Рассказывают, что при жизни он встречался с шестью сподвижниками Посланника Аллаха - это А́нас, Абдулла бин Мас’уд, Абдулла бин аль-Ха́рис, Ибн Ауфа́ и Ибн Ва́иля, а также Ма’каль бин Йасса́р.
Абу Ханифа - ан-Ну’ман бин Сабит бин Ну’ман бин Зута бин Марзибан аль-Куфи, родился в 80 г. х., что соответствует 699 году от Рождества Христова (а по мнению некоторых учёных в 70 г. х.) в Куфе. В соответствии с историческими исследованиями, он был арабом по происхождению и происходил из иракского арабского племени бану Йахьйа бин Зейд бин Асад, ведущего своё происхождение от йеменского племени аль-азд, о чём упоминает целый ряд известных историков, таких как аль-Хатыб аль-Багдади, аль-Кардари, Шах Валиулла Дехляви́ и аль-Базза́зи. Также об этом говорят и известные современные историки, в частности доктор исторических наук Мустафа Джавва́д и Хусейн Али Махфу́з, а также доктор исторических наук На́джи Ма’ру́ф, который сказал: «Имам Абу Ханифа, один из величайших учёных Ирака, происходит из арабов из местности аль-Анбар на западе Ирака, поселившихся там ещё до ислама...».
Читайте также: Что нужно знать о ханафитском мазхабе
Рассказывают, что при жизни он встречался с шестью сподвижниками Посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, это А́нас, Абдулла бин Мас’уд, Абдулла бин аль-Ха́рис, Ибн Ауфа́ и Ибн Ва́иля, а также Ма’каль бин Йасса́р. Известно, что Абу Ханифа передаёт слова одного из них, говорят, что он слышал, как Абдулла бин аль-Харис говорил: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Того, кто научился понимать религию Аллаха, Аллах избавит от её трудностей и наделит уделом оттуда, откуда он и не ожидает”». Принимая это во внимание можно сказать, что Абу Ханифа относится к поколению последователей сподвижников.
Известно, что Абу Ханифа встретился в Куфе с Анасом бин Маликом, а во время хаджа, когда ему было 16 лет, он встретился с Абдуллахом бин Харис бин Джуз Забиди, что подтверждает его принадлежность к числу табиинов. Среди шейхов Абу Ханифы, количество которых из числа табиинов более 90, от которых он передал и у которых получал знания, есть и такие, как Ата бин Аби Рабах, Шаби, Адий бин Сабит, Амру бин Динар, Нафи мавла Ибн Умар, Хаммад бин Аби Сулейман, Абу Джафар Бакир, Мухаммад бин Мункадир, Хишам бин Урва, а также многие другие учёные того времени. Некоторые биографы говорят, что число его шейхов достигало четырёх тысяч. О его встрече со сподвижниками свидетельствует и предание от Абу Бакра бин Халляла, что Абу Ханифа застал Абдуллаха бин Абу Авфа и Абу Туфейля Амира бин Васла, и они оба сподвижники.
Первоначально Абу Ханифа торговал шёлком и стал известен своей честностью и неприязнью к мошенничеству и спорам относительно цены. Затем он занялся получением знаний и достиг больших высот в знании хадисов и фикха, однако в нём преобладала склонность к фикху, и он посвятил себя именно ему, стремясь присутствовать в кружках, где рассматривались спорные вопросы фикха. Одним из его виднейших наставников, оказавших на него своё влияние, был его шейх Хамма́д бин Абу Сулейма́н, знаток фикха, который в своих воззрениях был приверженцем так называемой «школы сторонником самостоятельного суждения». Хамма́д бин Абу Сулейма́н в свою очередь учился фикху у Ибра́хи́ма ан-Наха́’ы, а он – у ‘Алкамы бин Кайса, а тот – у Абдуллы бин Мас’у́да, одного из величайших сподвижников Посланника Аллаха. Поэтому нет ничего удивительного в том, что и Абу Ханифа склонялся к широкому применению самостоятельного суждения и был одним из ярчайших представителей данного направления в исламском фикхе. Кроме обучения у таких известных наставников, Абу Ханифа сам по себе отличался склонностью к углублённому рассмотрению происходящих событий и не ограничивался лишь видимым внешне.
Однако Абу Ханифа не ограничился обучением фикху у своего шейха Хамма́да, и передавал и от других известных шейхов того времени, в их числе Зейд бин Али Зейну-ль-абидин, Джафар ас-Са́дык и Абдулла бин аль-Хасан, известный как Абу Мухаммад ан-Нафс аз-Закия. Кроме того, он встречался с учёными и знатоками фикха в Мекке и обучался и у них, обсуждая с ними вопросы фикха, пока находился в Мекке в сезон хаджа, а также в период, пока жил там примерно на протяжении шести лет, переселившись туда в 130 г. х.
Абу Ханифа был известен своей набожностью, осмотрительностью в вопросах дозволенного и запретного, смышлёностью и знанием фикха, и как передаёт аз-Захаби, «Большое количество людей рассказывало о том, что он выстаивал дополнительные ночные молитвы и много времени уделял поклонению». Вот что рассказывает его ученик Абу Йусуф о причинах этого – однажды он шёл вместе с Абу Ханифой, и они оба услышали, как какой-то человек говорил: «Это Абу Ханифа, который не спит по ночам», и Абу Ханифа сказал: «Пусть обо мне не рассказывают того, чего я не делал», и после этого он стал проводить ночи в поклонении.
В числе тех, кто высоко отзывался об Абу Ханифе, был имам аш-Шафии, да смилостивится над ним Аллах, который однажды сказал: «Поистине люди в фикхе являются последователями Абу Ханифы». А вот что о нём сказал имам Малик бин Анас, да смилостивится над ним Аллах: «Я видел такого человека – если бы он заговорил с тобой об этом столбе и захотел доказать, что он из золота, то он непременно представил бы доказательства этого».
Умер Абу Ханифа, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, 11 числа месяца джумада-ль-уля 150 г. х., что соответствует 767 году от рождества Христова, в Багдаде и похоронен на кладбище в районе аль-Казымийа, на восточном берегу реки Тигр.
Переведено специально для «Инфо-Ислам», подготовил Тимур Шарафиев.