А.Адиатуллина о том, как добивалась права фотографироваться на паспорт в хиджабе, о мусульманском паломничестве и немного о жизни
Нет таких мусульман, которые бы не слышали имя Альмиры Адиятуллиной. Ее по праву можно назвать одной из самых активных и бойких женщин-мусульманок России. В интервью ИА «Инфо-ислам» руководитель общественной организации «Муслима» Альмира ханум рассказала о том, как добивалась разрешения для мусульманок фотографироваться на паспорт в платке, обнажила проблемы в исламском обществе и сообщила о своем видении современных мусульман.
«Сынок, неужели и ты продажный?!»
— Альмира ханум, вы вошли в историю как женщина, добившаяся разрешения фотографироваться на паспорт в платке. Расскажите, пожалуйста, о судебных процессах, какие трудности приходилось преодолевать и какова была реакция общественности?
В Священном Коране говорится, что женщина должна покрываться. Такое повеление есть, к примеру, в 31-м аяте суры «Нур». Мы лишь боролись за наше право быть покрытыми перед мужчинами.
Платок — это наша сила, наша красота, наша духовность и наша чистота. Это была великая победа для нас — возможность предоставлять фото в платке на документы. Многие не верили, что дело закончится успехом, мы же до конца были уверены, что Аллах не оставит нас. Мы прошли через много инстанций: сначала три заседания в Вахитовском районном суде Казани, затем в Верховном суде Татарстана, который оставил решение прежней инстанции без изменений, после чего мы обратились в Верховный суд России, но и там не добились успеха. Последним пунктом стал Конституционный суд РФ, где наши требования были удовлетворены.
Не скажу, что это было легко. В суде присутствовали Борис Грызлов, тогда, в 2003 году, он был министром внутренних дел России, другие официальные лица, помню Ирину Черкашину, работавшую в силовых структурах.
На перемене я подозвала к себе восемь девушек, присутствовавших на заседании, в том числе Ирину Черкашину. Я хотела донести до них, что в исламе нет места насилию и агрессии, попыталась объяснить им значимость платка для мусульманок, рассказала, почему это так важно. Я была уверена, что Аллах нас не оставит. Эти женщины промолчали, не ответили мне, но я надеюсь, что хоть сколько-нибудь смогла до них достучаться. В тот момент пришло время намаза, и мы прямо в зале суда прочитали молитву.
Все эти воспоминания и трудности, через которые мы прошли, до сих пор хранятся в моем сердце, многие моменты я помню отчетливо. Мы каждую минуту знали, что в любом случае мы сможем добиться желанного. Помню слова судьи, который говорил нам с Валерией Пороховой: «Ваш платок угрожает целостности и безопасности Российской Федерации».
Хорошо помню один момент: чтобы отстоять свою точку зрения, приглашали свидетелей, выступающих против платков на паспортах, можно сказать, сторону обвинения. Когда один из них проходил мимо меня, я шепотом сказала ему: «Сынок, неужели и ты продажный…». Я понимала, что это серьезные слова, словно клевета. Но когда наступила его очередь выступать в суде, я очень удивилась! «Повязывая платок, мусульманки не скрывают лица, человека легко можно узнать», — сказал он. С того времени я каждый день читаю за него дуа.
Самым первым за наши труды поблагодарил нас муфтий Дагестана Ахмад-Хаджи Абдулаев. Я могу назвать этот регион близким другом Татарстана. Как раз недавно стало известно, то в Дагестане открываются две мечети имени татарских богословов.
Скромное одеяние мусульманки оберегает от греха все общество
— Как вы думаете, чем было продиктовано положительное решение суда, несмотря на многочисленные отказы?
На самом деле решение было неожиданным даже для нас, несмотря на то, что мы до последнего продолжали верить. Мы думали, что понадобится подавать апелляцию в Страсбургский суд по правам человека. Но этого не понадобилось.
Думаю, эти люди, изучая материалы дела, должны были изучать и ислам. Именно знания о нашей религии, на мой взгляд, и помогли им принять правильное решение.
