Молодежь – наше будущее. А от состояния мусульманской молодежи зависит будущее ислама. Башкирия здесь – не исключение. В республике тоже кое-как идет работа с молодыми мусульманами – где-то «сверху» с одобрения религиозных и светских властей, а где-то «с низов», но со своими «тараканами» в голове.
Первые робкие шаги
Говорить о каких-либо молодежных мусульманских организациях в Советской Башкирии в силу понятных причин не приходится. Пионерия, затем комсомол и связанные с ними структуры – в общем, без вариантов. Само по себе существование религиозных организаций было под большим вопросом.
С начала 1990-х годов начались значительные перемены. Во многих регионах наряду с проснувшимся национальным самосознанием стало заметным и религиозное возрождение. В Башкирии вновь стали появляться мечети, а у Талгата Таджуддина, возглавляющего Центральное духовное управления мусульман России (ЦДУМ), в регионе появился муфтий-конкурент Нурмухамет Нигматуллин, которому отошли некоторые приходы в республике.
Хоть у ЦДУМ и ДУМ РБ появились свои медресе, но образование было не на столь высоком уровне, как хотелось бы мусульманам. И шакирды были лишь каплей в молодежном море.
Те, кто помнит, «лихие» 1990-е, знает, что в те времена было далеко не до детей и молодежи. Власти в первую очередь были озабочены решением своих политических задач, а население волновал в первую очередь вопрос пропитания. Все по пирамиде Маслоу. Лишь отдельные энтузиасты пытались строить мечети, издавать религиозные книги, обучать исламу население. Хоть в Башкирии пионерская организация и сохранилась, она утратила свое былое величие, перестала получать необходимое финансирование. Коммунистический союз молодежи канул в лету. А на месте регионального отделения комсомола появился Союз демократической молодежи Башкирии, однако новое объединение оказалось весьма слабым.
Кроме того, в республике образовались и такие молодежные объединения, как Союз башкирской молодежи и «Кук буре». Обе организации небашкирским населением воспринимались весьма неоднозначно, а порой враждебно. Именно о них говорили как об «опричниках бабая» (бабаем в Башкирии называют первого президента республики Муртазу Рахимова) и невыносимых националистах. «Кук буре» («Небесный волк») даже переняли некоторые идеи у турецких ультраправых националистов «Бозкурт» («Серые волки»), включая отдельные жесты, военно-полевые сборы и т.п. Естественно, эти организации громче всех заявляли о своих религиозных началах, немало их членов было практикующими мусульманами. Однако их лидеры обращали на себя внимание в первую очередь громкими лозунгами, политическими акциями (митинги, пикеты, шествия) и «баттлами» с представителями других этнических групп, в первую очередь с татарами. Сейчас их влияние заметно ослабло, времена не те.
"Кук буре" показывают свой фирменный жест. Источник фотографии: tukmasinform.wordpress.com
К слову о татарах. Уфимское отделение Союза татарской молодежи долгое время находилось в полуподпольном положении, и не было замечено в какой-либо бурной деятельности. Когда в 2010 году власть в республике поменялась и негласная опала была снята, представители СТМ в республике все равно не проявляли большого усердия.
Следует также учесть, что создавать «снизу» молодежные мусульманские организации было чревато. На подобные вещи власти смотрели с нескрываемым подозрением. А любое собрание молодых мусульман без санкции муфтиятов или светских властей могли оценить как «сектантский меджлис» со всеми вытекающими.
От молодежного лидера до узника совести и экстремиста
В 1995 году образовался Всемирный курултай башкир (ВКБ), получивший солидную поддержку республиканских властей и лично тогдашнего президента Муртазы Рахимова. Однако новый союз больше использовался как инструмент решения политических задач, несмотря на то, что первоочередными целями ставились именно вопросы культурно-духовные. Тем не менее, здесь впервые на высоком уровне заговорили о молодежи и поддержке Духовного управления мусульман Республики Башкортостан.
