Лаборатория моды В. Зайцева — это своеобразная кузница кадров профессиональных мастеров, художников модной индустрии. Это своего рода аспирантура для молодых художников, желающих получить максимум практических знаний по профессии на высочайшем уровне. Создана на базе Дома моды во второй половине 90-х годов ХХ века
Лаборатория моды В. Зайцева — это своеобразная кузница кадров профессиональных мастеров, художников модной индустрии. Это своего рода аспирантура для молодых художников, желающих получить максимум практических знаний по профессии на высочайшем уровне. Создана на базе Дома моды во второй половине 90-х годов ХХ века. Немногим посчастливилось учиться там, а мусульманкам тем более. Мы познакомились с одной из них — Русудан Джамилей Кобяковой.
- Какое направление вам близко?
- Мне очень близка «этника», люблю сложные сочетания тканей, принтов, фактур. Кроме того, восхищаюсь творчеством кутюрье начала ХХ века — К. Шанель, П. Пуаре, М. Вионне. Особое удовольствие доставляет смешение стилей — эклектика.
- Для кого вы делаете свою одежду?
- Я занимаюсь дизайном мусульманской одежды лет десять. Как правило, мои клиенты — образованные женщины c доходом семьи выше среднего. Ориентироваться на мировую моду возможно, это касается и цвета, и орнамента, и формы — все можно использовать и оставаться при этом художником со своим вкусом и видением трендов.
В рамках проекта «Лаборатория 13» , созданного после окончания «Лаборатории моды В. Зайцева», я делаю коллекции, предназначенные для показов. Эти вещи могут носить не только мусульманки. Мне не хочется зацикливаться на чем-то одном, хочу расти и постоянно развиваться...
- Ваши первые предпосылки стать дизайнером. Может, что-то пришло из детства?
- Родители мне давали возможность всесторонне развиваться: я закончила музыкальную и художественную школы, ходила на балет и национальные танцы. Везде, включая общеобразовательную школу, была отличницей. Я начала шить, вязать, вышивать, плести макраме, придумывать модели еще в детстве — тянуло делать что-то своими руками. Когда подросла, вошла в девичий возраст, эта склонность оказалась палочкой-выручалочкой, благодаря которой смогла решить больной для любой советской девчонки вопрос, как умудриться недорого, но оригинально обновлять гардероб.
Вытащила коробки с мамиными старыми платьями, блузками и потихоньку начала мастерить, мои обновки стали замечать подружки, знакомые, мамины приятельницы. Постепенно начали обращаться ко мне — кто за советом, кто с небольшим заказом. Я не отказывалась. Если располагала временем, то сразу же начинала продумывать вариант модели. Это было не просто интересно. В такие минуты ощущала себя так, как будто нахожусь в каком-то самом хорошем, уютном, во всем понятном и приемлемом для меня особом мире.
Я люблю так совмещать одежду, чтобы был общий комплект, так называемый «total look», а еще надо, чтобы и платок сочетался с одеждой.
- Родители как-нибудь повлияли на выбор профессии?
- Совсем нет, даже наоборот, мои родители — научные сотрудники, они мечтали, чтобы я стала врачом, а я в детстве мечтала быть космонавтом. Но они меня никогда ни к чему не принуждали. Самое главное для них, чтобы у меня все было хорошо. Я люблю развиваться, у меня несколько образований: высшее экономическое, швейно-технологический колледж, исламское медресе, дизайн одежды.
- Какую одежду вы хотели бы делать: эксклюзивную или на массового покупателя?
- Мне неинтересно делать массовую повседневную одежду, это, конечно, необходимо, но пусть этот сегмент рынка занимают другие. Я планирую создавать вторую линию своей марки RUSIKO by Jamilya — промышленную коллекцию прет-а-порте де люкс, чтобы были средства, на которые я смогу создавать эксклюзив.
- Легко ли на сегодняшний день быть мусульманским дизайнером?
- Мне очень легко. Я с удовольствием воплощаю все задуманное, мне никто никогда не запрещает делать это. В этом сезоне я вышла с частью своей дипломной коллекции на самую большую площадку, которая существует в России — это Russian Fashion week в проекте «Лаборатория 13».
- Можно несколько слов о В.Зайцеве как об учителе.
