Ибн Исхак сказал: «Рассказал мне Йазид ибн Абу Хабиб аль-Мисри со слов Марсада ибн Абдаллаха аз-Зани, который ссылается на Абдаллаха ибн Зуйара аль-Гафики, слушавшего Алия ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, рассказывающего историю источника Замзам, когда Абд аль-Мутталиб велел вырыть его. Али ибн Абу Талиб передал, что Абд аль-Мутталиб рассказывал: «Я спал в Хиджре (место в мекканской мечети северо-западнее Каабы. – Примеч. пер.), и вот явился мне во сне дух и сказал: «Выкопай Тайбу!» Я спросил: «Но что такое Тайба?» Потом он ушел от меня.
Когда настала следующая ночь, я вернулся на свое ложе и заснул на нем. Дух пришел ко мне и сказал: «Выкопай Барру!» Я спросил: «А что такое Барра?» Потом он удалился от меня. Когда настала следующая ночь, я вернулся на свое ложе и заснул на нем. Он пришел ко мне и сказал: «Выкопай аль-Маднуну!» Я спросил: «А что такое аль-Муднуна?» Потом он удалился от меня. На следующую ночь я вернулся на свое ложе и заснул на нем. Он пришел снова и сказал: «Выкопай Замзам!» Я спросил: «А что такое Замзам?»
Он отвечал: «Не истощается и не вычерпывается никогда, утоляет жажду великих паломников, находится там, куда сваливают содержимое желудка и кишок закланных животных, где гнездятся вороны и кишат муравьи».
Когда ему было объяснено, что это такое, и указано место, он понял, что это действительно так. На следующий день Абд аль-Мутталиб взял свою мотыгу и вместе со своим сыном аль-Хари-сом ибн Абд аль-Мутталибом – тогда у него не было другого сына – отправился туда и стал там копать. Когда Абд аль-Мутталибу показалась вода, он обрадовался, восхваляя Бога. Курайшиты прознали, что Абд аль-Мутталиб достиг своего.
Они пришли к нему и сказали: «О Абд аль-Мутталиб! Это колодец предка нашего – Исмаила! У нас есть на него право. Позволь нам вместе с тобой иметь право на этот колодец». Он ответил: «Я этого не сделаю. Это дело было мне поручено без вашего участия. Я был выбран из вашей среды». Они ему сказали: «Поступи справедливо с нами! Мы тебя не оставим в покое и будем вести с тобой тяжбу из-за этого колодца». Он сказал: «Выберите кого-нибудь по вашему желанию, чтобы рассудил нас, и я подчинюсь его решенфию». Они сказали: «Жрицу Бану Саада Хузейма». Он сказал: «Хорошо». Далее рассказывает: «Она была недалеко от Сирии. Абд аль-Мутталиб и вместе с ним люди из рода его отца из Бану Абд Манаф сели верхом и отправились туда. Туда же отправились люди из всего рода курайшитов». Далее Абу Талиб рассказывал: «Земля тогда была пустынной. Они дошли до пустынных земель между Хиджазом и Сирией. Кончилась вода у Абд аль-Мутталиба и его спутников. Они испытывали жажду и были убеждены, что погибнут. Попросили воды у находившихся вместе с ними курайшитов.
Эти им отказали. Когда Абд аль-Мутталиб увидел, что стало с людьми и что угрожает ему и его спутникам сказал: «Что будем делать?» Они сказали: «Мы поддерживаем твое мнение. Поступай, как хочешь!» Он сказал: «Я считаю, что каждый из вас должен копать себе яму по мере оставшихся сил. Как только умрет кто-нибудь, его спутники опустят тело во выкопанную им яму, потом похоронят его, пока не останется последний из вас». Они сказали: «Правильно то, что ты приказал». И каждый из них выкопал для себя яму, потом они сели и стали ждать своей смерти от жажды.
Потом Абд аль-Мутталиб сказал своим спутникам: «Клянусь Аллахом, мы сами себя обрекаем на смерть: не идем по земле и не ищем себе облегчения. Может, Аллах напоит нас в другой стране. Так давайте поедем!» Они двинулись и удалились от курайшитов, которые наблюдали за тем, что они делают. Абд аль-Мутталиб вышел вперед и сел на свою верховую верблюдицу.
