О современных халяль-технологиях, о скидках в детские сады и автосалоны, о проблемах определения халяльности и новых проектах компании рассказал в интервью Info-Islam основатель уникального проекта HalalGuide Айрат Касимов.
— Что такое HalalGuide? Расскажите тем, кто еще не знаком с вашим проектом.
— HalalGuide – это инновационный гид на семи языках по местам и событиям для мусульман во всех городах России и по всему миру. Проект был запущен в июне 2012 года, в 2015 году мы стали резидентом Бизнес-инкубатора Казанского ИТ-парка. Сейчас функционируют мобильное приложение и сайт, которые предоставляют информацию о халяльных услугах и товарах в 3300 городах по всему миру. Мы постоянно работаем над новыми проектами, расширяем возможности сайта.
— Какие услуги предоставляет HalalGuide сегодня?
— У нас порядка 12 проектов, среди которых доставка еды HalalEda, система лояльности — то есть скидки, справочник по молитвам. Последнее, кстати, включает в себя поиск нужной дуа: можно искать по нужному слову, мы специально разработали поиск по ключевым словам. Кроме того, есть времена намазов, рассчитанные по методу ДУМ РТ для всех регионов и даже для всех стран, затем, конечно же, сам HalalGuide — навигатор, есть витрина онлайн-производителей HalalTrading, HalalWork — это система поиска работы или сотрудников для мусульман по примеру HeadHunter. Там публикуются вакансии заведений, работающих в сфере халяль: это может быть любая компания, работа в которой не противоречит шариату, и в которой готовы видеть сотрудника-мусульманина. — Насколько это востребовано? Сколько сейчас пользователей Halal Work?
— Статистика у нас плавающая, но доходит до 300 заходов в день. Не так много, но проект пока на стадии развития. Мы больше занимаемся технической стороной этого проекта. Администрированием проекта занимается Анна Ахритько. Думаю, что необходимость в таких проектах растет, так как число мусульман увеличивается с каждым днем.
— Как собиралась база данных?
— Изначально база прорабатывалась очень сложно. Сейчас она включает около 30 000-40 000 предприятий. Сейчас ежедневно добавляются по 10-15 точек в разных городах.
Наши сотрудники получили информацию из открытых источников, нашли контакты торговых точек и обзвонили их, а не просто скопировали информацию. Также приходят сообщения от пользователей, которые обязательно проверяются. Кроме того, пользователь может внести изменения в информацию об имеющемся на сайте заведении, если у него, к примеру, заканчивается срок действия сертификата или оно закрылось.
Команда HalalGuide — Как именно вы определяете халяльность того или иного заведения?
— Мы активно работаем в этом плане с Духовным управлением мусульман Москвы и начинаем сотрудничество с ДУМ РТ. Хочется сказать, что HalalGuide — это не проект ДУМ Татарстана, как часто ошибочно думают многие наши пользователи. У нас есть меморандум о сотрудничестве в вопросах согласования маркировки, мы партнеры, но на этом все.
Сертификат халяль — щепетильный вопрос. Все начинается с центров сертификации халяль, которые выдают сертификаты. Для них существует черное и белое, то есть заведение либо халяль, либо нет. Мы действуем немного по другому принципу. В нашей системе есть как сертифицированные халяль-заведения, так и не имеющие подобного документа. На сайте или в приложении всегда указывается, есть у кафе сертификат «Халяль» или нет. Если сертификат имеется, то мы сверяемся с комитетом по стандарту «Халяль».
Однако некоторые заведения, к примеру, не имеют финансовой возможности или просто не желают платить деньги за подтверждение своего статуса. Бывает так, что в кафе, к примеру, продается спиртное, но все же мясо у них халяль. Мы делим их так: заведения халяль и заведения с кухней халяль. В первом случае это полностью халяльное учреждение, по всем канонам, во втором — лишь некоторые элементы подпадают под понятие «Халяль». Мы все эти моменты указываем: и наличие спиртного, и отсутствие сертификата, и утверждение владельца о халяльности заведения. Однако в случае отсутствия сертификата пользователям самим стоит решить, посещать такое заведение или нет — мы выступаем лишь информаторами и посредниками.
— Вы упомянули систему лояльности — проект HalalSkidka, которую вы недавно реализовали. Я думаю, этот вопрос волнует многих читателей, расскажите пожалуйста, что из себя представляет система скидок и как она действует.
— Проект готовился полтора года. Мы решили создать дополнительную функцию в приложении. Мусульманин, проживающий, например, в Казани, может сказать: «я знаю все кафе этого города, зачем мне нужен HalalGuide?». Мы иначе показали необходимость своего продукта и предложили таким пользователям участие в системе лояльности.
