В детстве, еще в 70-е годы, мне подарили книгу «Курдские народные сказки». По содержанию они были чем-то похожи на турецкие сказки, чем-то на татарские. Я прочитал ее от корки до корки, но где находится страна, где живут курды, было не понятно. Став постарше, узнал, что курдские партизаны сражаются за независимость в Ираке, Иране. Причем одну группу поддерживал СССР, а другую Великобритания и США. Сепаратистов не жаловали. Саддам Хусейн жестко расправлялся с сепаратистами, травив их с помощью химического оружия. В наши дни курдское ополчение Пешмерга принимает боевые действия с ДАИШ в сражениях за Мосул в Ираке. Оно смогло быстро отвоевать подступы к городу. Но будучи связанными соглашением с правительством Ирака и международной коалицией, не участвует в штурме самого Мосула
Разделенный народ
Курдский народ по воле Аллаха разделен границами ряда государств. Курдистан — большая территория, расположенная на стыке хребтов Малой Азии и Иранского нагорья, входит сейчас в состав Турции, Ирана, Ирака, Сирии. Курды живут в Афганистане, Пакистане (провинция Белуджистан), странах Закавказья. Восточная Анатолия, Эль-Камышлы, Мосул, Киркук – центры расселения курдов. Курдами по происхождению были многие известные правители и полководцы Турции, Ирана, Египта, других стран Ближнего и Среднего Востока. Например - легендарный Юсуф ибн Айюб – Салах ад-Дин (Саладин), разбивший в битве при Хаттине крестоносцев III Крестового похода: Ричарда Львиного Сердца, короля Иерусалимского Ги де Лузиньяна, великого магистра тамплиеров Жерара де Ридфора.
Подавляющее большинство курдов — сунниты–шафииты. Часть – шииты, алавиты. Есть курды-езиды, живущие главным образом в Ираке и Турции. Курды – воинственный народ, что объясняется бурной и кровавой историей территорий их обитания. Отличавшиеся боеспособностью курдские военные формирования верой и правдой служили Османским султанам, персидским шахам, правителям других стран, где они жили. С другой стороны, турецкие курды – наиболее отсталая в экономическом отношении часть населения страны. Так, большинство приезжавших в Россию турецких рабочих – строителей, готовых на тяжелую работу за небольшие зарплаты были курдами. Турецкая «золотая молодежь» называла пренебрежительно словом, по-русски звучащим как «курдятина».
По вопросу курдов позиция официальной Анкары и джихадистов ДАИШ в какой-то момент совпали. Террористы «Исламского государства» мстили за поддержку курдской Пешмергой военных США в 2003 году в Ираке. Эрдоганом же вместо политического диалога проводилась беспощадная политика по отношению к этому национальному меньшинству, выступающему против ассимиляции, за автономию в составе Турции. Конечно, в какой-то степени это можно объяснить действиями Курдской рабочей партии и ее пожизненно осужденного лидера Абдуллы Оджалана. К тому же десятилетиями нападавшие на турецких военных курдские партизаны находили убежище на территории Сирии, что крайне раздражало турецких лидеров. Поэтому турецкая армия считает себя вправе уничтожать курдские отряды в этой соседней стране. Так, 24 августа турецкие танки и спецназ вошли в район сирийского города Джараблус в рамках операции «Щит Евфрата». Как заявил президент Турции Реджеп Эрдоган, военная операция направлена против ДАИШ и курдских повстанцев. И тех, и других Анкара обвиняет в терроризме. Кстати, сирийские курды сейчас нацелены на создание собственного самостоятельного государства. Иракские же курды разделены на две фракции: враждующие с курдами, контролирующими северную Сирию и являющиеся их союзниками. В 1990-х годах они даже вели между собой боевые действия. В то же время «худой мир лучше хорошей войны»: на днях было объявлено перемирие между турецкими и курдскими военными в Сирии. Боевиков же - джихадистов, совершивших теракт в Газиантепе, может остановить только реальное объединение усилий, укрепление антитеррористического сотрудничества России и Турции.
Абдулла Оджалан. Источник фотографии google.ru
Из истории и традиций курдов
Курды – гордый и воинственный народ. Со временем воинственность курдов не уменьшалась. Этому способствовала бурная и кровавая история района их обитания. Повседневная жизнь курдов была тесно связана разного рода воинскими занятиями: упражнениями в езде, владении оружием, гимнастических играх, набегах и охоте. Воинственность поддерживал обычай кровной мести. Мстили не только кровнику, но и всем его родственникам — ближним и дальним. Месть продолжалась иногда двадцать — тридцать лет, истребляя и разоряя целые семейства.
Боевые искусства и серьезная военная подготовка стали важными в вопросах выживания этого воинственного народа. Курдские мальчики готовились стать воинами с раннего детства. Их учили состязанию на копьях, верховой езде и стрельбе. Будущие воины приобретали необходимые навыки через имеющие военно-прикладное значение игры и состязания с бутафорским оружием — деревянными кинжалами, саблями и мечами. Играя в войну, дети сражались между собой, подражая поведению взрослых.
Общему физическому развитию способствовала игра, в которой «надо приседать и вставать сорок раз, поднимая и опуская при этом по камешку.