Когда верблюдица вскочила с ним, из-под ее копыт забил источник пресной воды. Абд аль-Мутталиб, обрадовавшись, кричал: «Аллах велик!» Так кричали и его спутники. Потом он сошел с верблюдицы, попил воды, его спутники тоже напились.
Они сами напились и наполнили свои бурдюки водой. Потом Абд аль-Мутталиб обратился к курайшитам и сказал: «Идите к воде! Аллах нас напоил. Пейте и наполняйте свою бурдюки водой!»
Они пришли, попили и наполнили свои бурдюки водой. Потом сказали: «Клянемся Аллахом, дело решено в твою пользу, о Абд аль-Мутталиб! Мы никогда не станем оспаривать твое право на источник Замзам. Тот, кто дал тебе воду в этой пустыне, дал тебе воду и Замзам. Возвращайся к своему источнику!» Они не дошли до жрицы и перестали оспаривать его право на колодец Замзам.
Я слышал одного человека, который передавал слова Абд аль-Мутталиба. Когда Абд аль-Мутталиб решил выкопать колодец Замзам, ему было сказано:
«Потом позови к воде, обильной, не мутной,
Утоляющей жажду паломников храма Аллаха.
Пока этот источник есть,
Ничто не боится ее, ничто живое».
Когда это было сказано Абд аль-Мутталибу, он пошел к курайшитам и сказал: «Знайте! Мне было велено выкопать для вас -Замзам». Они сказали: «Тебе было указано, где это?» Он ответил: «Нет». Они сказали: «Возвращайся к своему ложу, где ты видел сон. Если это от Бога, то он укажет тебе. Если это от Дьявола, то он к тебе больше не придет». Абд аль-Мутталиб вернулся тогда на свое ложе и заснул на нем. Явился к нему дух и сказал: «Выкопай Замзам! Если ты выкопаешь его, то не раскаешься в нем. Это наследие твоего самого великого предка, он никогда не истощается и не вычерпывается, утоляет жажду великих паломников, как великая милость, не делится; в нем дают обет благодетелю, он будет наследством и прочным договором – не так, как некоторые вещи, которые ты уже знаешь. Он находится под отбросами и кровью».
Утверждают, что когда это ему было сказано, он спросил: «А где это?» Ему было сказано: «Где кишат муравьи, где завтра будет клевать ворона». И Аллах знает, что из этого было.
Утром следующего дня отправился Абд аль-Мутталиб вместе со своим тогда единственным сыном аль-Харисом и нашел то место, где был муравейник и ворона клевала землю. Это было между идолами Исафа и Наилы, возле которых курайшиты совершали обряд жертвоприношения. Он пришел с киркой и приготовился копать там, где ему было велено. Когда курайшиты увидели, с каким усердием он копает, то пришли к нему и сказали: «Ей-богу, мы не позволим тебе копать между нашими идолами, возле которых мы закалываем жертвенных животных». Абд аль-Мутталиб сказал своему сыну аль-Харису: «Защищай меня, чтобы я смог копать. Ей-богу, я продолжу делать то, что мне велено!» Когда они увидели, что он не уходит, то не стали ему мешать копать и оставили его в покое.
Недолго копал Абд аль-Мутталиб, и показалась ему вода. Он воскликнул: «Аллах велик!» и понял, что ему сказана правда. Потом Абд аль-Мутталиб устроил колодец Замзам для нужд паломников. Теперь колодец Замзам стал лучшим источником воды для паломников. Люди шли к нему, поскольку источник Замзам находился внутри священной мечети, а также поскольку он имел хорошие качества воды, потому что это был колодец Исмаила ибн Ибрахима. Этим колодцем род Абд Манафа возвысился над всеми курайшитами и над другими арабами.
Как утверждают, а там Аллах его знает, какой он дал обет, если бы у Абд аль-Мутталиба ибн Хишама, когда встретил такое отношение со стороны курайшитов при копании колодца Замзам, было десять сыновей, достигших зрелости, чтобы защитить его, то он непременно зарезал был одного из них при Каабе в качестве жертвы Аллаху. Когда постепенно увеличилось количество его сыновей и достигло десяти и когда он понял, что они в состоянии защитить его, он собрал их всех вместе и сообщил им о данном им обете. Он призвал их уплатить этот долг Аллаху.
