Мусульманская медицина внесла большой вклад в развитие мировой медицинской науки. Многие из древних знаний используются в настоящее время, некоторые из них представляют исторический интерес. Конечно же, мусульманская медицина не образовалась сама по ...
Мусульманская медицина внесла большой вклад в развитие мировой медицинской науки. Многие из древних знаний используются в настоящее время, некоторые из них представляют исторический интерес.
Конечно же, мусульманская медицина не образовалась сама по себе, а развивалась на основе предшествующего опыта человечества, с течением времени внося свои религиозные коррективы.
Мусульманская практика врачевания в основном складывалась на основе египетской и греческой медицин. Позже, у мусульман появились свои типы больниц и разного рода лечебницы, известные как Бимаристан (бимар в переводе с персидского — больной, стан — страна), Бимархане (хане — помещение), Дар-у Шифа (арабский дар значит — дом, обитель; шифа — исцеление, выздоровление; всё вместе — больница, госпиталь). Они строились от Средней Азии до Испании, от Йемена до Казани и дальше.
Из «Книги путешествий» Эвлии Челеби (XVII в.) мы можем узнать, как выглядела одна из типичных первых мусульманских больниц. Фатих — так называлась не только лечебница Османской империи (Турция), но и весь комплекс построек, возведённый приблизительно в 1465-1470 гг., которая имела «около 70-80 куполов. Автор-путешественник записывает интересные и весьма важные сведения: «Лекарства раздаются бесплатно, это условие в своё время поставил сам Фатих-султан при организации вакфа. Делается это во имя Аллаха. Не удивительно, что для мужчин и женщин были отведены разные отделения с палатами — этого требует Ислам. А восхищает как раз то, что и для не мусульман было место в лечебнице. «В одном из отделений находятся покои для мужчин, в другом — для женщин, имеется так же помещение для лечения не мусульман» — пишет Челеби.
Традиции мусульманской медицины не забыты и в наши дни. Сегодня в Казани существуют клиники, в которых посетители обслуживаются по законам Шариата. О том, насколько развита мусульманская медицина, какой она может быть в современном государстве, востребована ли обществом, также, о многом другом, рассказал, заведующий медицинским отделом при Духовном Управлении Мусульман Республики Татарстан Хакимов Айрат Зяудатович.
- Айрат Зяудатович, вы - заведующий медицинским отделом при Духовном Управлении Мусульман РТ, врач-стоматолог, аспирант философского факультета МГУ, член Российского общества востоковедов, руководитель Центра стратегических исследований «Россия и Ислам», в чем секрет вашего успеха?
- Наверное, секрет успеха кроется в постоянной тяге к знаниям и желании применить эти знания на пользу людям. Ведь всевышний Аллах любит, когда передаёшь свои знания другим, а не «хоронишь» их в себе.
- Расскажите, для каких целей был создан медицинский отдел при ДУМ РТ?
- Решение о создании медицинского отдела руководство ДУМ РТ приняло после подписания в октябре 2008 года трехстороннего договора между Министерством здравоохранения Татарстана, Духовным управлением мусульман и Казанской епархией РПЦ. Благодаря договору стало возможным открытие в медицинских учреждениях республики молельных комнат. На сегодняшний день в Республиканской Клинической Больнице (РБК), в Межрегиональном Клинико-диагностическом центре (МКДЦ), в больницах города и республики имеются комнаты для намаза.
Практикующий мусульманин очень часто сталкивается с трудностями при исполнении религиозного обряда. Например, в медицинских учреждениях они не могут спокойно почитать намаз, а больные в большей степени в этом нуждаются. Пациенту, как правило, перед серьезной операцией хочется исповедаться перед Аллахом, замолить грехи. Только Аллах знает, встанет он с операционного стола или нет, а условий в больницах нет.
Важно, что в Минздраве Татарстана осознали необходимость сотрудничества с традиционными конфессиями республики. Ведь духовная пища важна для полного выздоровления человека.
- Какой он, врач – мусульманин?
- Главное качество врача-мусульманина – честность! Он знает, что в судный день придется держать ответ перед Господом не только за прожитую жизнь, но и за свою врачебную деятельность. Как и всякий другой врач, мусульманин не разглашает врачебную тайну.
