Муфтий Москвы, Центрального региона и Чувашии, член Общественной палаты Российской Федерации Альбир хазрат Крганов в интервью порталу Islam Today рассказал о некоторых итогах своей деятельности.
Муфтий Москвы, Центрального региона и Чувашии, член Общественной палаты Российской Федерации Альбир хазрат Крганов в интервью порталу Islam Today рассказал о некоторых итогах своей деятельности.
– Ассаляму алейкум Альбир-хазрат, три года как Вы возглавляете "Московский Муфтият". Эта должность появилась сравнительно недавно. Ранее у Москвы не было своего муфтия. Почему возникла такая необходимость и какие функциональные обязанности лежат на Вас?
– Ваалейкум Ассалям ва рахматуллахи ва баракатух.
Москва – столица нашей огромной страны. В разные периоды разные структуры выполняли и до сих пор выполняют функции руководства мусульманской общиной и уммой. В период царской власти на всю страну был один муфтий и один Таврический Шейх-уль-Ислам, в советское время и в лихие годы воинствующего атеизма привычная система была почти полностью деморализована. В начале девяностых годов сложившиеся устои поменялись и были созданы региональные и централизованные самостоятельные духовные управления. Сегодня в России их более 80.
Мусульманская община Москвы изначально называлась "татарской". Так сложилось исторически. Сейчас в Москве находятся штаб-квартиры таких уважаемых организаций, как СМР и ДУМЕР, которые ведут работу как по Москве, так и в ряде регионов.
В то же время, по ряду причин у ЦДУМ России не осталось в столице ни одного прихода с мечетью, кроме резиденции на ул. Касаткино. Три года назад было принято решение, поддержанное многими муфтиями, организовать в Москве полноценное ДУМ для работы с мусульманами-выходцами из Поволжья и Уральского региона, то есть с татарами и башкирами. Тропу, заложенную 220 лет тому назад нашими предками, нам нельзя потерять.
Мы отдаем себе отчет, что Москва сегодня многолика. И если раньше в мечетях было больше выходцев из Поволжья, Урала и Сибири, то сегодня много наших братьев с Северного Кавказа и стран СНГ. Численность мусульман в столице очень внушительна, и работа предстоит большая, учитывая нехватку мечетей и прочие факторы.
– Речь идет о нехватке мечетей в городе во время пятничных намазов или в период праздничных служб?
– Есть проблемы, как по пятничным намазам, так и по праздничным службам. Сегодня у нас есть четыре комплекса мечетей, но они не вмещают всех прихожан и несколько десятков тысяч мусульман по пятницам вынуждены молиться на улице. Три года назад мы договорились с властями Москвы и благодарны мэру столицы Сергею Семеновичу Собянину, поддержавшему инициативу проведения праздничных богослужений в открытых спортивных и выставочных помещениях. Уже три года мы проводим мероприятия в парке Сокольники, где поначалу собиралось 700 человек, а сегодня туда приходят до десятка тысяч верующих. Служба проходит в нормальных условиях, стоит минбар, расстелены ковры установлена аппаратура, тепло и удобно.
Вначале скептики утверждали, что люди туда не пойдут и все удивились тому, что верующие приходят и уходят, оставляя парк в чистоте. После и в других районах и префектурах начали проводить богослужения. Это удобно в первую очередь самим мусульманам.
Еще один волнующий вопрос связан с тем, что к российским мусульманам стали относиться через призму негативного восприятия мигрантов, растет уровень исламофобии в обществе. Это большая проблема, и понятно, что пробелы, имеющиеся в миграционном законодательстве, отражаются и на верующих. Конечно же, их надо решать. Имеется ряд предложений по созданию центров адаптации для мигрантов в крупных городах. Мы предложили, чтобы в этих центрах имелись молельные комнаты, мы могли бы представить имамов, которые проводили бы там службу.
