Менее чем 2% политически мотивированных актов насилия, совершенных в Европе, осуществлены мусульманами. Тем не менее, средства массовой информации говорят о кризисе, связанном с «радикальным исламом» и «радикально настроенными мусульманами», который усиливается с каждым новым терактом.
Между тем, никто не анализирует, что же такое «мусульманский радикализм», а лишь небрежно связывает религиозность и консерватизм со склонностью к насилию.
Увеличивается финансирование исламофобских групп в сетях, которые демонстрируют ненависть и туманную логику в понимании экстремизма. По мнению специалистов, исламофобия распространена в политике правительства, которая подрывает способность мусульманского общества противостоять радикализму. Подавляя свободу мусульман, им не дают участвовать в демократических процессах общественной жизни, в том числе и в выражении политических мнений.
Сомнительная связь между консерватизмом и экстремизмом
Несмотря на отсутствие четкой связи мусульман с насильственным экстремизмом, правительства некоторых стран считают, что они, негативно относящиеся к алкоголю, носящие мусульманскую одежду, склонны к насилию.
Например, после нападения на Charlie Hebdo в Париже в январе прошлого года, французское правительство выпустило листовки, где были указаны предполагаемые признаки мусульманской «радикализации», среди которых – мусульмане, не слушающие музыку, не участвующие в спортивных мероприятиях, изменившие свой стиль одежды.
Это было похоже на претензии американского писателя Асра Номани, который считает, что фраза «Ин ша Аллах» (арабского происхождения, используемая мусульманами и немусульманами, когда полагаются на Бога; означает «Даст Бог») – это «красный флаг» для беспокойства.
Даже видные мировые информационные агентства иногда попадают в ловушку, приравнивая мусульманское благочестие к склонности к насилию. Недавно в AFP был случай, когда саудовского миллиардера назвали «набожным, но умеренным мусульманином», давая понять, что благочестие расходится с умеренностью поклонения.
Следовательно, «хорошим мусульманином» становится тот, кто просто идентифицирует себя с исламом.
Создание отрасли исламофобии
Страх в западных странах настолько велик, что мусульмане порой вынуждены покидать самолеты из-за повышения числа антимусульманских инцидентов. Мусульманские центры и мечети становятся регулярными жертвами огнестрельных и других видов атак.
Крайне правые европейские партии называют беженцев «бомбой замедленного действия», считая, что «вторжение мусульман» приведет к обнищанию нации и подрыванию христианских ценностей. Люди стали ходить в футболках с надписями «стоп исламизации», «антиисламская полиция».
По мнению ведущих специалистов, так называемая «Трансатлантическая исламофобия» тесно связала социальное давление с государственной политикой западных стран.
Вина самих мусульман
Хотя средства массовой информации и правительства создают различие между «хорошими» и «плохими» мусульманами, тем не менее умалчивается о роли мусульманских институтов.
Мусульманские организации и общественные лидеры критикуют правых и левых в их политике, но не прилагают достаточно сил, чтобы осудить, например, террористические акты Исламского государства Ирака и Леванта (ДАИШ – запрещенная организация в РФ и в других странах).
Ситуация ухудшается еще и потому, что некоторые поддерживают государственную политику против терроризма, что создает идеальные условия для радикальных групп по вербовке новых боевиков. Многие американские мусульманские общества стали дистанцироваться от «плохих мусульман», представляя себя «хорошими мусульманами», тем самым ища благосклонности правительства. В этой связи критике подвергся Совет по делам мусульман Америки, который поддержал правительственную инициативу «искоренения экстремизма в мусульманских общинах», принимая дискредитирующие мусульман «красные знамена». На самом деле, сами мусульманские сообщества занимают такие позиции, которые не вызывают одобрения членов своей общины.
Между тем во Франции мусульманские проповедники должны получить государственную лицензию, чтобы на законных основаниях работать в мечетях. Так в мечетях не будет радикализации «на бумаге». Хассен Халгуми – один из таких имамов, которому дают много эфирного времени во французских СМИ. Он возглавляет конференцию имамов, которую сам же организовал. Хассен приложил много усилий к делу хороших/плохих, умеренных/радикальных мусульман. Его деятельность подвергается критике со стороны мусульманской общественности.
Во Франции бесправие мусульман в политическом вопросе более распространено, чем в других странах. После 13 ноября, узнав имена террористов, средства массовой информации представили их как «марокканского происхождения с французским гражданством», чтобы не говорить, что они являются французами. Это еще раз показывает, что арабов-мусульман исключают из категории населения.
Али Саад, французский социолог и критик СМИ, считает, что при объединении экономического и социального бесправия мусульман с другими факторами, такими как маргинальность мусульманского сообщества, психологические проблемы многих неблагополучных семей, кровавая колониальная история родной страны, радикализация может стать более закономерным процессом. «Наиболее распространенный фактор в этом процессе, который ведет к радикализации, – это частые нарушения прав безработных или тех, у кого недостаточно профессиональной квалификации или нет жилья, что приводит к лишению свободы, а в новых условиях они легко становятся жертвами экстремистов, стремящихся подарить им новую прекрасную жизнь за пределами тюрьмы», – говорит Саад.
Али Арьян
Переведено специально для info-islam.ru
Источник: AlJazeera
Loading...
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Используется система Orphus