Халяльная индустрия, которая активно развивается на сегодняшний день по всей России и в Татарстане в частности, с каждым днем занимает все большую долю рынка. Некоторые называют это «религиозной экспансией», другие считают, что это всего лишь чисто рыночные механизмы, где спрос порождает предложение. Продовольственный рынок халяля в мире в настоящее время оценивается в $2 трлн, из них $700 млрд приходится на мусульманские страны. Таковы данные отчета Исламской торгово-промышленной палаты (ИТПП), оглашенные на заседании в Стамбуле в конце 2014 года. «В России официальной статистики по халяльной индустрии не ведется. Но можно приблизительно сказать, что оборот средств в этой сфере в нашей стране составляет несколько миллиардов рублей», — рассказал Марат Низамов, председатель комитета по стандарту «Халяль» Духовного управления мусульман РТ.
Что любопытно, спрос на халяль-продукцию растет не только со стороны мусульман, но и среди представителей других религий. Стандарт «халяль» становится для многих и многих россиян знаком качества, ведь ислам не приемлет обмана, ложь считается одним из тяжких грехов. Поэтому утвердилось мнение, что поставщики халяль-продукции более добросовестны по отношению к своим потребителям.
Основной рынок халяльной индустрии — продукты питания, халяль в одежде, украшениях, косметике, личной гигиене, развлечениях, финансах и прочем пока занимает не столь существенную нишу.
В Татарстане за халяль-индустрией следит комитет по стандарту «Халяль» ДУМ РТ. Ведомство разрабатывает общие требования, регулирует производство, хранение, транспортировку и реализацию халяльной продукции, которые утверждены Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в РТ, Республиканским сертификационным методологическим центром «Тест-Татарстан», Татарстанским центром стандартизации, метрологии и сертификации, Главным ветеринарным врачом РТ, председателем Духовного управления мусульман РТ, Советом мусульманских ученых ДУМ РТ.
В настоящее время сертификация является добровольной. Минимальная стоимость сертификата – 10 000 рублей. Время прохождения сертификации разнится в зависимости от объемов производства: от двух недель до полугода. На предприятие, которое получило сертификат халяля, регулярно приезжают проверки.
Халяльную еду сейчас можно купить не только в специализированных магазинах при мечетях или на рынках, самые крупные ритейлеры – «Пятерочка», «Магнит», «АШАН», «Перекресток», REAL, «Метро Кэш энд Керри» и другие – создают отделы подобной продукции: в основном это мясные продукты, птица, произведенные местными фабриками. Естественно, появление на крупных прилавках в больших торговых сетях способствует популяризации продукта. Люди, особенно в мусульманских регионах, таких как Татарстан, Башкортостан, Чечня, Дагестан и другие, ежедневно сталкиваются со значком «халяль» при покупках, недоверия к такой маркировке уже нет — все понимают, что это определенная система забоя и дань традициям ислама.
В связи этим Info-Islam провел опрос в разных городах Татарстана, выяснив предпочтения жителей региона в самом популярном халяль-направлении — мясном. Исследование было ориентировано на то, чтобы узнать, как много мусульман и представителей других конфессий предпочитают мясную продукцию халяль. Опрос проводился в самых крупных городах Татарстана: Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске и Лениногорске.
Из 1945 человек, проголосовавших в Казани, 283 (14,6%) оказались соблюдающими мусульманами, которые покупают только халяль-продукты, 401 (20,6%) — этнические мусульмане, также предпочитающие разрешенную исламом пищу. 727 (37,4%) респондентов «никогда не обращали внимания на маркировку товара», 284 (14,6%) ответили, что не покупают халяль именно по причине маркировки. 73 (3,8%) человека «впервые слышат слово халяль», и, наконец, 177 (9,1%) проголосовавших — христиане, предпочитающие производителей халяль остальным.
Опрошенные подчеркивают, что к покупке именно халяль-продукции их подталкивает качество товара. Некоторые же, наоборот, сообщили о желании покупать халяль, однако назвали цены на подобную продукцию высокими по сравнению с их нехаляльными конкурентами.
Схожая ситуация наблюдается и в Набережных Челнах: 352 соблюдающих (13,8%) и 588 этнических мусульман (23,1%) выбирают только халяль, также разрешенную исламом пищу предпочитают 317 христиан (12,5%), не обращали внимания на маркировку 900 респондентов (35,4%), 296 человек (11,6%) не покупают халяль по причине маркировки и 90 (3,5%) никогда не слышали о таком понятии.
Среди жителей Нижнекамска халяль предпочитают 144 христианина (11,6%), 128 соблюдающих (10,3%) и 281 (22,6%) этнический мусульманин, никогда не слышали о халяль 73 человека (5,9%). Не покупает мясо с маркировкой «халяль» 161 нижнекамец (13%), не обращают внимания на маркировку 456 человек (36,7%). Всего здесь проголосовали 1243 человека.
В Лениногорске и Альметьевске результаты также ободряющие: среди христиан выбирают халяль мясо 77 (12,8%) и 44 (8,5%) человека соответственно, цифры среди соблюдающих мусульман — 86 (14,3%) и 75 (14,5%). Для 209 жителей Лениногорска (34,8%) и 201 альметьевца (39%) маркировка не имеет значения, не слышали о халяль 46 (7,7%) и 19 человек (3,7%) соответственно.
Таким образом, можно подтвердить данные о популярности халяль-продукции среди христиан и не соблюдающих каноны религии мусульман. По мнению экспертов, причиной развития халяльной индустрии является то, что халяль ассоциируется в умах части россиян с неким знаком качества, экологически чистой продукцией. И, имея выбор в больших торговых сетях, люди склонны выбирать именно «халяль».
Гузель Мухаметшина