Согласно ханафитскому учению, постящемуся человеку будут следующие действия благодатными, то есть сунной или мустахаббом. Исполняя их, мы не только подражаем нашему достопочтимому Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Всевышнего, но и зарабатываем множества наград, которые в Рамадан увеличиваются десятикратно!
1. Принятие пищи во время сухура. Желательно, чтобы постящийся выпил хотя бы глоток воды. Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Ешьте перед рассветом, ибо в сухуре благодать» - передано аль-Бухари.
В другом хадисе сказано: «Еда в сухур – благодать. Не игнорируйте его, даже если это будет одним глотком воды. Так как, Аллах ниспосылает Свою милость тем, кто принимает сухур, а ангелы вымаливают им прощение» - передано Ахмадом.
Пророк мир ему и благословение Всевышнего также говорил: «Моя умма будет в благополучии до тех пор, пока не перестанет спешить разговляться после поста и принимать сухур во время первого расвета». – передано аль-Бухари.
2. Разговляться до совершения ахшам намаза (магриб). По причине того, что во время совершения молитвы постящийся может отвлекаться, думая о пище, разговляться следует до совершения намаза. Это является мустахабом. Доказательством этому является хадис, приведенный выше. Наряду с этим разговляться лучше финиками или же водой, что так же является сунной. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, прекращал пост именно так.
3. Произношение следующей молитвы, во время разговения, является сунной: Аллаахумма лякя сумту ва ‘аляя ризкыкя афтарту ва ‘аляйкя таваккяльту ва бикя аамант. Зэхэбэ ззомэу вабтэллятиль-‘урууку ва сэбэталь-аджру ин шээаллааху та‘аля. Йя ваасиаль-фадлигфир лии. Альхамду лилляяхил-лязии э‘аанании фа сумту ва разакании фа афтарт.
Перевод: «О Всевышний, я постился ради Тебя (для того, чтобы Ты был доволен мною). Завершил я пост тем, чем Ты наделил меня. На Тебя я положился и в Тебя уверовал. Ушла жажда, наполнились жилы влагой, и утвердилось вознаграждение, если пожелаешь Ты. О Обладатель безграничной милости, прости грехи мои. Хвала Господу, Который помог мне поститься и наделил меня тем, чем я совершил разговение».
4. Разговляться вместе с постящимися, помогать нуждающимся и нищим. Это так же является мустахаббом. Наш Пророк сказал: «Накормивший постящегося получит такую же награду, как и постящийся и при этом награда постящегося не уменьшится ни на йоту» - передано ат-Тирмизи и Ибн Маджа.
5. Очищение до наступления рассвета от нечистот. В данном случае, речь идет о ритуальном осквернении (джунуб), хайд (месячные) и нифас (послеродовые выделения). Ведь желательно начинать поститься в чистом состоянии. Следует заметить, что постящемуся, при необходимости, разрешено принимать полное омовение. В этом случае следует быть внимательным, чтобы случайно не выпить воду. Если в ночное время у женщины заканчивается менструация или же послеродовые выделения (нифас) и она делает намерение поститься, то ее намерение действительно. Также действительно намерение и человека, который находится в состоянии ритуального осквернения (джунуб).
6. Говорить только пристойное, остерегаться от словоблудия и непристойного поведения в месяц Рамадан так же является мустахаббом. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Аллаху не нужно, чтобы кто-то отказывался от еды и питья, не прекращая, при этом, лгать и поступать по лжи» - передано Ахмадом. В другом хадисе сказано: «Есть постящиеся, весь пост которых сводиться к ощущению жажды и голода. Есть те, кто проводит ночь в поклонении, и ночное бодрствование которых сводиться лишь к тому, что они проводят всю ночь без сна» - Ибн Маджа.
Наряду с этим произношение во время Рамадана слов: «Я – постящийся»,- так же является сунной. В изречении сказано: «Пусть тот из вас, кто поститься, не сквернословит и не повышает голос. И если кто-нибудь станет бранить его или же попытается завязать с ним ссору, пусть скажет ему: «Поистине, я соблюдаю пост» - передано аль-Бухари.
7. Желательно, чтобы постящийся дорожил временем в этот благословенный месяц и проводил время, совершая нафиль (дополнительные) виды поклонения, занимался получением знаний, чтением Корана, зикром и произношением салавата. Так, в Рамадан, Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, и ангел Джабраил, мир ему читали друг-другу Коран. Об этом передается в сборнике аль-Бухари.
8. Проводить последние дни месяца Рамадан в игтикафе (благочестивом уединении) – сунна. Ведь в последние десять дней Рамадана наш Пророк проявлял особое усердие в совершении поклонений!
Тимур Шарафиев