Также надо учитывать исторически сложившееся в нашей стране доброе отношения к татаро-башкирской общине, которое могло бы помочь деятелям мусульманского духовенства в их работе. Один из вариантов – создание в больших городах центров татарской и башкирской культуры, как, например, в Финляндии. Там в одном здании расположены и культурный центр, и театр, и фольклорная группа, и воскресная школа, и мечеть. Там же проводят меджлисы, и почему бы нам не пойти по этому же пути? В пятницу провести службу, а в воскресные и другие дни – культурно-просветительские мероприятия. Сегодня нужно смотреть на вопрос шире и строить не только огромные мечети по принципу: чем величественнее храм - тем могущественнее жрец, а исходить из того, чтобы они стали полноценными центрами приходской жизни, чтобы было удобно верующим и не мешать нашим соседям.
Недавно Московский государственный лингвистический университет провел социологический опрос в Дагестане, Татарстане и Москве о взаимоотношениях между религиями и народами, об отношении к людям иной культуры и иной религии. В Татарстане шкала очень ровная, отношения между татарами, русскими и другими народами, а также между представителями разных конфессий в целом сложились хорошие. Имеющиеся проблемы можно решать в спокойной обстановке. А вот в Москве ситуация несколько иная, этно-конфессиональная обстановка сложнее. Здесь заметнее нападки и провокации против Русской Православной Церкви, нагнетание исламофобской истерии и попытки использования религиозной и национальной проблематики в корыстных и политических целях. Политическим и общественным деятелям, журналистам надо чувствовать острее чувствовать свою гражданскую ответственность перед страной.
Другая наша "столичная" проблема - это вопрос по обряду жертвоприношения в городах. Она касается не только мечетей, имамов и верующих мусульман. Проведение праздника не должно нарушать общественный порядок и права других граждан. Мы это хорошо понимаем.
Ведь всего-то нужно было бы сотрудникам полиции запретить фурам с животными въезд в центр города, заранее согласовать места для проведения мероприятий, заранее провести с верующими разъяснительную работу и т.д. Подобными вопросами нужно заниматься системно, вместе с органами власти, на основе взаимопонимания. Это чисто организационная работа.
– Возвращаясь к финским татарам и той модели, которая у них представлена, по сути она ставит национальную общину на новый уровень. С другой стороны, мы знаем, что финским татарам было предложено войти состав общества мусульман Финляндии, но они отказались и заявили, что сами будут решать свои вопросы. Многие мечети в российских регионах исторически были татарскими, их построили сами татары. Сегодня мы видим, что татары занимают в них второстепенную роль. Мусульмане-татары практически не влияют на жизнь прихода. Первую роль играют выходцы с Кавказа, южных республик. То есть кроме ассимиляции татар в общероссийском культурном поле происходит ассимиляция в среде мусульман. Может ли финский пример спасти татар в условиях Москвы и других регионов?
– Нас могут упрекнуть, указав на то, что Ислам не разделяет людей по национальному признаку. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) учил, что нет разницы в национальности перед Богом, а ему особенно близки богобоязненные. В тоже время, когда мы говорим о нашем народе, мы имеем в виду степень ответственности. Будучи татарином-имамом я считаю себя ответственным в первой очереди за своих соплеменников. Ведь в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказано: "Каждый из вас предводитель и отвечает за свою паству, за свою семью, за свой приход будет отвечать имам". Задача татарских и башкирских имамов не ждать, когда люди придут в мечеть, а самим идти к людям. Сегодня, к сожалению, некоторые наши соплеменники – татары отходят от основ Ислама, не исполняют необходимые требования. В Коране говорится, что если один народ откажется от Аллаха, то Всевышний приведет к вере другой народ. Мы должны больше работать с нашей молодежью, а также мы искренне рады тому, что молодежь Кавказа и стран СНГ вовлекается в религиозную и духовно-культурную жизнь.
У нас в городах раньше все меджлисы организовывались через мечеть. Человек приходил в мечеть, записывался в журнале, там ему определяли имама и муэдзина, которые приходили домой и проводили меджлисы. Сейчас на каждой улице есть свой "имам", который ходит на меджлисы и связь с мечетью прервана. Старики, которые регулярно ходили в мечеть, отходят в мир иной, а молодежь не была вовлечена в жизнь мечети. А на Кавказе или в странах СНГ молодежь без отрыва от традиций получила религиозное воспитание и у них есть знания об Исламе.