Цель медицинской деятельности мусульманина – не нажива, а служение людям во имя Аллаха. И поэтому такой врач предложит оптимальные методы лечения, а не те, которые являются дорогими, но не столь эффективными. При этом подбор лекарств будет производиться по их действию, а не по цене, как это, к сожалению, сейчас очень часто происходит. Еще один принцип подбора лекарства – его халяльность.
- Как же быть с клятвой Гиппократа?
- Его никто не отменял. Но клятва Гиппократа – она не перед Всевышним, она ни к чему не обязывает. Вы сами видите, что творится сегодня в мире. Если взять фармакологию – сплошная борьба между транснациональными корпорациями за рынок дорогих лекарств, идет активная торговля человеческими органами, для этих целей часто воруют детей.
- В чем особенность организационной структуры клиники соответствующей шариату?
- Во-первых, бизнес должен быть открыт только на халяльные деньги, т.е. деньги, заработанные честным, разрешённым Аллахом путем; должно быть намерение (ният) помогать мусульманам, делать качественные услуги по недорогой цене. Она должна не только отвечать требованиям шариата, но и быть доступной для всех слоев общества, поскольку в мусульманской среде немало многодетных семей, чьи финансовые возможности ограничены.
Взаимоотношения между врачом-мусульманином и дирекцией медучреждения строятся по принципу коллегиальности, а не по принципу – хозяин-раб. Врач-мусульманин всегда честно выполняет свои функции и не обворовывает медучреждение, а дирекция в свою очередь устанавливает максимально допустимый коэффициент оплаты труда врача.
Прием мужчин и женщин должен быть разделен либо по отделениям, либо по дням, либо по сменам.
Персонал учреждения должен быть одет согласно требованиям мусульманской религии. Врач-мусульманка ведет прием в платке и с покрытыми частями тела, кроме кистей рук, как и подобает любой женщине-мусульманке. Врач-мусульманин должен быть одет не вызывающе. При этом врачи находятся всегда в состоянии ритуальной чистоты (тахарат).
Больная женщина приоритет при выборе врача отдает врачу - мусульманке. Если не нашлось соответствующего специалиста, то предпочтение отдается врачу-женщине, далее по приоритетности – врач-мусульманин, и за неимением – просто врач-мужчина. С больными мужчинами вопрос стоит соответственно наоборот.
- Как обстоят дела у нас в республике?
- Лет пять тому назад сложно было даже мечтать о подобных услугах. Первыми открылись ООО «Булгар-стом», ООО «Файда», которые позиционировали себя как мусульманские стоматологии, т.е. создавали наиболее приближенные к Шариату условия , выделением места для намаза, тахарата. В 2009 году в Казани открылся филиал московской клиники «Медси», где функционирует отделение для мусульман по субботам, также недавно открылся Клинико-Диагностический Центр «Ясин», «Аль-Каусар». Я считаю, что это уже большие достижения для нашей крепнущей уммы.
- Есть ли будущее у мусульманской медицины?
Мне бы очень хотелось видеть в будущем больше мусульманских медицинских учреждений с максимально соответствующими требованиями по Шариату. Отсутствие крепких кадров - самая больная тема мусульманской медицины на сегодняшний день. Мы не можем отдавать приоритет при выборе врачей только по религиозному признаку, мы лучше возьмем хорошего специалиста не исповедующего ислам, при всем этом не стоит забывать про качество услуг.
После века атеизма, ислам только-только начал возрождаться, расцветать и поэтому говорить о том, чтобы у нас было достаточное количество врачей мусульман с хорошими врачебными данными еще рано. Иншалла, процесс пошел, в медицинском университете на многих факультетах есть покрытые девушки, есть парни, читающие намаз - будущие специалисты. Мы общаемся с ними, подтягиваем их в учебе, делаем все возможное, чтобы из них получились хорошие специалисты.
- Как Ислам относится к трансплантации органов?
- Единой фетвы по этому вопросу пока нет. Поэтому в перспективе хотелось бы с медицинскими ассоциациями разных стран провести совместную конференцию исламских медиков. До сих пор открытыми остаются вопросы по трансплантации, имплантации, генной инженерии, суррогатного материнства, искусственного оплодотворения и. т. д. Как помните, во времена Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, медицина была на зачаточном уровне своего развития, и подобные проблемы, соответственно, не возникали. Эти вопросы всегда нас интересуют, тревожат, но пока ситуация остается таковой.