- Вячеслав Михайлович — это прежде всего замечательный человек. Он настоящий профессионал, едва найдется в нашей стране художник-кутюрье, столь тонко знающий свое дело. Он из простой семьи, родился в Иваново, закончил Ивановскую текстильную академию. Еще в далекие 60-е, когда наша страна была отрезана от внешнего мира, его коллекции вывозили в Париж, показывали на различных подиумах, хотя его не выпускали. Пьер Карден приезжал в СССР, чтобы лично познакомиться со Славой.
Вячеслав Михайлович — это художник с большой буквы. И все свои знания и мастерство он старается передать молодым. Его «Лаборатория моды» — единственное в стране место, где дается огромный багаж знаний в области моделирования и дизайна. У Вячеслава Михайловича есть свои коллекции, он делает то, что ему нравится, но мэтр никогда не навязывает свое мнение.
- В чем вы ищите вдохновение?
- В жизни, окружающем мире, книгах, истории, музыке, во всем том, что нас окружает. У меня никогда не бывает нехватки идей, скорее наоборот, не хватает физических возможностей воплотить в жизнь все задуманное.
- По-вашему, как должна выглядеть стильная мусульманка?
- Уверенная в себе, чувствующая себя комфортно в том, что на ней надето, и неважно, по последнему писку моды или нет. Естественно, при этом выполняет перед Всевышним все фарды. От уверенной женщины исходит особая энергетика.
- Ваша коллекция «Аль-Магриб» побывала не на одном подиуме страны. Как она создавалась?
- Эта коллекция рождалась в стенах «Лаборатории моды», это моя дипломная работа. Источником вдохновения является женщина начала ХХ века, периода, когда главенствующим стилем был Арт-деко. Это 20-е годы — творчество М. Вионне, К. Шанель, П. Пуаре, известных дизайнеров того времени. Я выбрала Арт-деко потому, что это эпоха роскоши, обилия богатых тканей, увлечения Востоком. Это и тюрбаны, и шаровары, которые носили светские женщины того времени. Прямой силуэт, заниженная талия, объемные пальто и накидки. Это период эмансипации женщины, когда она стала выходить из-за спины мужчины. Я все это соединила и создала мусульманскую коллекцию. Одно из значений перевода слова Аль-Магриб с арабского — «страна дальнего Запада», и, как известно из истории, Северная Африка была французской колонией, и влияние Франции оставило след в культуре.
- Что вы взяли от Коко Шанель?
- Эта женщина совершила революцию не только в моде и стиле, но и в жизни, поведении, умах всех женщин. Благодаря ей женщины освободились от гнета корсетов и пышных юбок. Также она избавила женщин от стереотипов, которые складывались веками. «Чтобы стать королевой стиля, необходимо найти в себе смелость сочетать несочетаемое» — это слова Коко Шанель. Она ставила перед модой две цели — комфорт и любовь.
- Как вы думаете, можно ли возродить индустрию мусульманской одежды в России?
- Я думаю, для начала нужно возродить обычную легкую промышленность, потом уже задумываться о мусульманской одежде.
- Чего мусульманкам ожидать от вашей следующей коллекции?
- В планах у меня создать коллекцию с элементами национального костюма, кавказского.
- Можно еще о планах на будущее…
- Прежде всего, открытие своего Дома моды на родине, в Сухуми; проекты, связанные с «Лабораторией моды»; запуск второй линии одежды pret-a-porte де люкс.
- Вы в Казани на международном конкурсе Islamic clothes со своей коллекцией получили приз за лучшее дизайнерское решение. Подтолкнуло ли это к каким-то новым начинаниям, задумкам?
- Подтолкнуло к мысли о том, что во многих сферах мусульманки и мусульманские организации развиваются в ногу со временем. Проект новый, и многое еще на стадии развития. Считаю, что каждым делом должны заниматься профессионалы, тогда будет прогресс и успех. Желаю этому проекту расти и становиться профессиональнее. Проект Islamic clothes нужный и своевременный, главное — дать ему грамотную основу и не остановиться на уровне «местечковости».
- Ваши впечатления о Казани?
- Красивый древний город, интересная планировка улиц в центре и архитектура древности. Приятные люди — доброжелательные и искренние. С удовольствием приеду еще раз!
Беседовала Диния Гельмутдинова