Я знаком с татарами Финляндии и задумываюсь об использовании их опыта в возрождении татарской общины в городах. В Финляндии к татарам приходили и турки, и арабы с предложениями объединится без национальных отличий. Построенные татарами мечети, хорошее отношение властей к прихожанам привлекали их. Но татары не стали ассимилироваться, а помогли создать им свои общины, и сегодня там есть дружные татарская, турецкая и арабская община, которые позволяют, не растворившись в среде, сохранить свою идентичность. Татары живут там более столетия. Смотришь на них и восхищаешься: они носители высокой культуры, интеллигентные, современные и в то же время глубоко верующие люди.
Поймите меня правильно, когда мы говорим о татарах, мы не умаляем роли других народов. Упаси нас от этого Всевышний! Верующий человек, какой бы он не был нации, цвета кожи, – он наш брат! Нам необходимо активнее работать. Очень заметно как в Чеченской Республике уважаемый Рамзан Кадыров проводит великолепные мероприятия по возрождению духовно-нравственных основ своего народа, есть и другие положительные примеры. Конечно, и у нас есть достижения. Всемирный конгресс татар сегодня повернулся лицом к религии и духовным традициям. Нас также очень обрадовали последние торжества в Булгарах, на которых присутствовали президент Татарстана Рустам Нургалеевич Минниханов и первый президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев. Для народа важно, когда лидеры вместе с ним. Это важный показатель того, что у нас есть общность духовных интересов, что мы живем в демократическом государстве с ценностями свободы совести. Так мы укрепляем государственные устои, оставаясь верующими. Ведь жизнь в вере – некий показатель нравственных категорий – доброты, милосердия, ответственности.
У человека должна быть положительная мотивация в жизни и деятельности, а когда он верует, у него эта мотивация усиливается. Ведь почему возникает радикализм, чрезмерная жесткость в религии? Отчасти потому, что наша молодежь обделена вниманием, ей надо помогать различать добро и зло. И нашей молодежи надо гарантировать право на получение хорошего образования, нужной профессии, вовлекать в общественную работу, жизнь коллектива, всей страны, просто давать молодежи ту теплоту и внимание, которые она ждет от нас. И если мы не сможем это сделать, как повелевает нам Всевышний и Сунна, тогда ребят на улице ожидают другие люди, которые будут их использовать в своих черных целях. Поэтому перед татарским народом и вообще перед правоверными сегодня стоят очень серьезные задачи по работе с молодежью, укреплению духовно-нравственных основ жизни. Как справедливо отметил Рустам Нургалеевич Минниханов, у Татарстана высокие экономические показатели, но ведь не только экономикой определяется мощь республики и всей страны.
Сегодня Россия возрождается, однако без духовности нам не сохранить себя. Мы исчезнем как народ, потеряем свою национальную идентичность и традиции. Президент России В.В. Путин подчеркнул, что "наше движение вперед невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения, иначе мы не сможем противостоять внешним и внутренним вызовам, не сможем добиться успеха в условиях глобальной конкуренции. А сегодня мы видим новый виток такой конкуренции".
Религия, в том числе и Ислам, не призывает к тому, чтобы человек полностью растаял как личность в сообществе, чтобы он забыл свои корни. Исламские ученые, в том числе и Абу Ханифа, подчеркивали, что если у народа, воспринявшего Ислам, обычаи не противоречат ему, ради Бога, пусть соблюдают их. А почему мы, татары или башкиры, принявшие Ислам от сахабов тысячу с лишним лет назад, стоим перед угрозой растерять свои обычаи и традиции?
В Москве нам удалось собрать вокруг нашей общины ядро из членов татарской общины – около 150 человек из аксакалов и молодежи, которые активно помогают проводить пятничные службы, Уразу и Курбан - байрам в парке Сокольники. В Доме Асадуллаева провели соревнования на призы нашего муфтията по татарской борьбе – куреш. Пришло очень много ребят. Организовываем соревнования по футболу и другие спортивные мероприятия. С июля прошлого года каждый четверг проводятся заседания молодежного дискуссионного клуба с обсуждением острых мировоззренческих проблем.