Мастерство владения оружием курдские мужчины оттачивали в тренировочных и состязательных фехтовальных поединках. Особенно часто проводились поединки в фехтовании на мечах или на саблях. Часто поединки проводились в виде «отанцованного фехтования», представляющего сочетание фехтовального поединка и танца, обязательных и импровизированных манипуляций с оружием. В таком фехтовании применялось как настоящее оружие (меч, сабля, кинжал), так и бутафорское (деревянные макеты), а также палки, заменявшие стальные клинки. Среди курдов распространена игра в меч и щит, дающая умение отражать щитом любые удары мечом.
Курды всегда были великолепными всадниками. В этом качестве пользовались спросом у восточных правителей. Курдская конница заставляла считаться с собой многих правителей и завоевателей. В Турции были сформированы легкие кавалеристские курдские подразделения «Хамадийе» и пограничные «Аширет Алайлары» («племенные полки»). В 20-е годы в Хорасане – Иран англичане сформировали на основе курдской конницы так называемую «Курдлеви» – «курдские львы». «Курд с детства учится управлять конем и оружием, он постоянно упражняется, чтобы развивать ловкость... Курд никогда не позволял другому, даже брату, сесть на своего коня. Курды никогда не употребляли в пищу конину и кобылье молоко, кроме как в лечебных целях.
Гарцевание на лошадях и военные игры составляли в прежнее время любимое занятие этого народа. Часто курды устраивали конные турниры, похожие на рыцарские, когда всадники, вооруженные длинными шестами, неслись друг на друга и старались выбить ударом шеста соперника из седла. Для защиты от удара они использовали щиты, которые держали другой рукой, но случались и такие поединки, где всадники выезжали без щитов, надеясь на свое мастерство и слабость соперника. Нередко такие поединки проводились между «отрядами». Среди курдов была популярна конная игра «джрит» – метание дротика. Поймать летящий в воздухе «джрит», метнуть его обратно и попасть в заднюю луку седла противника считалось высшим классом. Упражнение «таккалэ» производится верхом: всадник на карьере мечет вперед небольшую палку – «таккалэ», отскакивая от земли, поднимается снова в воздух, и в этот момент всадник должен поймать ее, не меняя аллюра.
Положение курдской женщины в обществе резко выделяло ее среди других мусульманских народов Передней и Центральной Азии: они, самые свободные и независимые среди всех мусульманок, никогда не закрывали своих лиц. Жена курда заменяла курду товарища, как в домашнем быту, так и на войне. Если мужчина отправлялся на войну, то женщины дома защищали скот и хозяйство. Курдские женщины славились умением обращаться с разным оружием. Но наиболее популярным оружием среди них была палка или дубинка.
Курды и СССР
В 20-х годах молодая советская власть интересовалась просоветски настроенными курдами. В 1923-1930 годах на территории Азербайджана существовал уезд, а затем округ «Красный Курдистан». Но отношения с Кемалем Ататюрком ценились выше, поэтому Москва в курдском вопросе держалась нейтралитета, не оказывая поддержки ни курдам против турок, ни туркам по отношению к курдам. СССР с пониманием относился к борьбе курдов против британцев. Отношения с курдскими лидерами были установлены уже тогда.
После Великой Отечественной войны в 1945 году курды объявили республику Махабад на территории между Турцией, Ираном и Ираком, которую уже в 1946 году подавили иранские войска. Отряды курдов во главе с Мустафой Барзани, отцом руководителя нынешнего иракского Курдистана Масуда Барзани, бежали в СССР, где Сталин предоставил им убежище. В курдах видели силу, способную помочь в восстановлении влияния в Ираке и Иране, но потом Кремль охладел к этой идее. Курдов переселили в Узбекистан. Генерал Павел Судоплатов вспоминал о создании курдской боевой бригады для диверсионных операций на Ближнем Востоке. После смерти Сталина реализация этих планов прекратилась.
Масуда Барзани. Источник фотографии google.ru
Мустафа Барзани. Источник фотографии: google.ru
Получило развитие курдской национальной культуры: печатались книги, издавались газеты, в Ереванском педучилище открыли курдский факультет. На московском Международном Фестивале молодежи и студентов в 1957 году делегацию иракских курдов возглавлял Джаляль Талабани, президент Ирака в 2005-2014 годах. В 1958 году после революции 1958 года в Ираке около 800 курдских репатриантов во главе с Барзани возвратились отправилось обратно в Курдистан для поддержки социализма.
Курды и Российская Федерация
Иракский и сирийский Курдистан – нефтеносный регион. На сегодня ситуация сложилась непростая ситуация с добычей и экспортом нефти в иракском Курдистане достаточно сложная. Поставки в Турцию время от времени прекращаются из-за взрывов нефтепровода боевиками ДАИШ. Одновременно Багдадское правительство стремится пересмотреть принципы распределения нефтяных доходов и приостанавливает экспорт.
Глава представительства иракского Курдистана в Москве Асо Талабани заявил: «Мы заинтересованы в расширении присутствия российских нефтяных компаний на своей территории». Также Талабани обещал обеспечить российским нефтяникам безопасность.
P.S. Курды – гордый и энергичный народ. Дай Аллах им обрести душевный покой в поклонении Всевышнему! Хотелось бы, чтобы не агрессивность и воинственность, а высокая духовность, мудрость и терпимость были бы отличительной чертой этого народа.
Касым Сафиуллин