Они повиновались ему и спросили: «А как это сделать?» Он ответил: «Пусть каждый из вас возьмет гадательную стрелу и напишет на ней свое имя. Потом принесете ее мне». Они так и сделали и принесли их ему. Он вошел вместе с ними к Хубалу в храме Каабы. Абд аль-Мутталиб сказал гадальщику: «Погадай этим моим сыновьям на их стрелах». И рассказал ему про своей обет.
Каждый сын отдал ему свою стрелу, на которой было написано его имя. Абдаллах ибн Абд аль-Мутталиб был самым младшим сыном. Он, аз-Зубейр и Абу Талиб были от Фатимы, дочери Амра.
Как утверждают, Абдаллах был самым любимым сыном Абд аль-Мутталиба, и Абд аль-Мутталиб думал, что стрела промахнется и пощадит его.
Когда гадальщик собрал стрелы, чтобы погадать на них, Абд аль-Мутталиб встал возле Хубала и обратился с молитвой к Аллаху. Потом гадальщик погадал, и вышла стрела Абдаллаха.
Абд аль-Мутталиб взял его за руку, взял нож и пошел к Исафу и Найле, чтобы зарезать его. Тогда курайшиты обратились к нему и сказали: «Что ты хочешь, Абд аль-Мутталиб?» Он ответил: «Зарезать его». Курайшиты и сыновья его сказали ему: «Ради Бога, не режь его ни в коем случае, пока не попытаешься откупиться за него! Если ты сделаешь это, то и другие начнут закалывать своих сыновей. И кто же тогда останется?» Аль-Мугира ибн Абдаллах ибн Амр ибн Махзум ибн Наказа, а Абдаллах был его племянником по линии матери, сказал ему: «Ради Аллаха, не режь его ни в коем случае, пока не попытаешься откупиться за него. Если выкуп за него можно будет отдать нашим имуществом, то Мы жертвуем им за него». Курайшиты и сыновья Абд аль-Мутта-либа сказали; «Не делай этого! Иди с ним в аль-Хиджаз – там есть прорицательница, у которой есть дух, и спроси ее. Все зависит от тебя: если она скажет тебе заколоть его, – заколешь; если она предложит тебе выход из положения, – примешь его».
Они отправились в путь и пришли в аль-Медину. Утверждают, что они нашли ее в Хайбаре. Сели на своих верховых животных и приехали к ней. Спросили ее. Абд аль-Мутталиб рассказал ей свою историю, историю своего сына и о том, что он хотел сделать с ним, а также о данном им обете. Прорицательница сказала им: «Сегодня уезжайте от меня. Ко мне придет дух, и я спрошу его». Они уехали от нее. Когда вышли от нее, Абд аль-Мутталиб стал молиться Аллаху. На следующий день они вернулись к ней. Прорицательница сказала им: «Ко мне пришла весть. Сколько у вас дают выкуп за душу?» Сказали: «Десять верблюдов». Так и было. Сказала: «Возвращайтесь в свою страну, поставьте вашего спутника и десять верблюдов возле Каабы, потом погадайте на стрелах на него и на них. Если выйдет на него, увеличьте число верблюдов, пока ваш Бог не согласится. Если выйдет на верблюдов, то закалывайте их за него.
Это значит, что Господь ваш доволен и мальчик ваш будет спасен».
Они уехали и вернулись в Мекку. Когда решились совершить это дело, Абд аль-Мутталиб обратился с молитвой к Аллаху, всемогущему и великому. Потом кинули жребий, и стрела указала на Абдаллаха. Добавили десять верблюдов, и число верблюдов стало двадцать. Абд аль-Мутталиб обратился с мольбой к Аллаху, всемогущему и великому. Потом кинули жребий. Стрела указала на Абдаллаха. Добавили еще десять верблюдов, и число верблюдов стало тридцать. Абд аль-Мутталиб стал молиться Аллаху. Потом кинули жребий. Стрела указала на Абдаллаха. Добавили еще десять верблюдов, и число верблюдов стало сорок. Абд аль-Мутталиб стал молиться Аллаху. Потом бросили жребий, и стрела указала на Абдаллаха. Добавили еще десять верблюдов, и число верблюдов стало пятьдесят. Абд аль-Мутталиб стал молиться Аллаху. Потом кинули жребий. Стрела указала на Абдаллаха. Добавили еще десять верблюдов, и число верблюдов стало шестьдесят. Абд аль-Мутталиб стал молить Аллаха. Потом кинули жребий. Стрела указала на Абдаллаха. Добавили еще десять верблюдов, и число верблюдов стало семьдесят.