В 2010 году при общественной организации была создана рабочая группа по вопросам религии, которую поручили вести председателю молодежного совета и зампреду ВКБ Фанзилю Ахметшину. Сам Ахметшин – человек весьма колоритный, не стеснялся показывать свою приверженность к исламу, носил бороду и дружил с «неправильными» мусульманами. Он был одним из ярких участников пикетов и других акций в защиту мусульман, чем вызывал раздражение у своих оппонентов. В 2011 году он инициировал благотворительную кампанию по сбору средств, чтобы помочь голодающим сомалийским детям. Когда он прилетел в Уфу, его задержали прямо в аэропорту, обыскали и «обнаружили» некое наркотическое вещество. Также «выяснилось», что за несколько месяцев до загранпоездки он распространял идеи ваххабитского толка, и активиста привлекли по известной многим верующим 282-й статье. Общественность Башкирии, даже та часть, которая была весьма далека от религии, заговорила о заказном характере процесса. Но роптания интеллигенции, коллективные письма общественников и даже поддержка Фанзиля со стороны Максима Шевченко успеха не возымели. И парня приговорили к 4,5 годам лишения свободы. Полгода назад Ахметшин вышел из тюрьмы.
Фанзиль Ахметшин. Источник фотографии: Тимур Рахматуллин
И клуб знакомств, и творческий кружок
Тем не менее, потребность в каком-то центре, который бы играл роль «клуба по интересам» молодых мусульман, возрастала. Мечети строились. В Уфе, Стерлитамаке, Сибае и других городах храмы перестали вмещать в себя всех желающих на пятничные намазы, а сами ряды молящихся стали заметно молодеть. Все больше в школах и вузах стало появляться девушек в платках, а некоторые парни стали опаздывать на занятия (либо просто пропускали), потому что ходили на джума-намаз. Кроме того, при мечетях стали организовываться курсы по основам ислама, где отдельные группы были рассчитаны на парней или девушек.
При этом далеко не вся духовно голодная молодежь шла в мечети, которыми зачастую руководили престарелые имамы. Найти общий язык парней с аксакалами не всегда возможно. Тогда подыскивались альтернативные источники, в том числе находящиеся на особом контроле у правоохранительных органов. К примеру, запрещенная в РФ организация «Хизб-ут-Тахрир» достаточно успешно привлекала в свои ряды молодых мусульман. Они очень доступно и просто объясняли свое понимание религии и, в отличие от бабаев, не брезговали русским языком. Другие неподконтрольные властям и муфтиям джамааты, не обязательно экстремистского толка, тоже довольно успешно привлекали в свои ряды молодых.
Если с чем-то невозможно бороться, то его нужно оседлать. Благо, подходящий человек нашелся. И с марта 2009 года при ДУМ РБ появился молодежный отдел. Такое решение было принято на пленуме духовного управления, когда муфтий Нурмухамет Нигматуллин впервые объявил о создании нового подразделения. Хотя фактически он начал действовать раньше. И развивать это направление поручили молодому энергичному выпускнику факультета башкирской филологии БашГУ Айнуру Арсланову.
Айнур Арсланов. Источник фотографии: vk.com
Who is Mr. Arslanov?
Несколько слов о самом Арсланове. Айнур – уроженец Баймакского района, что считается Зауральем. То есть он является земляком башкирского муфтия. Исламское образование получил в казанском медресе «Мухаммадия» и Российском исламском университете ЦДУМ России (Уфа). Повышал квалификацию в Египте и Турции.
Сам он признавался, что со студенческих лет тесно дружил с представителями различных «нетрадиционных» исламских течений, но в итоге выбрал сторону официального духовенства. Он был инициатором различных общественных движений, в том числе «Город без наркотиков». В первом общежитии БашГУ он собрал вокруг себя студентов-мусульман, нашел единомышленников и в других уфимских вузах, за что его недоброжелатели прозвали «имамом общаговских джамаатов».
