В течение трех дней пребывания в Татарстане рабочая группа много где побывала: ознакомилась с состоянием дел в Казанском приходе Святого Апостола Андрея Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии, посетила Казанский (Приволжский) федеральный университет, где состоялись беседы с руководителями Института востоковедения и кафедры религиоведения, в Духовном управлении мусульман Республики Татарстан они встретились с муфтием Татарстана Камилем Самигуллиным, в Исполкоме Всемирного конгресса татар финские гости пообщались с руководителем ВКТ Ренатом Закировым,также зарубежные гости посетили Российский исламский университет, мечеть Марджани и Апанаевскую мечеть, поклонились Казанской иконе Божьей матери, совершили экскурсии в Национальный музей и Казанский кремль, побывали в Благовещенском соборе и мечети Кул Шариф.
Представители финской делегации – сотрудница Лютеранской церкви Финляндии Аннели Хукари, профессор Университета Хельсинки Туомас Мартикайнине и один из лидеров татарской общины Финляндии Окан Дахер – рассказали нам о своем группе и о межрелигиозной ситуации в Финляндии.
Как возникла Ваша группа и какие у нее цели?
Аннели Хукари: 25 лет назад в Финляндии было решено создать группу, которая бы объединяла представителей всех авраамистических религий: ислама, иудаизма и христианства. Цель группы – содействовать диалогу и большему взаимопониманию между представителями этих религий. Чуть позже, 15 лет назад, была создана отдельная рабочая группа «Ислам и церковь».
А какова роль финских татар в этой группе?
А.Х.: У нас хорошие отношения и связи с финскими татарами. Они помогают финнам понять то, как живут мусульмане, приезжающие в нашу страну. Они выступают посредниками между финнами и новыми мигрантами-мусульманами.
Татары еще в 1925 году зарегистрировали в Финляндии первую мусульманскую организацию. Это вторая официально зарегистрированная мусульманская организация в Европе. Первыми такую организацию создали боснийцы-мусульмане в Австрии.
Какое сейчас взаимоотношение между мусульманами и коренными жителями страны?
А.Х.: Сейчас в Финляндии новая ситуация, поскольку за последние 20 лет в стране появились новые эмигранты-мусульмане. И наш комитет «Диалог» был создан для того, чтобы выстроить отношения с ними. Мы организуем исследования, круглые столы, конференции, выезжаем в разные регионы мира и изучаем опыт разных стран: Сирии, Франции, Англии, Ливана, Ирана.
Целью нашей работы является объективное информирование финской общественности и протестантского духовенства об исламе и жизни мусульман. Важно, чтобы финны знали, как правильно взаимодействовать с мусульманами. Сейчас больших проблем с эмигрантами в нашем обществе нет.
Туомас Мартикайнине: Мусульмане приезжают в Финляндию из таких стран как Сомали, Ирак, Иран, Афганистан, Босния, Северная Африка. Но это всё небольшие группы. Иногда по 10 и более человек.
Самая серьезная проблема, которая сейчас есть это ситуация с безработицей среди эмигрантов и это ситуация может привести к проблемам в будущем, поэтому мы хотим предотвратить их заранее.
Важно понимать, что особенность этих людей в том, что все они пережили трагедию. В основном, они приехали в Финляндию из-за военных действий, которые происходят в их странах. Сейчас в Финляндии уже есть дети эмигрантов, это уже второе поколение. Мы хотим жить с ними в мире. Мы не собираемся их вытеснять.
В Европе есть разный опыт: запрет минаретов в Швейцарии, ограничения в отношении мусульманского платка в государственных учреждениях во Франции, но есть и опыт Великобритании, Швеции, Норвегии, где минареты и мусульманские платки не запрещают. По какому пути пойдет Финляндия?
А.Х.: К мусульманскому платку у нас претензий нет. Что касается минаретов, то в Финляндии строят мечети либо без минарета, либо с небольшим минаретом. Последнее - это влияние татарской традиции. Примерно так строят мечети в татарских деревнях, где у мечетей небольшой минарет. И в Казани мы видели такие мечети, например, Апанаевская мечеть.
Вообще мусульманские организации в Финляндии больше заинтересованы в том, чтобы строить свои культурные центры, а не полноценные мечети, поскольку если община открывает Общество культуры, то тогда она может рассчитывать на финансовую поддержку со стороны государства. Религиозные же структуры государство не поддерживает, то есть если общины вместо культурных центров будут строить религиозные центры (места для молений), то им помощь оказывать не будут.
Окан Дахер: Но Общество татарской культуры само себя финансирует. Татары заботятся о себе сами, потому что у татар Финляндии сохранилась своя система махалли. И татары сами следят за своим Центром, сами его финансово обеспечивают. Это касается и мусульманского кладбища в Хельсинки, потому что в других городах за кладбище платит государство.
Почему Вы решили приехать именно в Татарстан?
А.Х.: Причина нашего приезда сюда это финские татары. Они очень сильная часть финского сообщества. Маленькая, но очень сильная группа. Мы сейчас изучаем то, как опыт татар использовать в интеграции новых мусульманских граждан в финское общество. Наша цель именно интеграция, а не ассимиляция.
Т.М.: Татары представляют собой интересный пример того, как можно интегрироваться в общество и при этом сохранить свою идентичность, сохранить религию, язык, культуру в течении нескольких поколений. Это уникальный опыт.
Своей поездкой сюда мы хотели оказать знак уважения татарам Финляндии, посмотреть на страну, откуда они происходят, в тоже время это такая ознакомительная поездка.
Что заинтересовало Вас в татарстанском обществе?
А.Х.: Мирное сосуществование татар и русский, мусульман и христиан в Татарстане. Поэтому опыт Татарстан для нас очень важен. Да и вообще, хочу сказать, что здесь очень дружелюбные люди, прекрасный город, очень красивый, поэтому мы довольны своей поездкой.
Беседовал Данис ГАРАЕВ