Сначала мы задумывались о запуске скидочных карт, но натолкнулись на трудности, договариваясь с компаниями, которые занимаются интеграцией с банками. Сама процедура считывания карт очень сложная и предполагает некоторые технические трудности. Затем появились сложности с банком, и мы решили отказаться от этой идеи.
Мы остановились на более интересном проекте: теперь не нужны никакие карты для получения скидки. Работа ведется через мобильное приложение (доступно здесь) — это гораздо проще и дешевле, к тому же удобнее пользователям, телефон ведь всегда под рукой.
Работает все просто: нужно скачать приложение на телефон, зарегистрироваться в нем, указав имя, номер телефона и электронную почту. При оплате в магазинах, в которых действуют наши бонусы, нужно лишь открыть приложение, и продавец просканирует ваш персональный QR-код, после чего вам зачислятся баллы за 5% от суммы покупки. Эти баллы можно потратить затем в этих же магазинах: можно оплатить даже 100% покупки, если у вас есть достаточное количество накопленных баллов. История покупок отображается в личном кабинете.
Сегодня нашими скидками пользуются уже около 10 000 человек.
— Какие компании работают по Halalskidka?
— По Казани уже около 40 заведений. Мы пошли немного дальше: скидки работают не только в магазинах одежды и кафе, но и в салонах красоты, автосервисах, парикмахерских, специализирующихся на мужской стрижке, и даже в детских садах. Это не обязательно полностью халяльные учреждения, есть такие, где руководитель — мусульманин. Есть также скидки при покупке туров в другие страны.
В первую очередь мы, конечно, исходим из социальной значимости проекта: есть много аятов, хадисов, свидетельствующих о важности подобных действий: если ты делаешь скидку, продавая товар, то получаешь саваб. Конечно же, это выгодно в плане привлечения клиентов и развития бизнеса.
— Связываются ли с вами сейчас предприниматели с просьбой включить их в систему лояльности? Как долго прорабатываются заявки?
— По системе лояльности у нас, конечно, очень выгодные условия — таких нет на рынке не халяль услуг. Мы активно сотрудничаем со всеми обратившимися к нам, заявки обрабатываются очень быстро благодаря готовым видеоматериалам, — то есть процесс уже налажен. Нам нет необходимости даже ехать в другой город. В Махачкале, в Грозном система лояльности, например, тоже активно работает. Обработка занимает около двух дней, обычно это время нужно для согласования договоров, документации.
Есть небольшой минус: зависимость системы от работы кассиров. На уровне руководителей все прекрасно понимают значимость и нужность скидочной системы. Но случается, что продавцы забывают информировать покупателей о скидках. Поэтому мы планируем начать работу с кассирами на местах, делать систему более открытой.
— Есть ли интерес к проекту со стороны руководства республики? Президент Татарстана, как известно, интересуется подобными начинаниями.
— Мы работаем над тем, чтобы выйти на геополитический уровень. Глава республики Рустам Минниханов проект видел, одобрил нашу работу. Сейчас готовимся к международному экономическому форуму Kazansummit, где еще раз представим проект президенту и экспертам из стран Организации исламского сотрудничества. Я думаю, что там мы максимально подробно расскажем о том, чем занимаемся, и надеемся, что получим обратную связь.
— Каких показателей вы достигли на сегодняшний день? Расскажите о цифрах.
— Это порядка 80 000 скачиваний приложения для Android и iOS, Windows-версия пока в разработке, планируем выпустить в ближайшее время. Основной трафик на сайте — это около 13 000 человек ежедневно и около 420 000 в месяц. Ну и огромная база — около 40 000 халяль-заведений.
Недавно мы выиграли отбор в «Самый лучший инкубатор Европы» в Финляндию, мы не поехали, потому что нам сказали, что мы уже немного переросли стадию инкубирования — мы не бизнес-модель, которая не утверждена, а модель, которая уже полноценно действует. — Слышала, вы внедрили новую функцию — радио…
— Функционала, который мы предоставляем пользователям, гораздо больше, чем люди знают. И мы потихоньку где-то с помощью видеороликов, где-то с помощью публикаций в соцсетях и рекламы, где-то с помощью лекций распространяем информацию в массы.
Радио в нашем приложении работает уже около года. Начинали с одной радиостанции, теперь предлагаем пользователям пять каналов на выбор. Идея появилась во время деловой поездки в Дагестан, где на радио услышали чтение Корана. Нам очень понравилась идея и исполнение, поэтому решили реализовать и у нас в Татарстане. О радио мы сообщали как раз с помощью интересных видеороликов в соцсетях.
— Близится Рамадан. Есть ли какие-нибудь идеи, какие-то планы на месяц поста?
