Общероссийское
информационное агентство мусульман
24
Воскресенье
ноября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Айнур Сибгатуллин: «У Исламского Интернета большой потенциал»

Дата: 15.02.2010 Версия для печати
Айнур Сибгатуллин: «У Исламского Интернета большой потенциал»

В ближайшее время в Москве выйдет в свет книга, посвященная мусульманскому интернету. Мы встретились с его автором Айнуром Сибгатуллиным, который больше известен широкой публике своей работой в сфере Татнета (Татарского Интернета), и попросили ...

В ближайшее время в Москве выйдет в свет книга, посвященная мусульманскому интернету. Мы встретились с его автором Айнуром Сибгатуллиным, который больше известен широкой публике своей работой в сфере Татнета (Татарского Интернета), и попросили рассказать о его новой области деятельности.

Айнур афэнди, ас-саляму алейкум. Вы сейчас готовите книгу, посвященную мусульманскому интернету. Как будет называться ваша будущая книга?

Просто и незатейливо «Исламский интернет». Хотя, наверное, стоило бы назвать по аналогии с такой же книгой РПЦ . У них был «Путеводитель по Православному интернету». Тираж моей книги будет10 тысяч.

Расскажите подробнее о содержании Вашей книги.

Это будет отчасти похоже на мою книгу «Татарский интернет», но формат будет несколько иной – я предполагаю сделать книгу-путеводитель, т.е. справочник с алфавитной и тематический разбивкой как в обычных справочных изданиях. Аналогичная книга уже вышла у православных, ну а в Исламском интернете уже достаточно сайтов, чтобы сделать по ним справочник-путеводитель.

Откуда у Вас появился интерес к мусульманскому интернету? Ведь раньше вы больше писали только про татнет.

Некоторое время тому назад я еженедельно писал обзоры мусульманских форумов и блогов для одного исламского информационного сайта. В ходе написания я стал ознакомливаться с большинством исламских интернет-ресурсов и многие вещи стали для меня интересны. И я понял, во-первых, что тема Исламнета может быть описана и проанализирована и, в том числе с моей помощью распространена дальше для мусульман, желающих узнать больше об Исламе. То есть, это что-то вроде культуртрегерства в Web’е как ранее делали татарские просветители. В этом плане для меня Исмаил Гапринский как образец, к которому стоит стремиться в деле распространения знаний.

А во-вторых, это и как бы мой путь к Исламу.

То есть все-таки первый интерес– это татарская тематика и через нее вы пришли к мусульманской?

Думаю, что первичное все-таки было осознание себя как татарина. По-моему, невозможно прийти к татарской идентичности минуя Ислам.

Вы считаете, что это неразрывные вещи?

Например, Ф.М. Достоевский писал, что Русский человек не может не быть православным. Сейчас поясню свою мысль. Наверное, не совсем политкорректно сегодня перед переписью ставить жестко знак равенства между словами «татарин» и «мусульманин». Ведь среди татар есть и атеисты и христиане и другие.

Вместе с тем всякий татарин для меня по умолчанию представляется мусульманином, пока не доказано обратное. Хотя со мной, наверное, не согласятся многие, в плане выделение национального в Исламе. Есть же мнения, что национальный фактор ничего в Исламе не значит.

Хорошо. Но все-таки Всевышний поделил нас на народы и это не случайно.

Вопросы идентичности не замыкаются только на национальном факторе. Есть и географические, профессиональные идентичности и пр. Что первичние? Что я татарин? Что я мусульманин? Москвич? Россиянин? Юрист?

Как бы вы расставили места в своей иерархии идентичности?

Сложный вопрос. Хочется сказать «татарин», «мусульманин», а потом все остальное, но большую часть времени мы пребываем вне этих идентичностей и они, никак себя не проявляют.

То есть в работе никак не чувствуете влияние своей религиозной и татарской идентичности?

Я корпоративный юрист. Юристы это особая каста, свой склад мышления. Совсем другая психология. Просто эти идентичности накладывают некоторый отпечаток, безусловно, но в реальной жизни приходится учитывать множество факторов.

Работа в сфере мусульманского интернета и татнета для Вас хобби?

Это что-то вроде хобби, что-то вроде отдушины в рутинной обыденности. Это мне интересно и увлекательно и это часть моей идентичности.

Вы начали с татнета, а теперь занялись мусульманским интернетом. Какой из этих сегментов всемирной паутины более развит, на ваш взгляд?

Развиты примерно одинаково, но, на мой взгляд, у Исламнета я вижу больший потенциал роста.

Почему?

