На вопросы читателей отвечает имам-хатыйб мечети «Энилер» Шавкят хазрат Абубекеров
На вопросы читателей отвечает имам-хатыйб мечети «Энилер» Шавкят хазрат Абубекеров
Объясните, пожалуйста, условия хаджа?
Быть мусульманином. Хадж является поклонением и одним из столпов ислама, поэтому хадж возлагается только на мусульманина.
Быть дееспособным. Совершение хаджа не возлагается на ребенка и сумасшедшего. Но если ребенок совершит хадж, то хадж у него принимается и вознаграждение будет родителям, как приводится в хадисе, приводимых от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встретился с людьми в месте под названием Рауха, спросил: «Кто вы»? Они сказали: «Мы мусульмане». Потом, спросили: «А ты кто?» Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Я посланник Аллаха». Тогда женщина подняла своего ребенка и спросила: «Этому тоже (совершить) хадж?» На что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Да, и тебе будет вознаграждение». Хадис приводят Ахмад и Муслим в книге «Наил-уль-ау-тар» 4/293. Также приводится от Джабира, который сказал: «Мы совершили хадж с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с нами были женщины и дети, мы говорили талбию (восхваление Аллаха) и бросали камни за детей». Хадис приводит Тирмизи.
Быть свободным.
Иметь возможность совершить хадж. Возможность делиться на три вида: а) материальная; б) физическая; в) безопасность. Материальная – иметь достаточное количество средств для поездки туда и обратно, иметь транспорт, если находится на расстоянии более 89 км от Мекки, также оставить достаточное количество средств для семьи на время его отсутствия. Физическая – не иметь болезней, препятствующих совершению хаджа. Безопасность в пути, имуществе и семьи.
Женщину должен сопровождать близкий родственник (махрам).
Можно ли мусульманину совершить хадж за другого мусульманина, как это делать?
Разрешается мусульманину совершить хадж, за другого мусульманина соблюдая следующие условия:
Совершающий хадж за другого должен сделать намерение до начала хаджа за того, за кого он совершает хадж. Желательно говорить во время одевания ихрама: «Я вхожу в состояние ихрама за такого-то, такого-то».
Человек, за которого совершают хадж, должен быть не в состоянии совершить хадж сам, например, по причине болезни, тюремного заключения.
Причина, препятствующая совершению хаджа должна быть необратимой и продолжаться до смерти.
Человек, за которого совершают хадж, должен быть из тех, на кого возлагается совершение хаджа, например, если он бедный или сумасшедший, то совершение хаджа за такого человека не обязательно.
Причины, препятствующие совершению хаджа, должны существовать во время передачи обязательства совершить хадж.
Обеспечение поездки полностью должно быть за счет отправителя, кроме случаев, когда наследник совершает хадж за своего завещателя, который завещал совершить хадж после его смерти.
Совершающий хадж должен перейти границы в состоянии ихрама от имени отправителя.
Отправитель должен обязать кого-то совершить хадж за него. Если кто-то совершил хадж без его разрешения, то совершение хаджа за кого-либо правильным не будет, так как инициатива должна исходить от самого отправителя.
Совершающий хадж за кого-либо не должен брать за это деньги.
Совершающий хадж должен быть дееспособным и желательно уже совершившим хадж за себя. Считается макрухом-тахрим (ближе к запретному) отправлять человека в хадж, который в шариате называется «Сарура» т.е. не совершивший хадж. Поэтому в Шафиитском и Ханбалитском мазхабах хадж от такого человека не будет правильным. Основываясь на хадисе пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который передал Ибн Аббас, что когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, услышал одного человека, который совершал хадж за Шубрама, спросил его: «Кто такой Шубрама?». Тот ответил: «Мой брат». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Совершил ли ты хадж за себя?» Тот ответил: «Нет». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Соверши хадж за себя, потом за Шубрама». Хадис передает Абу Дауд.
Не должно быть никаких дополнительных условий от отправителя, осложняющих совершение хаджа, например, условие совершения хаджа только пешком и т.п.
Совершающий хадж за другого должен начинать хадж с той страны, где находится отправитель
Хадж совершает тот, кому поручили эту обязанность, и он не вправе передать эту обязанность другому без разрешения отправителя.
Совершающий хадж должен стараться не нарушить его.
Совершающий хадж не должен противоречить распоряжениям отправителя, и в случае дополнений от себя, он должен возместить сам, например, если отправитель поручает совершить хадж «ифрад», а вместо этого последний совершает хадж «кыран», то обязательность жертвоприношения, возлагается на совершаемого.
Совершающий хадж должен сделать намерение только на один хадж, т.е. совмещение намерения двух хаджев в одном в исламе не допустимо.
Совершающий хадж должен совершить хадж в данном году только за одного человека.
Отправитель и совершающий хадж олжны быть оба мусульманами и дееспособными.
Совершающий хадж не должен опоздать на стояние в долине Арафат.
P.S. Все эти условия касаются обязательного хаджа, что касается дополнительного хаджа, то никаких условий не требуется, кроме ислама и дееспособности.