Член Совета Федерации от Заксобрания Амурской области Амир Галлямов предложил наряду с Днем Крещения Руси внести в календарь памятных дат День принятия ислама. Это произошло на 66 лет раньше, чем в России было принято православие. После того, как День ...
Член Совета Федерации от Заксобрания Амурской области Амир Галлямов предложил наряду с Днем Крещения Руси внести в календарь памятных дат День принятия ислама. Это произошло на 66 лет раньше, чем в России было принято православие.
После того, как День крещения Руси официально стал памятной датой, аналогичного праздника потребовали представители мусульман. Как сообщает агентство «Интерфакс-религия», член Совета Федерации от Заксобрания Амурской области Амир Галлямов предложил наряду с Днем Крещения Руси внести в календарь памятных дат День принятия ислама.
«Я предлагаю дополнить календарь памятных дат и Днем принятия ислама. Я думаю, что меня поддержат не только мусульмане, которые проживают в нашей стране, но и представители других конфессий, в том числе и православные», – заявил Галлямов в ходе обсуждения законопроекта о Дне Крещения Руси.
Парламентарий напомнил, что на территории Волжской Булгарии еще в 922 году местным населением был принят ислам, и это произошло на 66 лет раньше, чем в России было принято православие.
Инициативу сенатора поддержал глава Совета Федерации Сергей Миронов. «Вчера в рамках нашей комиссии по межнациональным отношениям обсуждался этот вопрос, и я думаю, что эту идею необходимо поддержать и проработать», – заключил он.
Напомним, что 26 мая Совет Федерации одобрил закон, который учреждает новую памятную дату – День Крещения Руси. Она будет ежегодно отмечаться в России 28 июля.
Дата выбрана не случайно: Православная церковь вспоминает в этот день святого равноапостольного князя Владимира Великого, который, согласно летописям, начал массово крестить славян-язычников (отдельные случаи принятия христианства на Руси были и до него, в том числе и среди князей). День Крещения Руси, таким образом, станет девятой памятной датой в России, День принятия ислама, очевидно, будет десятым.
«Свободная пресса» решила поинтересоваться у представителей других традиционных конфессий, представленных в России — как они относятся к новому празднику, и нужны ли им подобные Дни.
Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль считает, что инициатива его единоверца абсолютно обоснована и логична. Более того: игнорировать требование – значит обидеть мусульман.
Нужен ли исламу свой праздник?
Также можно спросить – а нужна ли христианству такая памятная дата? Я думаю, должен быть паритет – если отмечать День крещения Руси, то почему бы и не отмечать и принятие ислама на территории России, к тому же оно состоялось гораздо раньше. Тем более крещение Руси состоялось на территориях, которые сейчас принадлежат другому государству, а принятие ислама – в регионах, которые входят в состав России.
Получается спор традиционных религий?
Это не спор, но если будет крещение Руси без принятия ислама, то это будет однозначно подчеркивать то, что мусульмане и так чувствуют – что они граждане второго сорта, что они маргиналы, а мейнстрим очень жестко прописан. Соответственно, это будет вызывать у мусульман очень жесткую установку на то, чтобы изменить ситуацию любой ценой. Если нельзя демократически, при поддержке официальных инстанций, то тогда силовой. Это неизбежно следует из природы человека.
Тут нужно вспомнить, что в России официально числятся 4 традиционных конфессии, еще иудаизм и буддизм. Под иудаизм можно тоже подвести почву – Хазарский каганат, и под буддизм.
Хазарский каганат был врагом Руси, и Русь его разгромила. Вести традицию от Хазарского каганата можно, но тогда придется включать в пространство России всех ее исторических оппонентов, Польшу, Германию, и так далее. Евреи попали в Россию после раздела Польши, как некий трофей, который об этом и не просил, да и Екатерина была против – но ничего не поделаешь, это итог раздела.
Что касается буддизма, то он никогда не был в России государственной религией, а ислам был религией суверенного субъекта международного права, Волжской Булгарии. А если брать Дагестан, то там он еще раньше был принят, и там тоже были государственные образования.
Вы, наверное, в курсе этого интернет-мема «принять ислам». Не думаете, что дата станет основой для издевательств со стороны православных или атеистов?
Издевательства православных я не ожидаю, псевдо-православных, типа лидеров националистических движений – они могут сколько угодно издеваться, это их проблема, атеисты тем более проблема самих атеистов.