— Конечно, готовимся. Сейчас продумываем различный видеоконтент. Не за горами и хадж, поэтому одновременно готовимся и к этому событию. В целом планы пока раскрывать не будем, но могу сказать, что хотим реализовать систему подбора кафе на ифтар, чтобы в HalalGuide можно было найти список заведений, где будут делать ифтары и посмотреть, есть ли свободные столики, можно ли забронировать. В Казани это, конечно, не столь актуально, как, например, в Москве.
Возможно, будем составлять меню, которое будет универсальным везде, будем указывать, что где подают.
— Расскажите немного о работе в других странах. Все-таки HalalGuide ориентирован не только на Россию. С какими странами планируете сотрудничать в дальнейшем?
— Недавно к нам приезжал стажер из Германии, он будет прорабатывать эту страну. Сейчас активно прорабатывается Лондон, предложения есть из Казахстана, Азербайджана, Кыргызстана и Швеции. Пока анализируем рынок.
Работаем с Россией и с СНГ полностью. Самые активные регионы — это Татарстан, Дагестан, Москва и Санкт-Петербург.
Что касается работы в других странах, есть сложности с другим законодательством, сложности с серверами на местах, с патентированием продукта на уровне государства. Работа в других странах держится, конечно, на заинтересованности местной уммы. Мусульмане сами пополняют точки, присылают информацию, модератор ее правит. Всю потребность продукта формирует аудитория, они нас просят: либо перевести на их родной язык, либо сами переводят и отправляют нам.
— Какие планы на ближайшее будущее?
— Планы, конечно, грандиозные. Есть большой проект по хаджу, надеемся успеть в этом году. Скажу одно: если мы реализуем этот проект, об этом узнает весь мир. Сейчас на эту тему общаемся с туроператорами хаджа. Будет очень интересный проект.
Работаем с центрами сертификации для создания Единой базы производителей «Халяль». Хотим создать условия, чтобы производителям было интересно экспортировать товар за рубеж. Будем предоставлять базу размещения, создадим единую площадку.
Есть интересный проект, связанный с мечетями, который уже готов. Кроме того, есть два утвержденных проекта: HalalStarter и HalalShop. На нас даже вышли партнеры, которые готовы сотрудничать по этим проектам. HalalStarter — это площадка наподобие Kickstarter. То есть это будет сайт для привлечения денежных средств, к примеру, на постройку мечетей, медресе и других халяль-проектов. Будут, конечно, свои обязательные моменты: то есть не просто сбор денег для чьей-нибудь идеи, это должны быть договоренности с местным управлением, готовы бумаги на согласование.
HalalShop — платформа, где мусульманин сможет найти товар, который ему нужен. Исчезнет необходимость бегать по магазинам, искать — многих это утомляет. Сайт будет включать все: от продуктов питания до книг, платков и платьев.
Также есть база по халяль-отелям мира. Пока готовим сайт. Планируем отмечать гостиницы халяль в разных странах, чтобы пользователь мог выбрать, забронировать и тут же посмотреть другие халяль-точки: мечети, кафе, магазины. Возможно, в будущем свяжем это с нашей скидочной системой, чтобы можно было тратить баллы при бронировании отелей.
Мы разработали мобильное приложение для «умных» часов, которое можно скачать на AppStore или PlayMarket и установить на любые электронные часы. Программа показывает время намазов, есть возможность задать вопрос имаму, их можно использовать в качестве тасбиха. Мы показали часы с другой точки зрения.
Главная цель проекта — убрать тот разрыв, который на сегодня присутствует между мусульманами, нуждающимися в современных халяль-технологиях, и тем, что есть на рынке. Мы пытаемся решить эту проблему — нужно показать мусульманам, что в телефоне можно пользоваться не только WhatsApp и слушать Коран, но также с его помощью решать гораздо больше потребностей мусульман. Гузель Мухаметшина
Член Общественного совета ФСИН России, советник муфтия Татарстана по социальным вопросам, руководитель ОБФ «Ярдам-Помощь» Илдар Баязитов рассуждает о мигрантах, религии и просвещении в исправительных учреждениях на фоне трагедии в ИК п...
Любая мать и отец при рождении ребенка хотят дать ему красивое имя, и те, кто столкнулся с этим, уже поняли, что дело это не из легких. При выборе имени по шариату существуют свои правила и условия. Есть хадис пророка (с), который говорил: «Рождение ...
Казанский благотворительный фонд собрал и передал нуждающимся 60 тонн гушр-садаки. Гушр – это особый вид милостыни, когда отдают неимущим часть полученного за сезон урожая. Обязательность гушр-садаки обусловлена тем, что подли...
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info".
При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+