- Насколько развит рынок халяль лекарств?
- На фармацевтическом рынке сегодня полно лекарств, причем сильнодействующих, которые спасают жизнь человека, но все они на основе свиной сыворотки. Я спрашиваю у врачей мусульман, которые работают в исламских странах, почему используются данные препараты? Да потому что нет больше других, халяль-аналогов. С одной стороны они спасают жизнь человека, но какой ценой, вливая харам (свиную сыворотку).
Вещества, используемые в медицине в целях изготовления лекарственных препаратов, должны быть Халяль (разрешенными). Единственным случаем, когда могут быть использованы препараты, содержащие вещества Харам (запрещенные), является тот, когда нет никакого другого препарата, способного заменить препарат Харам, а отказ от его использования поставит под угрозу жизнь больного. Ведь в Исламе ценнее всего-это жизнь человека.
Почему бы не объединиться мусульманским странам и не профинансировать изготовление препаратов на основе сыворотки животных, забитых по нормам шариата. Если у нас есть возможность поднять данный вопрос или проблему – то почему бы и нет. Данную проблему необходимо решать на международном уровне.
- Какие медицинские препараты запретны для мусульман?
- Харам – это прежде всего различные спиртовые настойки (корвалол, валокардин), из средств применяемых при заболеваниях желудочно-кишечного тракта назовем мезим-форте, аллохол, фестал, солизим, при заболеваниях органов дыхания – камфомфен, ингалипт.
Если халяль-аналог не может быть эффективен в применении для лечения какого-либо заболевания, то в качестве исключения допустимо использовать необходимые лекарства. Существует перечень наиболее часто употребляемых лекарств, которые в своем составе содержат запрещенные компоненты, и рекомендуемые халяль-аналоги. Этот перечень можно посмотреть в Интернете.
- Спирт как дезинфицирующее средство часто используется в медицинской практике, также содержится в косметической продукции…
- Сегодня существует очень много аналогов других дезинфицирующих веществ, если речь идет про обработку перед инъекцией; во-вторых, настойки на спирту можно заменить другими препаратами, больше спирт в медицине не используется.
Косметика востока, например, основана в основном на маслах, обычная косметика - на спиртах, когда наносишь спиртовую косметику на кожу, кожа впитывает спирт и он попадает в кровоток, а спирт по шариату - Харам. Есть еще один момент: в обычной косметике может быть свиной жир, но в каких именно-нужно спросить у специалистов косметологов.
- У вас стоматологическая клиника «Булгар-стом», чем она отличается от остальных?
- Во-первых, у нас есть хорошие стоматологи-мусульмане, как мужчины, так и женщины, есть молельная комната, в туалетах- кумганы для тахарата. При достойном качестве услуг, мы держим цены самые низкие в Казани. В наше время вошла мода на отбеливание зубов, люди хотят неестественно белую улыбку как у Голливудских звёзд.
Но все современные методы отбеливания вредны для зубов, и мы отговариваем больных от химического отбеливания, объясняем о вреде, в то время как обычные стоматологи навязывают процедуру, т.к. это стоит дорого и с этого можно наживаться.
Ещё один аспект: многие клиники навязывают пациентам импланты взамен своего больного зуба, но при обследовании выясняется, что данный зуб можно «спасти» терапевтическим путём и затем посадить на него керамическую коронку, за имплант с коронкой с него просили 40 тысяч рублей, при этом человек теряет свой родной зуб. Есть много других аспектов, мы не навязываем пациентам лишние ненужные процедуры, по протезированию предлагаем несколько вариантов конструкций на выбор по достатку.
- Какова ваша дальнейшая стратегия развития?
- Стараться приближать мусульманскую медицину максимально к требованиям Шариата. Врачей-мусульман готовить двумя путями: первый – из студентов-мусульман и врачей- мусульман растить хороших специалистов. Второй путь – хороших специалистов призывать к Исламу.
- Спасибо за интервью.
Беседовала Рузиля ГАРАЕВА