Это более глобальное явление в Web’е, посещаемость и цитируемость и востребованость выше, значит, в нее будут больше вкладывать ресурсы. Это не значит, что в Татнет не придут вообще деньги, ресурсы, просто он в долгосрочной перспективе растет, как мне кажется, чуточку медленнее.

Хорошо. А в плане профессиональной подкованности, какой сегмент на ваш взгляд более развит?

Если говорить про оценку контента, то невозможно одним словом дать характеристику. Это как средняя температура по больнице.

И тем не менее…

На сегодня, наверное, в Татнете работают больше профи, но это если мы подразумеваем сайты и СМИ Татарстана. Если без них, то разницы большей нет.

Что представляет из себя современный мусульманский Интернет в России?

На мой взгляд, современный мусульманский интернет количественно представляет из себя примерно 400 с небольшим русскоязычных интернет- ресурсов, имеющих то или иное отношение к Исламу. Это и СМИ, и блоги, и интернет-магазины и официальные сайты ДУМ. Технически некоторые из них сделаны на самом профессиональном уровне, другие технически несовершенны, сделаны силами энтузиастов. Качество ресурсов неодинаково, но все же отрасль, если так можно выразиться, развивается, не стоит на месте.

Какие ее сегменты существуют на данный момент (СМИ, блоги, просветительские сайты)? Какие из них являются преобладающими?

Наиболее всего преобладают сайты по тематике просвещения и образования, их больше всего. Исламского русскоязычная Блогосфера до сих пор не развилась. А инфопорталы-СМИ развиваются неплохо, их и не должно быть много, достаточно 3-5 ведущих, как сейчас.

В чем основные отличия мусульманских Интернет-СМИ от других Интернет СМИ?

Ну, прежде всего тем, что любые события здесь рассматриваются с неким мусульманским уклоном. Например, берется какой-нибудь голливудский блогбастер и разбирается с точки зрения его исламофобской составляющей. Обычные Интернет-сми рассматривают тот же пример совсем по другому. И финансирование конечно же – раскрученные СМИ имеют гораздо больше ресурсов и людей для развития.

На Ваш взгляд есть такое направление как мусульманская журналистика?

Думаю, что есть, но с оговоркой о том, что она находится в стадии становления – журналисты еще вырабатывают какие-то подходы. С одной стороны можно сказать, утрируя, что мусульманская журналистика это фикция, некий маркетинговый ход для продвижения товара на рынке. С другой стороны я надеюсь, что со временем из нынешнего теста вырастет и зацветет роскошное древо.

В чем главная проблема в развитии мусульманских Интернет-СМИ?

Главная проблема, что многие СМИ не нащупали свою аудиторию и свою форму подачи материала. Плюс многие еще не поняли, что сайты должны соответствовать в техническом плане, дизайне, реалиям начала 2010 года, а не начала 2000-х гг.

Многие вещи просто элементарно режут слух.

Например?

Например, почему-то общепринято, что редакции исламских Интернет-СМИ тщательно скрывают имена своих авторов, редакции. Что это? Страх?

С чем это связано?

Я понимаю анонимность юзера, но анонимность автора? Почему же даже хотя бы псевдоним не укажут? С чем связано. Наверное, что-то вроде того «Как бы чего не вышло». Но это очень большой минус. Хотя, например, у Info-islam все имена раскрыты. Это правильно, ведь читатель хочет знать, с кем он имеет дело. Если журналист, СМИ скрывает имена, то возникают вопросы: а что это вообще за люди и откуда?

А если такое четкое разделение на московские Интернет-СМИ и немосковские?

Разделение есть по факту контента, конечно же, региональности тематики.

Спасибо Большое Айнур афэнди за интересную беседу.

Беседовал Данис ГАРАЕВ


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Член Общественного совета ФСИН России, советник муфтия Татарстана по социальным вопросам, руководитель ОБФ «Ярдам-Помощь» Илдар Баязитов рассуждает о мигрантах, религии и просвещении в исправительных учреждениях на фоне трагедии в ИК п...


 Президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия стремится упрочить авторитет БРИКС в мире, сосредоточиться на решении глобальных и локальных проблем.


У каждой мамы малыша возникает вопрос: отдавать ребенка в детский сад или самой заниматься его воспитанием. Если семья мусульманская, то вопрос более актуален, так как в обычных дошкольных учреждениях ни питание, ни воспитание не соответствуют закона...

Казанский благотворительный фонд собрал и передал нуждающимся 60 тонн гушр-садаки. Гушр – это особый вид милостыни, когда отдают неимущим часть полученного за сезон урожая. Обязательность гушр-садаки обусловлена тем, что подли...


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1483

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф