Когда Посланник Аллаха вернулся из своей поездки в ат-Таиф, Буджайр ибн Зухайр ибн Абу Сальма написал письмо своему брату Каабу ибн Зухайру, сообщая ему, что Посланник Аллаха казнил в Мекке тех людей, которые его высмеивали и обижали и что оставшиеся в живых поэты курайшитов Ибн аз-Забара и Хубайра ибн Абу Вахб убежали куда глаза глядят. «Если ты хочешь остаться в живых, то поспеши к Посланнику Аллаха, ибо он не убивает того, кто приходит к нему с раскаянием. Если того не сделаешь, то ищи себе спасения на земле».
Кааб ибн Зухайр сочинил было следующие стихи:
Сообщите от меня Буджайру:
«Оставь это, послушай меня!
Если ты этого не сделаешь,
То объясни мне почему?
Ведь этому не учил нас отец.
Если ты меня не послушаешь,
То мне тебя не жалко!
Я не скажу тебе, когда упадешь:
Поднимись, поднимись!
Напоил тебя «Правдивый» чашой,
А ты все осушал чашу за чашой.
Ибн Хишам сказал: «Некоторые знатоки поэзии и хадисов мне декламировали эти стихи в таком варианте: Кто передаст от меня Буджайру слова:
«Откажись от слов, которые ты говорил в местечке Хиф!
Ты пил вместе с правдивым полную чашу,
И напоил он тебя неоднократно.
Ты отошел от истинного пути
И последовал за ним.
Кто тебя на это надоумил?
Ты совершил то, что не совершали
Ни мать, ни отец и ни брат.
А если ты не облагоразумишься наконец,
То тебя мне совсем не жалко.
Я не скажу тебе, упадшему:
Поднимись, поднимись!
И послал он эти стихи Буджайру. Когда послание дошло до Буджайра, он не захотел скрыть это от Посланника Аллаха и прочитал стихи ему. Пророк, услышав слова «Напоил тебя «Правдивый», сказал: «Здесь он сказал правду, хотя он и лжец. Я действительно правдивый». Когда услышал слова «Не совершали ни мать, ни отец», произнес: «Да, конечно, отец и мать такого не совершали». После этого Буджайр сочинил стихи, обращаясь к своему брату:
Кто сообщит от меня Каабу:
Не примешь ли ты то, чего осуждаешь
И не справедливо? А ведь это самое лучшее.
Обратись к Аллаху одному, а не к аль-Уззе и аль-Лату!
Тогда ты спасешься и уцелеешь
В тот день, когда избавление от мук
придет только тем, у кого честная душа и принял ислам.
Я отказываюсь от веры нашего отца Зухайра и деда Абу Сульма.
Ибн Исхак сказал: «Когда письмо Буджайра дошло до Кааба, положение его стало безвыходным, он стал бояться за свою жизнь. Люди стали говорить о нем, уже как о приговоренном к смерти. Не находя никакого выхода из создавшегося положения, Кааб произнес стихи, в которых прославлял Посланника Аллаха, упоминал о своем страхе, клеветнических слухах, распространяемых его врагами. Затем он приехал в Медину и остановился у своего знакомого из рода Джахина, как мне рассказали. Этот человек повел его к Посланнику Аллаха во время утренней молитвы. Помолился вместе с Пророком и указал Каабу на Пророка и сказал: «Вот – Посланник Аллаха. Подойди к нему и попроси у него защиты!» Мне говорили, что Кааб подошел к Пророку, подсел к нему, вложил свою руку в руку Пророка, ибо Пророк не знал его в лицо, и сказал: «О Посланник Аллаха! Кааб ибн Зухайр пришел к тебе, чтобы попросить у тебя защиты, раскаявшись и приняв ислам. Ты его примешь, если я приведу его к тебе?» Пророк ответил: «Да». Тогда он сказал: «Я и есть, о Посланник Аллаха, Кааб ибн Зухайр».
Рассказал мне Асим ибн Омар, что на него набросился один ансар и сказал: «О Посланник Аллаха! Позволь мне отрубить голову врагу Аллаха!» Пророк ответил: «Не трогай его! Он пришел, раскаявшись, отказавшись от своего прежнего мнения». И тогда Кааб рассердился на этот клан ансаров за то, как поступил с ним один из них. А из мухаджиров никто не говорил о нем дурного слова. Тогда он произнес свою касыду, сочиненную во время прихода к Пророку:
Суад ушла далеко от меня –
Мое сердце страдает и стремится к ней,
Как стремится на свободу пленный,
Закованный, и некому за него заплатить выкуп».
Ибн Хишам сообщает: «Мне передавали со слов Алия ибн Зайда, что Кааб ибн Зухайр продекламировал свои стихи Пророку в мечети».
Говорят также, что Пророк, после того как Кааб произнес свой стих, сказал: «Хорошо бы тебе упомянуть добром ансаров: они этого заслуживают». Тогда Кааб сочинил следующие стихи:
Кто хочет иметь себе добрых друзей –
То пусть он держится ансаров – добрых, хороших!
Ведь унаследовали они добрые нравы
Еще от своих далеких предков.
Ведь хорош тот, у кого хорош и отец!»