Среди пленных был и Абу аль-Ас ибн ар-Рабиа, зять Посланника Аллаха, муж его дочери Зайнаб.
Абу аль-Ас среди жителей Мекки был известен своим богатством, надежностью и удачной торговлей. Он был сыном Хали, дочери Хувайлида, а Хадиджа приходилась ему теткой со стороны матери. Хадиджа попросила Пророка женить его. Пророк не противоречил ей. Это было еще до того, как пришло к нему откровение. Он и выдал за него свою дочь Зайнаб. Хадиджа считала его вместо сына. Когда Аллах сделал его Пророком, Хадиджа и его дочери уверовали в него, поверили ему, засвидетельствовали, что принесенное – правда, приняли его религию. А Абу аль-Ас остался приверженцем язычества. А до этого Пророк выдал замуж за Утбу ибн Абу Лахаба Рукию или Умм Кульсума. Когда он пришел к курайшитам с Делом Аллаха (имеется в виду ислам. – Примеч. пер.) и началась вражда между ними, они сказали: «Вы избавили Мухаммада от забот: верните ему дочерей, пусть сам позаботится о них». Пошли к Абу аль-Асу и сказали ему: «Разведись со своей женой, мы женим тебя на любой женщине из курайшиток, которую пожелаешь!» Он ответил: «Ни в коем случае, ей-богу, не разведусь со своей женой! Я не хочу вместо своей жены другую женщину из курайшиток!» Пророк благодарил своего зятя за добропорядочность. Потом они пришли к Утбе ибн Абу Лахабу и сказали: «Разведись с дочерью Мухаммада! Мы женим тебя на любой курайшитке, которую захочешь!» Он ответил: «Если жените меня на дочери Абана ибн Сайда ибн аль-Аса или дочери Сайда ибн аль-Аса, тогда разведусь с ней». Его женили на дочери Сайда ибн аль-Аса, и он развелся с Рукией. Он еще не успел войти в нее, и увел ее Аллах от него, и ее уход от него было честью для нее и позором для него. После него на ней женился Осман ибн Аффан. Посланник Аллаха не занимал в Мекке положения, позволяющего ему принимать решения: разрешить или запретить, был лишен самостоятельности. А ислам разъединил дочь Пророка Зайнаб, когда она приняла ислам, от Абу аль-Аса ибн ар-Рабиа. Но Посланник Аллаха не мог их разлучить. Она жила с мужем, будучи мусульманкой, а он с ней – будучи язычником, до переселения Пророка.
Когда курайшиты пошли в долину Бадр, среди них был и Абу аль-Ас ибн ар-Рабиа. Во время битвы в Бадре он попал в плен и родился в Медине в плену у Посланника Аллаха.
Мне передал Йахья ибн Аббад ибн Абдаллах ибн аз-Зубайр - со слов своего отца Аббада, передавшего ему рассказ Аиши, которая говорила: «Когда жители Мекки послали выкуп за своих пленных Зайнаб, дочь Посланника Аллаха, тоже послала выкуп за Абу аль-Аса ибн ар-Рабиа. Вместе с деньгами в качестве выкупа она послала ожерелье, которое подарила ей Хадиджа, когда на ней женился Абу аль-Ас. Аиша рассказывает, что, когда Пророк увидел это ожерелье, он очень сильно расстроился от этого и сказал: «Если сочтете нужным отпустить ее пленника на свободу и вернуть ей ее вещи, то сделайте!» Они сказали: «Хорошо, о Посланник Аллаха!» Отпустили его и вернули ей то, что она прислала.
Пророк взял с него слово или Абу аль-Ас сам обещал Пророку отпустить Зайнаб к нему, либо это было условием освобождения его. Об этом не говорил ни Абу аль-Ас, ни сам Пророк. Когда Абу аль-Ас уехал в Мекку после своего освобождения, Пророк послал в условленное место Харису и одного человека из ансаров, приказав им: «Будьте во впадине Йаджижа, пока к вам не подъедет Зайнаб. Сопровождайте ее и приведите ко мне». Они выехали на это место. Было это через месяц или около того после битвы в Бадре. Абу аль-Ас, приехав в Мекку, велел ей уехать к отцу своему. Зайнаб стала готовиться к поездке.
Мне передал Абдаллах ибн Абу Бакр, говоря, что ему передали рассказ Зайнаб, которая говорила: «Вот я собираюсь в Мекке, чтобы поехать к отцу. Тут меня встретила Хинд, дочь Утбы, и сказала: «О дочь Мухаммада! Я слышала, что ты хочешь уехать к своему отцу». Я ответила: «Я не хотела этого». Она сказала: «О дочь моего дяди! Если тебе нужны вещи или деньги для поездки к своему отцу, то обращайся ко мне и не стесняйся! Если мужчины враждуют, то это на женщин не распространяется». Ей-богу, она сказала это от чистого сердца. Но я ушла от нее и не захотела, чтобы она узнала о моем желании уехать. Я стала готовиться к поездке».
Когда дочь Пророка закончила свои сборы, ее свояк Кинана ибн ар-Рабиа, брат мужа, привел верблюда, на которого она села. Он взял лук и колчан и отправился вместе с ней днем, ведя ее верблюда. И она сидела в паланкине. Об этом стало известно курайшитам. Они погнались за ней и догнали в лощине Зу Тава. Первым ее догнал Хаббар ибн аль-Асвад и стал потрясать перед сидевшей в паланкине Зайнаб копьем. Утверждают, что она была беременна. Она испугалась, и у нее случился выкидыш. Тогда ее свояк Кинана встал на колени, разложил свои стрелы и крикнул: «Клянусь, если кто приблизится ко мне, то я всажу ему стрелу!» И люди отошли от него.
Пришел Абу Суфьян со знатными людьми и сказал: «О человек! Не стреляй в нас, мы хотим с тобой поговорить!» Он отвел от них нацеленную стрелу. Абу Суфьян подошел к нему и сказал: «Ты неправ. Ты выехал с этой женщиной на глазах у людей, открыто. Ты знаешь, какое несчастье и какая беда нас постигла и что мы перенесли от Мухаммада. Люди думают, что если ты увозишь от нас его дочь к нему открыто, на глазах у людей, то это будет означать, что мы смирились с той бедой, которая нас постигла раньше. Клянусь жизнью своей, мы не хотим удерживать ее от отца и не хотим таким образом мстить ему. Но ты вернись с женщиной, пока не утихнут голоса и разговоры среди людей. Мы ее вернем, а потом тайно ты ее увези и отвези к отцу ее».
Он так и поступил. Она пробыла несколько дней, пока не стихли разговоры. Тогда вывез ее ночью и вручил Зайду ибн Харисе и его спутнику, которые и привезли ее к Пророку.
Мне передал Йазид ибн Абу Хабиб со слов Букайра ибн Абдаллаха, со слов Сулаймана ибн Йасара, со слов Абу Исхака ад-Дауси, со слов Абу Хурайры. Абу Хурайра рассказывал: «Пророк послал отряд, в котором был и я. Он нам сказал: «Если захватите Хаббара ибн аль-Асвада или другого человека, который вместе с ним догнал Зайнаб (Ибн Хишам говорит, что Ибн Исхак в своем хадисе назвал имя этого «другого человека», говоря: «Это Нафиа ибн Абд Кайс»), то сожгите их обоих в огне!» Абу Хурайра далее рассказывает: «На другой день он направил к нам посыльного со словами: «Я вам приказывал сжечь этих двух людей, если схватите их. Потом я пришел к выводу, что никто не должен подвергать пытке огнем, кроме Аллаха: если их схватите, то убейте обоих!»