Так, он привлек достаточно много представителей башкирской молодежи, среди которых было немало уроженцев Зауралья. Его помощниками стали известные в регионе певцы Ильгиз Абдрахманов и Тимур ЗинДан Валитов, к слову, тоже земляки Арсланова. Также он создал клуб знакомств, за что его прозвали «мусульманским свахой».
Два соратника Арсланова - Ильгиз Абдрахманов (слева) и Тимур Валитов (справа). Источник фотографии: Тимур Рахматуллин
По его инициативе теперь проходят республиканские форумы мусульманской молодежи, посещения детских домов, благотворительные акции, спортивные состязания, серия концертов «Ислам – против экстремизма». Любопытно, что он стал активно бороться со вчерашними друзьями – «баймакскими братьями». Именно в Зауралье довольно сильны позиции адептов салафизма. И многие его бывшие друзья оказались идейными врагами Арсланова. Что касается концертов, оппоненты лишь усмехались на подобного рода акции, резонно отмечая, что песнями-плясками невозможно перетянуть молодежь из одного лагеря в другой. Не забывал он и свои старые привычки и проводил различные кампании против курения, употребления алкоголя и наркотиков. Отдельно стоит отметить его активную защиту нескольких мусульманок, которым пытались запретить появляться в учебных заведениях республики в хиджабе.
Как рассказал источник, близкий к ДУМ РБ, Арсланов является креатурой Вячеслава Пяткова – председателя Совета по государственно-конфессиональным отношениям при главе РБ. Вероятно, именно этот топовый чиновник с согласия сотрудников правоохранительных органов, ответственных за религиозные организации, проталкивает своего протеже по карьерной лестнице. И карьерный скачок налицо. В 2009 году он возглавил молодежный отдел. В 2011 году, когда в Уфу приезжал президент России Дмитрий Медведев и проводил встречу с мусульманским духовенством России, по правую руку от главы государства посадили Талгата Таджуддина, а по левую – Арсланова. Некоторые увидели в этом некий сигнал. Конечно, и тут не обошлось без колкостей в Сети из разряда «левая рука президента» или «пацан к успеху шел». Положительную оценку своей работы Айнур получил и от президента республики Рустэма Хамитова (ныне глава РБ). В 2013 году состоялся очередной отчетно-выборный съезд ДУМ РБ, на котором снова переизбрали муфтия Нурмухамета Нигматуллина, а его первым заместителем назначили Айнура Арсланова. Как ни парадоксально, другого действующего первого зама Аюпа Бибарсова при этом не сняли. Кто из первых заместителей все-таки главней – вопрос. Поговаривают, что именно Айнур хазрат через пару лет возглавит ДУМ РБ.
Айнур Арсланов - по левую руку от Дмитрия Медведева. Источник фотографии: kremlin.ru
На свое прежнее место Арсланов посадил друга Тимура Валитова. При этом супруга теперь уже первого зампреда ДУМ РБ Ильмира Арсланова при муфтияте организовала школу развития женственности и стала вести курсы «идеальных жен», на которые собирает своих молодых подруг, чтобы поделиться с ними секретами семейного счастья.
Тимур Валитов. Источник фотографии: Тимур Рахматуллин
Тимур Валитов продолжил дело своего предшественника. Будучи музыкальным исполнителем по призванию, он усилил концертно-фестивальную составляющую. А чтобы работа была более структурированной, при муфтияте он организовал молодежное движение «Рух». Конечно, таким авторитетом и политическим прикрытием как Арсланов, он не обладает. Возможно, поддержание на прежнем уровне всего наработанного его другом – для него уже достижение.
«Ответ Чемберлену» по-Таджуддиновски
В 2012 году Талгат Таджуддин объявил о создании общественной организации «Гибадуррахман» («Рабы Милостивого [Аллаха]»), которая бы объединила выпускников Российского исламского университета ЦДУМ России (РИУ) и всю мусульманскую молодежь. Причем первым, кому он предложил возглавить создаваемое объединение, оказался госсоветник Татарстана Минтимер Шаймиев. Экс-президент РТ вежливо отказался от такого заманчивого «подарка», сославшись на сильную занятость в возрождении Болгара и Свияжска. В свою очередь Шаймиев выступил с ответным предложением:
«Всемирный русский народный собор возглавляет сам патриарх Московский и всея Руси Кирилл. И есть смысл в том, чтобы и общественное объединение мусульман страны возглавлял глава российских мусульман – Шейх-уль-ислам Талгат Сафа Таджуддин».
