Мы попросили рассказать Шавкята хазрата Абубекерова об одной актуальной теме. Она действительно такова, так как затрагивает святая святых, один из столпов мусульманского вероисповедания - закят.
- Шавкят хазрат, так что такое закят?
- В понимании фикха, закят - это выплата определенной суммы денег от нажитого имущества в пользу бедных или нуждающихся, или тех людей, которые его заслуживают. Об этом говорится в суре «Покаяние», аят 60.
- Насколько нам известно, закят с арабского переводится как «очищение», как это объяснить?
- Действительно, слово «закят» переводится как «очищение», И оно охватывает широкий спектр понимания с точки зрения лингвистики арабского языка, этим и красив арабский язык. И я думаю, Аллах не беспочвенно называет «выплату денег» - очищением. Во-первых, закят очищает само имущество, которое нажито. Ведь человек, особенно если он крупный бизнесмен, не всегда успевает контролировать финансовый поток, довольны ли были потребители его товаром и т.д. Во-вторых, «закят» это очищение своей души и сердца. Души - от болезней, сердца - от скупости и жестокости, заменяя тем самым эти эпитеты щедростью и милосердием, что высоко ценится нашим Господом. В-третьих, это очищение намерений и действий ради Аллаха, так как человек, давая закят, чувствует контроль своего Создателя и подчиняется Его канонам.
- Шавкят хазрат, с чего надо выплачивать закят?
- Закят выплачивается с золота, серебра, торговли, фруктов и овощей, животных - это крупный и мелкий рогатый скот, полезных ископаемых, найденного клада.
- С клада? Интересно. А если у человека есть ценные бумаги, следует ли ему выплачивать с них закят?
- Безусловно, также как и из золота, или же серебра, или же из денег - 2,5%.
- Шавкят хазрат, с какой суммы надо начинать выплачивать закят? Насколько известно, эта часть суммы называется «нисаб». Сколько он составляет в этом году?
-«Нисаб» - минимальный размер суммы, с которой выплачивается закят, зависит от мировых цен на золото. Мы узнаем стоимость 84 грамм золота и, соответственно, определяем «нисаб». Насколько известно, эта сумма у нас - около одной тысячи долларов. Или около 30 тысяч рублей. Если имущество человека: деньги, ценные бумаги, золото, се¬ребро, товар в «обороте» - больше этого «нисаба», то ему следует просуммировать все это имущество и выплатить с получившейся суммы закят в размере 2,5%.
- Есть ли временные рамки для выплаты закята?
- Закят должен выплачиваться ежегодно. Если состояние человека достигло «нисаба», то ровно через год, если состояние не стало меньше «нисаба», ему следует с той суммы, которой он владеет, выплатить закят.
-Сейчас много споров по поводу того, можно ли приносить деньги, предназначенные для выплаты закята в мечети или медресе? И если можно, то разъясните почему?
- Да, действительно, раньше в книгах по фикху указывали на то, что закят нельзя давать мечетям. Но в то время само государство заботилось о сборе закята в казну. Правитель следил за этим, была целая структура, работающая в этом направлении. И государство было обязано содержать мечети и медресе. Поэтому в прошлом вопрос об этом не поднимался. Сейчас же ситуация, как мы видим, совсем иная. Мы строим мечети и медресе, но их, к сожалению, государство не содержит. И мечети, которые мы посещаем, и медресе, в которых готовят имамов - вынуждены сами искать источник к существованию, а попросту - «выживать». В России другие условия. В Объединенных Арабских Эмиратах, на¬пример, простой муэдзин, не говоря уже об имаме, получает 850 долларов в месяц. В Турции, например, все мечети содержатся за счет государства, и имамы назначаются Министерством по исламским делам и вакуфов.
Если говорить о подаяниях прихожан, то они не покрывают всех нужд мечети. Давайте заглянем в прошлое и позапрошлое столетия, в конец XIX - начало ХХ веков. Мы имели медресе, мечети, а мы задумывались над тем, за счет кого они строились и содержались? Ответ прост – это меценаты, торговцы разных гильдий. Даже названия мечетей свидетельствуют об этом: «Бурнаевская», «Апанаевская», «Галеевская». У них не стоял вопрос, куда внести закят. Они делали свое доброе дело. Они понимали суть проблемы.