Думаю, здесь надо различать два момента – политический, паритетность ситуации, и психологический. Мы же не можем накинуть платок на каждый роток, все равно, как сказано в Коране, «и ты увидишь, что большинство людей не уверует, как бы ты этого не хотел». Поэтому здесь важен только государственный символизм, и не более того. А если этот символизм будет носить односторонний характер…
Я мусульманин. Принятие ислама, которое состоялось на 200 лет раньше, не отмечается, крещение Руси, которое состоялось в Киеве, отмечается. Киев – столица другого государства. В таком раскладе я чувствую себя свободным от всех обязательств по отношению к данной стране, я не считаю, что здесь меня признают гражданином, соответственно, не считаю, что меня что-то связывает в порядке лояльности с ее режимом, с ее устройством и так далее. И если меня упрекают в том, что я внутренний враг, пятая колонна, я привожу в пример: ребята, вы меня вытеснили в маргинальность, я отвечаю на это классовой и прочей войной.
Может, стоило оставить, как было – чтобы государство вообще не назначало никаких дат?
Если оно будет нейтральным, если оно откажется от даты в отношении одной – можно отказаться и в отношении другой. Либо всем сестрам по серьгам, либо никому.
Константин Бендас, представитель протестантской церкви Пятидесятников специального праздника для своей конфессии не требует, однако признает, что неплохо было бы, чтобы российское государство отмечало и их даты.
Вы считаете этот день своим праздником? Он для всех христианских конфессий?
Конечно. Несмотря на то, что сама конкретная дата достаточно спорная, но говорить о том, что День крещения приватизирован какой-то одной конфессией, нельзя. Дело в том, что христианство пришло на Русь до разделения на церковь восточную и западную, православную и католическую. К тому же в истории зафиксировано, что до крещения князем Владимиром христианская церковь в виде отдельных общин уже существовала на Руси, в частности, в Новгороде-Великом.
Мы, как евангельские христиане, можем только радоваться и приветствовать, что в календаре появляется еще одна дата, которая может напомнить нашим согражданам о христианстве, и дай бог, чтобы она помогла им придти ко Христу.
Дело в том, что в данном случае мусульмане считают, что их обошли, обидели. Сейчас речь идет о том, что будет отмечаться и «День принятия ислама». Потом, возможно, подтянутся и другие конфессии. Как вы относитесь к такой перспективе?
Я боюсь, что в такой состязательности, если мотивацией для такого нововведение будет исключительно «а вот у них есть», ничего хорошего не выйдет. Господь нас призвал к миру, и все вопросы мы можем решить миром, в диалоге.
С другой стороны есть значимые даты и для российских евангелистов, внесших значительный вклад как в западный протестантизм, так и в русский. 31 октября – День реформации, отмечаемый во всем западном мире. Тем более, приближается очень значительный юбилей – в 1517 году в Виттенберге Мартин Лютер прибил к дверям церкви те самые 95 тезисов. И мы уже много лет в своих церквях его отмечаем, и во многих российских городах традиционно стали проводиться дни русской евангельской культуры.
Капитон Алексеев, наставник староверской общины федосеевцев-беспоповцев, село Ильинский Погост, Московская область:
«Даже обсуждать не хочется то, что исходит из уст и из-под пера этих деятелей. Ситуация-то длится не последний год или десятилетие, а уже больше трехсот лет, так что вес эти инициативы не новы. Известно же, что государственная власть и безбожное общество все глубже погружаются в пучину служения антихристу. Если власть есть «образ антихристов», то, значит, и все исходящее от власти носит на себе печать антихриста. Тут такая логика действует.
К примеру, в 1913 году Романовы с невиданным доселе размахом отмечали свое трехсотлетие во главе России. Думали, что еще такую же вечность править будут. И никониане (РПЦ — ред.) освящали их, направляли на новые свершения. И где они все сейчас? Этот официальный праздник (День Крещения Руси – ред.) тоже призван показать преемственность нынешней власти чуть ли не от Рюрика. И все ведь в итоге тем же закончится. Даже обсуждать тут нечего ».
Представитель буддийского центра Дрикунг Кагъю в разговоре с корреспондентом заявил, что справедливости ради подобный праздник стоило бы учредить и для российских буддистов:
Буддизм – тоже традиционная для России религия, нужен ли вашим единоверцам особый день, праздник, отмеченный на государственном уровне?
Совершенно верно — религия традиционная для России, и третья по численности из религий мира. Поэтому, конечно, сделать государственный праздник для буддистов было бы справедливым.
Какую дату можно было бы назначить таким праздником?
Например, день рождения Будды – кстати, он празднуется 27 мая. Далее – день его просветления. Есть также целая Неделя чудес Будды – в общем, много праздников. Кстати, в некоторых регионах России – в Калмыкии и Бурятии, например – буддийские праздники уже отмечаются.
А стоит ли вообще, на ваш взгляд, делать государственными праздниками религиозные даты? Ведь у нас светское государство.
Спорный вопрос, насчет светского государства. Я бы сказал, что у нас с некоторых пор есть государственная религия. Если у нас внедряются уроки основ православной культуры – то как тут скажешь, что церковь отделена от государства.
Власти.нет