Tалгат Таджуддин рассказал президенту РБ о целях новой организации. Источник фотографии: cdum.ru
Следует отметить, что ранее верховный муфтий предлагал Шаймиеву другой пост – председателя ЦДУМ России. Но и тогда получил отказ.
«Сегодня настала необходимость укрепления позиций традиционного ислама в духовно-нравственном возрождении общества, в братском сотрудничестве последователей традиционных конфессий России, профилактики экстремизма, религиозного фанатизма и радикальных течений. Именно для укрепления просветительской работы с молодежью женщинами-мусульманками и широкой общественностью было принято решение о создании общественной организации ЦДУМ России «Гибадуррахман». Основной ее задачей является мобилизация всех здоровых сил мусульманского сообщества, которые вносят достойный вклад в процветание России. Ведь многие, кто лишь изредка посещают мечети, между тем остаются в душе приверженцами ислама, дорожат миром и согласием в стране, для них также совершенно неприемлемы насилие, фанатизм и террор», - обозначил цель объединения верховный муфтий на проповеди во время празднования Курбан-байрама.
Подобные банальные формулировки Таджуддин приводил и позже.
В тот же год, во время IX съезда ЦДУМ России Таджуддин сообщил Рустэму Хамитову, что при организации будут созданы Союз мусульманок России, который позже получил название «Фатима», и Союз мусульманской молодежи.
В региональные духовные управления, входящие в структуру Талгата Таджуддина, пошла установка: создавать первичные ячейки организации и ее союзов на местах. В течение двух лет с уст председателя ЦДУМ и других сановников муфтията звучали различные предложения о «Гибадуррахман», но от самой организации и ее подразделений каких-либо новостей не поступало. Наконец, в 2014 году прилетела «первая ласточка». Волонтеры провели «День донора»: около уфимской мечети «Ляля-Тюльпан» целый день работала передвижная станция переливания крови. Всех доноров угощали водой Зам-зам.
Волонтеры "Гибадуррахман" сдают кровь. Источник фотографии: cdum.ru
В 2015 году прошло собрание Союза мусульманок России «Фатима». Куратором проекта стала Лилия Умарова. Подавляющее большинство участников встречи составили девушки из Башкортостана.
Участницы съезда Союза мусульманок России. Источник фотографии: cdum.ru
Затем пошли другие известия: активисты стали посещать с подарками детские дома, больницы, дома престарелых, приют для бездомных животных, устраивать субботники, сажать деревья, проводить спортивные турниры, заниматься благотворительными сборами. На многих акциях были замечены студенты РИУ. Видимо, без административного ресурса и здесь не обошлось.
Посещение детей, больных гемофилией. Источник фотографии: cdum.ru
Активисты "Гибадуррахман" сажают елочки. Источник фотографии: cdum.ru
Инициатива с салафитским оттенком
Если два ранее описанных движения организовывались «сверху», то Шура мусульман Башкортостана – явление, которое, пожалуй, пошло «снизу». Идейным вдохновителем этого объединения является Ишмурат Хайбуллин – выпускник Международного исламского университета «Аль-Азхар» (Египет), человек харизматичный, весьма грамотный и деятельный.