В наше время никто не может сказать, что кто-то обязан содержать мечети или медресе. Сейчас содержание мечетей и медресе лежит на всей мусульманской умме! Хотелось бы это особо подчеркнуть! Поэтому эти споры сейчас неуместны. И как мы знаем, закят выплачивается «фи сабилилля», то есть на пути Аллаха, а мечети, медресе попадают под этот пункт, так как они являются источником возрождения и распространения религии Аллаха. И надо заметить, что почти вся тогдашняя татарская интеллигенция, которой мы сегодня гордимся, получила образование в стенах таких медресе.
- В чём вы видите пассивность мусульман относительно выплаты закята? Ведь не каждый спешит расстаться с деньгами?
- Я вижу ряд причин. Во-первых, выплата закята зависит от силы веры, а наша религиозность как бы «смешана» с этим миром. Мы не можем этот мир приравнять к загробному миру. Мы любим эту жизнь больше, чем «ахират» - жизнь после смерти. Мы будем покупать красивые машины, строить шикарные дома, сейчас время такое - соревноваться в богатстве. И в этом нет ничего зазорного, если ты отдаешь должное Аллаху. Выплачивай то, что принадлежит Богу, не тебе, и - живи спокойно. Аллах не запретил зарабатывать, но он не любит расточителей и тех, кто не выплачивает закят. Вообще, выплата закята - это наша благодарность Господу за то, что Он нам предписал быть богатыми. И когда человек не задумывается о том, что 2,5% имущества принадлежит Господу за наделенные Им блага - это черная неблагодарность. Аллах их все равно вернет себе, так как они не принадлежат самому человеку. Человека могут постигать несчастья, болезни, аварии, банкротство, да упасет Аллах всех нас от этого, так как жизнь - это череда испытаний.
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах обязал богатых мусульман давать закят. И если богатые мусульмане этого не будут делать, то каждое страдание бедных, когда они будут испытывать нужду, будет ложится на плечи богатых, так как они не выплачивали закят. А в Судный день они будут наказаны за те беды и страдания, которые испытывали бедные, и Аллах возьмет с них суровый расчет» (Сахих Муслим).
Так как они пользовались тем, что им не принадлежит, и не возвращали бедным того, чего на самом деле они заслуживали.
Во-вторых, пассивность еще заключается в том, что многие думают, что выплата закята - не обязательная процедура. Они путают это с садакой, пожертвованиями, которые не являются обязательными.
В-третьих, мусульмане не чувствуют, что они реально могут внести вклад в свою религию, и думают, что за них это должны сделать другие. Они не считают себя обязанными сделать это. Такой стереотип у многих мусульман: я пока постою в стороне и подожду, пусть другие это сделают, а потом, может быть, и я к ним присоединюсь. Они не понимают смысла «частичного» вклада в развитии духовенства.
В-четвертых, деньги - это «явная» вещь, а «саваб», награда от Аллаха, - это вещь «скрытая». И мы, мусульмане, еще не научились чувствовать «саваб», которым нас наделяет Аллах. Мы еще не научились понимать, что нами может быть доволен Аллах, наш Создатель. А это и есть принцип, ради чего мы живем на этом свете. Могу привести пример. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто будет поминать Аллаха после утренней молитвы до восхода солнца, то это как будто бы он освободил раба» (Сахих аль-Бухари). То есть получит награду «саваб» в размере того, что положено за освобождение раба. Есть и другие хадисы в сборнике аль-Бухари, что «Аллах будет готовить его место в раю, когда тот будет идти в мечеть и находиться там». Этих обещаний для нас как будто недостаточно, чтобы поминать Аллаха после утренней молитвы, находясь в мечети. А если бы нам предложили ежедневно по 50 долларов за каждое посещение мечети, то на¬ши мечети были бы наверняка переполнены. Это говорит о том, что мы стали материальными.
В-пятых, мусульмане думают, что, выплачивая закят, их богатство уменьшится, хотя Коран и сунна Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, указывают нам, что выплата закята, наоборот, увеличивает богатство. Вот пример из Корана:
«Притчей о тех, кто расходует свое имущество на пути Аллаха, является притча о зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе - по сто зерен. Аллах увеличивает награду, кому пожелает. Аллах - Объемлющий, Знающий». Сура «аль-Бакара», аят 261.
А вот примет из сунны: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пропитание человека не уменьшится подачей милостыни» (Сахих Муслим).
- Шавкят хазрат, спасибо Вам за беседу, я думаю, что на страницах нашей газеты мы еще не раз вернемся к этой щепетильной теме.