Абд аль-Мутталиб стал молить Аллаха. Потом кинули жребий. Стрела указала на Абдаллаха. Добавили еще десять верблюдов, и число верблюдов стало восемьдесят. Абд аль-Мутталиб стал молить Аллаха. Потом кинули жребий. Стрела указала на Абдаллаха. Добавили еще десять верблюдов и число их достигло девяноста. Абд аль-Мутталиб стал снова молить Аллаха. Потом кинули жребий. Стрела указала на Абдаллаха. Добавили еще десять верблюдов, и число верблюдов стало сто. Абд аль-Мутталиб стал молить Аллаха. Потом кинули жребий. Стрела указала на верблюдов. Курайшиты и присутствовавшие при этом люди сказали: «Все! Господь твой удовлетворился, о Абд аль-Мутталиб!»
Утверждают, что Абд аль-Мутталиб сказал: «Нет, клянусь Аллахом, пока не выйдет жребий три раза на верблюдов». Бросили жребий на Абдаллаха и на верблюдов. Абд аль-Мутталиб стал молить Аллаха. Стрела указала на верблюдов. Потом повторили еще раз. А Абд аль-Мутталиб продолжал молить Аллаха. Бросили стрелы, и стрела указала на верблюдов. Потом повторили в третий раз. А Абд аль-Мутталиб продолжал молить Аллаха. Кинули стрелы, и стрела указала на верблюдов. Верблюды были заколоты и оставлены. Никому не запрещали брать их мясо и никого не отгоняли от них. Ибн Хишам добавил: «Разрешили брать и зверям».
Ибн Исхак сказал: «Потом Абд аль-Мутталиб взял Абдаллаха за руку и ушел. Как утверждают, они проходили мимо некоей женщины, стоящей возле Каабы. Эта женщина была из рода Бану Асад ибн Абд аль-Узза, сестрой Вараки ибн Науфаль. Когда увидела лицо Абдаллаха, сказала ему: «Я тебе дам столько верблюдов, сколько было заколото вместо тебя. Женись на мне сейчас!» Он ответил: «Я со своим отцом и не могу идти против его воли и оставить его».
Абд аль-Мутталиб пошел дальше вместе с Абдаллахом, и пришли они к Вахбу ибн Абу Манаф ибн Зухра, который был тогда главой рода Бану Зухра и самым знатным и почитаемым человеком. И женил Абд аль-Мутталиб Абдаллаха на его дочери Амине бинт Вахб, которая тогда была самой знатной и уважаемой женщиной в роде курайшитов. Она понесла от него Посланника Аллаха. Потом ушел от нее и пришел к той женщине, которая сделала ему предложение. Сказал ей: «Что с тобой? Ты сегодня не предлагаешь мне то, что предлагала мне вчера? » Она ответила ему: «Тебя покинуло то сияние, которое исходило вчера от тебя. Сегодня нет у меня потребности в тебе». Она слышала от своего брата Вараки ибн Науфайла, который принял христианство и последовал Книгам, что есть пророк в этом народе.
Посланник Аллаха был средним в своем народе по происхождению, но самым почитаемым и уважаемым по линии отца и матери. Утверждают, что люди рассказывали, а там один Аллах знает, о том, что Амина дочь Вахба, мать Посланника Аллаха, рассказывала следующее: когда она понесла Посланника Аллаха, к ней явился во сне дух и сказал: «Ты беременна сейчас господином этой нации. Когда ты родишь его, скажи: «Поручаю его под покровительство Всеединого, чтобы защищал его от злого умысла всех завистников. Потом назови его Мухаммадом».
Вскоре Абдаллах ибн Абд аль-Мутталиб, отец Посланника Аллаха, умер, а мать Посланника Аллаха была беременна им.