Ишмурат Хайбуллин. Источник фотографии: YouTube.com
В отличие от «официальных» мусульман, активисты Шуры не ограничились спортивными соревнованиями, благотворительными акциями, детскими мероприятиями, проведением праздников и разного рода собраниями. К слову, упоминаемый выше Фанзиль Ахметшин тоже участвовал в их делах. Ребята завели специальную группу в социальных сетях, организовали сайт, начали снимать видеоролики и отдельные передачи на YouTube-канале. Обо всех своих мероприятиях (анонсы, отчеты) ребята делают довольно качественные видеоролики. Кроме того, стала выпускаться газета «Ваҡыт» на башкирском языке. Надо отдать должное, детские торжества (Курбан-байрам, мусабака и др.) стали их «фишкой»: достаточно грамотная подготовка, сбор средств, хороший пиар и внятная организация. Затем, как правило, следует видео- и фотоотчет с праздника.
Фишкой Шуры мусульман Башкирии стали детские мероприятия. Источник фотографии: shurarb.ru
В региональном сегменте Интернета все четче был слышен голос «нетрадиционных» мусульман. За салафитские взгляды они неоднократно становились объектом критики со стороны официального духовенства и лично Вячеслава Пяткова.
Визиты на Южный Урал Мехмета Адиля аль-Хаккани из Северного Кипра, который является шейхом одного из суфийского братства Накшибандия (и сыном умершего шейха Назима), вызвали нескрываемое негодование у членов Шуры. В своих статьях, видеорепортажах и комментариях активисты язвительно отражали турне Мехмета-эфенди по Башкирии. Особенно парни смаковали «паломничество» адептов суфийского шейха к горе Нарыстау. Открытый конфликт произошел в городской мечети Белорецка, куда заглянул шейх по приглашению местного имам-мухтасиба. Вместе с суфиями его там поджидали и салафиты, которые, как утверждают очевидцы, приехали из соседних районов и даже из Челябинской области. Молодые люди потолкались, пошумели, заставили киприота сесть в машину и уехать. Шура это расценила как свою победу. До мордобоя, к счастью, не дошло, но некоторых особо активных спорщиков полиция забрала с собой и подержала короткое время в «обезьяннике». Стоит сказать, что происшествие напрямую отразилось на имам-мухтасибе (был снят со своего поста) и косвенно – на Нурмухамете Нигматуллине, в чьей «епархии» произошло неприятное событие. Региональная пресса еще долго кормилась последствиями белорецкой потасовки. Мюриды кипрского шейха, среди которых немало известных представителей башкирской интеллигенции, в долгу не оставались и активно раздавали комментарии журналистам, выставляя конфликт в выгодном для себя свете.
Шейх Мехмет Адиль (слева) со своими адептами. Источник фотографии: islamrb.ru
О взаимной «братской любви» салафитов и суфиев складываются легенды, кто-то приводит идеологические нестыковки как пример разобщенности мусульман. Теперь недоброжелателей у Шуры прибавилось. А в социальной сети «ВКонтакте» даже появилась группа «Антишура. Секта «Шура мусульман РБ». Разоблачение». Скорей всего, не утихает к ним интерес и местных силовиков.
Тем не менее, молодые люди деятельность Шуры не сворачивают. Более того, муниципальные органы власти, мечети и другие учреждения свободно предоставляют им площадки для проведения массовых торжеств, их пускают в дома престарелых и сиротские приюты для проведения благотворительных акций. Так что договариваться и находить подход к нужным людям они точно умеют.
Разумеется, этим молодежные движения мусульман Башкортостана не ограничиваются. Однако далеко не все группы мусульман, независимо от запрещенности или разрешенности их идеологии в России, готовы афишировать свою работу, особенно когда нет прикрытия муфтиятов. Либо есть те, кто действует вполне открыто (различные суфийские ответвления, хабашиты и др.), но не столь заметны в общественной жизни республики. К слову, азербаджанцы-шииты несколько лет подряд в уфимской мечети «Хамза» ежегодно проводили траурные мероприятия в неделю Ашуры, на этом их активность ограничилась.
Азербайджанцы-шииты проводят Ашуру в уфимской мечети. Источник фотографии: Тимур Рахматуллин
Все чаще звучат лозунги с высоких трибун о том, что надо объединять молодежь республики под знаменем традиционного ислама. Но дальше слов пока дело не идет.
Тимур Рахматуллин