Хочу отметить: в чем важность платка? В первую очередь платок и скромное одеяние мусульманки оберегают от греха все общество. К примеру, идет мужчина по улице, сколько он видит полуголых женщин? Проще сосчитать тех, кто одет скромно. Конечно же, у мужчины появляется желание, которое остается неудовлетворенным. Я говорю не только о мусульманах, а обо всех мужчинах в целом. Это не только мое мнение, об этом было написано немало трудов ученых.
Альмира Адиатуллина в редакции ИА "Инфо-Ислам"
Хадж превращается в туризм…
— Ранее вы сообщали ИА «Инфо-Ислам», что планируете сделать регулярными чтения Рашиды Исхакый…
Да, мы планируем устраивать это мероприятие как можно чаще. Раз в полгода, если получится, даже раз в месяц. Подробнее этот вопрос мы обсудим после Рамадана.
Сейчас мы продолжаем деятельность Рашиды Исхакый в плане возрождения нравственности, духовности и морали среди современной молодежи и населения республики. Она была абыстай столетия, таких людей сейчас в России нет.
Хочу сказать, что я один из любимых рабов Аллаха… По его милости мне удалось добиться разрешения фотографироваться на паспорт в платке, по его милости веду активную жизнь, одной из самых его больших милостей я считаю свою поездку в хадж.
Читайте также: Рашида Исхакый: в память об известной проповеднице
В один из дней я проснулась от сна, в котором видела бабушку, которая сказала мне: «Дочка, есть два места на далекое путешествие». Свой сон я рассказала Рашиде абыстай, предположив, что далекое путешествие — это, скорее всего, хадж. «ИншаАллах!», — ответила она и повела меня к муфтию Татарстана Габдулле Галиуллину (был муфтием с 1992 по 1998 года — прим.ред.). Я рассказала ему свой сон, на что тот ответил: «Да, есть два места, Альмира ханум!». Так я и отправилась в хадж с Гадилей Нургали, которой предложила поехать со мной.
Во время хаджа я испытала настолько глубокие, трогательные чувства, которые мне трудно описать словами. Я плакала от осознания величия Аллаха, как же я, прожив столько лет, не знала такого чуда, таких чувств. Вернувшись, меня не узнали мои знакомые, я сильно похудела, настолько это волнительное событие — хадж. Меняется твое мышление, весь образ жизни, который ты вел до этого момента, проходит перед глазами, ты переосмысливаешь себя и свою жизнь.
Современные хаджии меня удивляют. Паломники, рассказывая о своем хадже, не могут рассказать о своих чувствах, они набирают подарки, товары, и на этом все… с какими же успехами они приехали, какие чувства они там испытали? «Ну, ходили уж там», — отвечают мне. Паломники сейчас превращаются в туристов, и это меня очень беспокоит.
— В этом году организации «Муслима» исполнилось 20 лет. Каковы ваши планы на будущее, что нового предстоит сделать вашей организации?
Сейчас наша первостепенная задача — бороться за морализацию общества. Наше общество идет в пропасть. Интернет я совершенно не признаю — это клоака, где постоянные споры, оскорбления, сплетни и пошлость. Мой иман отталкивает интернет, поэтому я предпочитаю, чтобы наша газета выходила в бумажном виде.
Все чаще меня посещают грустные мысли. Вспоминаю 90-е годы… Стотысячная толпа на улицах. Тогда я состояла в Татарском общественном центре. Наше поколение, хоть и росло во время советской власти и атеизма, знало о вере, так как наши бабушки и дедушки были верующими людьми. Нынешнее же поколение безнравственно именно потому, что их воспитали люди, жившие во время атеизма, в сознании которых укрепилось неверие.
По этой причине сейчас тяжелее, чем в 90-е. Тяжелее взаимодействовать с людьми. Я думаю, люди были тогда человечнее, несмотря на трудности. Современное поколение погрязло в исрафе, оно невоспитанно, что мы и видим на улицах города… Растет преступность, морали нет совсем… Из-за чего сейчас столько детей рождаются инвалидами? Они зачаты недозрелым семенем, так как мужчину окружают соблазны…
Растущая безнравственность терзает мне сердце, вот с чем нужно бороться на сегодняшний день! Засучив рукава, мы будем работать в этом направлении.
Гузель Мухаметшина