Современный мир живет в условиях острых социальных проблем. Поэтому особенно большое значение сегодня приобретают новые эффективные инструменты управления устойчивым развитием. Широкое распространение во всем мире получила концепция социальной ответственности бизнеса в качестве апробированного эффективного инструмента обеспечения устойчивого развития компании. Понимание лидерами бизнеса своей особой, ведущей роли в такой работе привело к возникновению в конце ХХ века термина «корпоративная социальная ответственность», ставшего важнейшей составляющей понятия об устойчивом развитии не только бизнеса, но и человечества в целом (1).
Как отмечают исследователи этого вопроса, например, Ростислав Куренько, в целом можно говорить о синонимичности обоих понятий (1). На практике представители бизнес среды предпочитают использовать термин «корпоративная социальная ответственность», а общественные организации, академические сообщества и обыватели — «социальная ответственность бизнеса». Оба термина являются переводом английского выражения corporate social responsibility, поэтому, пожалуй, корректней будет использовать термин «корпоративная социальная ответственность» (1).
Корпоративная социальная ответственность (КСО) — это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, возлагая на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны общественной сферы (2). Важно, что это именно добровольное решение организаций (без принуждения со стороны государства) принимать дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом. Начало КСО положено деловой этикой — видом прикладной этики, рассматривающей этические принципы и моральные или этические проблемы, которые могут возникнуть в деловой среде.
Как я уже рассказывал в одной из предыдущих статей, под социальной ответственностью бизнеса или корпоративной социальной ответственностью (КСО) чаще всего подразумеваются те случаи, когда какая-нибудь компания занимает значительное место либо в определенной отрасли, либо на какой-то территории, и пытается нейтрализовать отрицательные последствия своей деятельности. Например, предприятие, которое занимается добычей и переработкой нефти, и тем самым косвенно влияет на загрязнение окружающей среды, жертвует значительные средства на экологические программы. Или же предприятие, которое занимает важное место в жизни какого-либо населенного пункта и пользуется его территориальными и человеческими ресурсами, вкладывает средства в школы и больницы этого населенного пункта. Кроме того, владельцы крупного бизнеса в рамках КСО стремятся создавать комфортные условия для своих сотрудников, обеспечивая им вместе с семьями все социальные гарантии.
Практика КСО является предметом многочисленных споров и критики (3). Защитники утверждают, что имеется прочное экономическое обоснование КСО, и корпорации получают многочисленные преимущества от того, что работают на более широкую и продолжительную перспективу, чем собственная сиюминутная краткосрочная прибыль. Критики считают, что КСО уводит в сторону от фундаментальной экономической роли бизнеса и утверждают, что это не что иное, как приукрашивание действительности.
Однако необходимо понимать, что бизнес и благотворительность всегда были тесно связаны. Сейчас в этой сфере есть масса направлений и возможностей для социально полезной деятельности (4). Особое внимание стоит уделять самому использованию пожертвований. Благотворительность – это тоже одна из отраслей финансовой деятельности. Многие бизнесмены сильно ошибаются, когда считают, что благотворительность является очень простой деятельностью (4). Сейчас любые благотворительные взносы и помощь регулируются законодательством. Поэтому в этом отношении нужно координировать свою работу и заниматься распределением благотворительных ресурсов.
Благотворительностью в сфере бизнеса может заниматься как отдельный человек, так и целое предприятие. Данный вид деятельности всегда ценился как маркетинговое решение, и применяется в большинстве случаев крупными компаниями. Бизнесмены, действительно заботящиеся о благотворительных направлениях деятельности бизнеса, как правило, стараются это не афишировать (4).
Самым главным в подходе, который называется социальной ответственностью бизнеса, является то, что он предполагает ответственность субъектов бизнеса за соблюдение норм и правил в области этики, экологии, милосердия, человеколюбия, сострадания, влияющих на качество жизни отдельных социальных групп и общества в целом. Ответственность, таким образом, может наступить, когда на территориях, являющихся ресурсной базой для данного вида бизнеса, происходит замедление воспроизводства трудовых ресурсов (то есть социальные проблемы) в результате игнорирования или недостаточного внимания субъектов бизнеса к требованиям и запросам общества (5).
Выражаться КОС может разными способами (6):
1) Благотворительные пожертвования и спонсорская помощь — форма адресной помощи, выделяемой компанией для проведения социальных программ как в денежной, так и в натуральной форме.
2) Делегирование сотрудников компании — добровольное вовлечение сотрудников компании в социальные программы внешней направленности.
3) Денежные гранты — форма адресной финансовой помощи, выделяемой компанией на реализацию социальных программ в области образования и на цели проведения прикладных исследований.
4) Корпоративный фонд — фонд, создаваемый компанией (корпорацией) в целях реализации ее социальной деятельности.
5) Социально значимый маркетинг — форма адресной финансовой помощи, которая заключается в направлении процента от продаж конкретного товара на проведение социальных программ компании.
6) Спонсорство — осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах.
В мире немало известных примеров такой работы. Например, одна из ведущих сетей кофеен «Старбакс» («StarbucksCoffeeCo») включает политику социальной ответственности во все аспекты своей работы. Это касается подходов к выбору поставщиков кофе (соблюдение компаниями-производителями кофе прав человека, норм охраны труда), отношения к окружающей среде и к персоналу. С 1998 г. «Старбакс» поддерживает организацию Conservation International, выступающую за устойчивые технологии в сельском хозяйстве, защиту биоразнообразия через изменение подходов к производству кофе (6). Или другой пример – крупнейший банк Великобритании «Co-operativebank» – один из лидеров в распространении принципов социальной ответственности в банковской сфере. Важный документ, регулирующий его деятельность, – «Политика этических инвестиций». Она включает 8 пунктов, где описывается позиция компании в отношении социальных инвестиций. «Co-operativebank» стал одним из первых английских банков, опубликовавших ежегодный отчет (за 1997 г.) о политике и программе социальной ответственности. Компания регулярно проходит социальный аудит и основывает свою маркетинговую политику на этических принципах. Помимо внедрения КСО в деловую практику, публикации своей политики и отчетов, банк расходует более 3,2 млн. долл. США на различные общественно значимые программы (6).
Как мы видим, общемировая тема социальной ответственности бизнеса занимает все больше и больше места не только в общественных дискуссиях, но и в реальной практике. Думаю, для нас это очередной очень интересный урок благотворительности, который необходимо изучать и перенимать.
Илдар Баязитов
Литература:
1.Что такое СОБ? Что такое социальная ответственность бизнеса (ее иногда называют корпоративная ответственность бизнеса) (СОБ)? / http://csrjournal.com/839-chto-takoe-sob-chto-takoe-socialnaja.html
2. Grayson, D. and Hodges, A. (2004) Corporate Social Opportunity! Seven Steps to Make Corporate Social Responsibility Work for your Business
3. Ботагоз Буралкиева: «Быть соцответственным с экономической точки зрения»
4. Тренинги как часть бизнеса и сфера меценатства / http://www.blagoclub.net/news/501-treningi-kak-chast-biznesa-i-sfera-mecenatstva
5. Концепции социальной ответственности и этические подходы в бизнесе / http://bmanager.ru/articles/koncepcii-socialnoj-otvetstvennosti-i-eticheskie-podxody-v-biznese.html
Loading...
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Используется система Orphus