- В силу своей загруженности в Москве Вам удается координировать ДУМ Чувашской Республики?
– За двадцать лет существования ДУМ Чувашии там у нас с помощью Всевышнего выстроена монолитная система, слаженный коллектив, объединяющая 44 мусульманских организаций. Административно-хозяйственное руководство ДУМ ведет председатель муфтията Чувашии, член ОП ЧР, выпускник РИУ г.Уфа и медресе 1000-летия принятия Ислама г. Казани Мансур-хазрат Хайбуллов. Несмотря на просьбы и меня имамы республики не отпустили на совсем в столицу, я вот уже 20 лет остаюсь муфтием ДУМ ЧР. Благодаря реальному диалогу с народом, органами властей, традиционных конфессий и с другими институтами гражданского общества в Чувашии удалось выстроить стабильную модель сосуществования разных религий и национальностей.
- Вы продолжаете руководить также Советом общественных объединений Чувашии?
– Да, эту общественную нагрузку я тоже продолжаю выполнять. Пока есть доверие людей от нее нельзя отказываться.
– Вы являетесь членом Общественной палаты России, расскажите о ее деятельности. Какие проблемы мусульман удается решать в палате?
– Я уже третий созыв участвую в деятельности Общественной палаты России и являюсь членом комиссии по межнациональным отношениям и свободы совести. Мы реализуем в своей деятельности общественную политику укрепления дружбы и сотрудничества в сфере этно-конфессиональных отношений, проводим различные мероприятия. Кстати, в прошлом году мы провели первые Евразийские чтения на тему "Роль татарского народа в вопросах интеграции Евразийского пространства". Татары, как и другие народы России, исторически внесли огромный вклад в укрепление российского государства. Татарские муллы обучали людей, вели переговоры с казахскими ханами, а также на Кавказе, в Японии, в Австралии, в Финляндии татары в царские времена вели миссионерскую деятельность.
На заседаниях Общественной палаты обсуждаются разные актуальные вопросы, которые волнуют общественность. В прошлом году я инициировал проведение многих мероприятий, в том числе, круглые столы по теме мигрантов, религиозным вопросам, о запрете ряда книг по Исламу. Общественная палата также занимается экспертизой разных законопроектов. Мы активно сотрудничаем с рабочими профильными комиссиями Совета Федерации и Государственной Думы. В этом созыве палаты, кроме меня, есть еще три муфтия – это Шафиг Пшихачев с Кавказа, Фагим Шафиев из Мордовии и от ДУМЕР Дамир Мухетдинов. Татарстан представляет Ильгиз Калимуллович Хайруллин.
– От имени нашего коллектива поздравляем Вас Альбир-хазрат с очередным утверждением в состав ОП РФ Президентом В.Путином.
– Спасибо. Я благодарю Владимира Владимировича за оказанное высокое доверие оказанное мне, в своей общественно –религиозной деятельности буду стараться оправдать доверие Президента и мусульман России в деле укрепления дружбы народов.
– И в завершение Ваши пожелания нашим читателям.
– Хочу искренне отметить, что Республика Татарстан – это колыбель и защитница татарского народа, так или иначе мы ориентированы на Казань. Мы радуемся всем успехам Татарстана и гордимся ими. Республика совсем недавно прошла через тяжелые испытания (Хвала Аллаху), их удалось преодолеть, и сегодня идет полноценное развитие Татарстана как в области высоких технологий и промышленности, так и в духовной и культурной сферах. Радуют добрые дела и успехи Духовного управления мусульман Республики Татарстан под руководством уважаемого муфтия Камиля-хазрата Самигуллина.
Пусть Всевышний поможет нам преобразовать как всю нашу страну Россию, так и Республику Татарстан, чтобы мир, согласие, взаимопонимание и дружба царили в нашей стране и регионах.
Ассалямуалейкум ва рахматуллахи ва баракатух!
islam-today.ru