Абу аль-Ас жил в Мекке, а Зайнаб – у Пророка в Медине, когда их разлучил ислам. Перед завоеванием Мекки Абу аль-Ас отправился по торговым делам в Сирию. Он был человеком надежным в торговых делах, и курайшиты доверяли ему свои товары. Когда он, закончив свои торговые дела, возвращался назад, его встретил отряд Посланника Аллаха. Они захватили то, что с ним было, а сам Абу аль-Ас спасся бегством. Когда отряд вернулся с захваченными товарами, Абу аль-Ас пришел под покровом ночи к Зайнаб, дочери Пророка, и попросил у нее защиты. Она взяла его под свою защиту. Когда Посланник Аллаха вышел к утренней молитве, как передал мне Йазид ибн Руман, то воскликнул: «Аллах велик!» Люди тоже воскликнули: «Аллах велик!» Зайнаб из женской половины крикнула: «О люди! Я взяла под свое покровительство Абу аль-Аса ибн Рабиа!» Закончив молитву, Пророк обратился к людям: «О люди! Вы слышали то, что услышала я?» Ответили: «Да». Пророк продолжил: «Клянусь тем, в чьих руках душа Мухаммада, я об этом ничего не знал, пока не услышал то, что услышали и вы. Даже самый малый мусульманин имеет право покровительствовать любому человеку от имени всех мусульман». Потом Пророк направился к своей дочери и произнес: «О дочь! Чти его жилище, пусть он к тебе не приходит: ты запретна для него!»
Рассказал мне Абдаллах, сын Абу Бакра, да будет доволен ими обоими Аллах, что Посланника Аллаха посылал в отряд, захвативший имущество Абу аль-Аса, посыльного со словами: «Этот человек нам очень близок, как вы знаете. Вы захватили его имущество. Если вы поступите по-доброму и вернете ему то, что принадлежит ему, то мы бы одобрили это. А если не захотите, то это – добыча Аллаха, который и даровал вам ее, и вы имеете права на эту добычу». Они ответили: «О Посланник Аллаха! Мы вернем ему имущество». Абдаллах сказал: «И вернули ему имущество. Один принес ведро, другой – старый бурдюк, третий – кувшин для совершения омовения, один даже принес палочку, при помощи которой завязывают мешок. Вернули ему все вещи, и ни одна из них не потерялась».
Потом Абу аль-Ас повез собранные вещи в Мекку и раздал каждому владельцу свое имущество, а также тем, кто посылал с ним свой товар. Потом он спросил: «О курайшиты! У кого-нибудь из вас осталось имущество у меня, которое он не взял?» Они ответили: «Нет. Да воздаст тебе Бог добром! Мы убедились в твоей честности и добропорядочности». Абу аль-Ас сказал: «Вот я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, что Мухаммад раб Его и посланник Его! Ей-богу, меня удерживало от принятия ислама при нем только лишь опасение, что вы подумаете обо мне, как будто я хотел этим присвоить ваше имущество. Когда ваши вещи возвращены и я освободился от них, я принял ислам». Потом он уехал и приехал к Пророку.
Мне передал Дауд ибн аль-Хусайн со слов Икримы, со слов сына Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах. Ибн Аббас сказал: «Пророк вернул ему Зайнаба на основании первого бракосочетания, состоявшегося шесть лет тому назад».
Ибн Хишам передает: «Мне рассказал Абу Убайда, что Абу аль-Асу ибн ар-Рабиа, когда он приехал из Сирии с имуществом язычников, сказал: «Хочешь, прими ислам и возьмешь все это имущество себе, ведь это имущество язычников!» Абу аль-Ас ответил: «Плохо начать мое мусульманство с того, что я нарушу свою честность».
Ибн Исхак передает: «Среди пленных, освобожденных без выкупа, нам называли: Абу аль-Ас ибн ар-Рабиа, которому Пророк оказал милость после того, как Зайнаб послала выкуп за него Пророку; Сайфи ибн Абу Рифаа, которого оставил в руках тех, кто его пленил. Когда никто за ним не пришел с выкупом, его освободили, взяв с него слово, что он пришлет им выкуп за себя, но он им ничего не заплатил. Абу Азза Амр ибн Абдаллах, который был бедным, имел много дочерей. Он обратился к Пророку со словами: «О Посланник Аллаха! Ты знаешь, что у меня денег нет, что я беден, у меня много детей. Освободи меня без выкупа!» Пророк освободил его без выкупа, взяв с него слово, что он никого не будет поддерживать против Пророка».
Ибн Хишам отмечает, что выкуп язычников в то время составлял четыре тысячи дирхамов за человека и до тысячи дирхамов, кроме неимущих, которых Пророк освободил без выкупа.