Несомненно, после нашей семьи соседи являются самыми близкими людьми, с которыми мы строим отношения. У каждого из нас есть соседи, т.к. мы живем в обществе. Это люди, с которыми мы видимся постоянно и по разным поводам. И поэтому соседи занимают очень важное место среди людей, права которых мы обязаны уважать.
И если принять во внимание то, что в городах, в многоэтажных зданиях десятки семей пользуются одним зданием, одним входом, то станет ясно, насколько важным является сохранение на высоком уровне соседских отношений в подобных местах. Недаром сказано «Близкий сосед лучше дальнего родственника».
Ислам, начиная с ранних времен, придает большое значение соседству и правам соседей, критикует любые поступки, беспокоящие соседей, а также в определенных случаях считает подобные поступки грехом. В одном из хадисов передается, что однажды Пророк три раза сказал: «Клянусь Аллахом, не будет считаться верующим». Окружающие спросили его: «О, посланник Аллаха, кто не будет считаться верующим?», на что Пророк ответил: «Тот, чей сосед не будет уверен насчет его зла и ожесточения».
Из этого изречения становится ясно, что между правом соседа и верой существует непосредственная связь и мусульманин, в первую очередь, должен обратить внимание на то, чтобы заслужить доверие соседа. Кроме вышеперечисленных прав, любой мусульманин должен соблюдать следующие четыре обязанности в отношении соседей:
- навещать их во время болезни;
- участвовать в похоронах соседей;
- принимать приглашения соседа;
- если сосед чихнул, то пожелать ему милости и милосердия Аллаха.
Хороший сосед занимает особое место среди даров Аллаха. И только те, кто имеет плохих соседей, могут понять, насколько прекрасным даром является хороший сосед. Именно наличие лиц, переехавших из-за плохих соседей, наглядно демонстрирует правоту пословицы «плох сосед, спасайся переселением». Но если даже сосед оказался плохим, это не что иное как испытание Всевышнего, и необходимо терпеть ради Аллаха отрицательные черты характера соседа, благопристойно относиться к нему и просить Аллаха о его наставлении.
Благоразумный мусульманин, помнящий об установлениях своей религии, лучше всех людей обходится со своими соседями, проявляет к ним наибольшую доброту и оказывает им наибольшую поддержку. Ведь так велит Всевышний.
В Коране Аллах Всевышний велит оказывать благодеяния соседу, говоря: «И поклоняйтесь Аллаху и ничему более наряду с Ним и (делайте) добро родителям, родственникам, сиротам, нуждающемуcя соседу, как состоящему (с вами) в родстве, так и не состоящему, и товарищу, и путнику, и тем, кем вы владеете». Сура «Женщины», 36 аят.
Таким образом, каждый из тех, кто живет по соседству с тобой, имеет на тебя определенные права, даже если и не состоит с тобой в родстве и не является твоим единоверцем. Именно поэтому во многих изречениях пророка, мир ему и благословение Всевышнего, подчеркивается важность отношений между соседями.
Так, например, сообщается, что посланник Аллаха, говорил: «Джибрил не прекращал давать мне наставления о необходимости хорошего отношения к соседу (так долго), что я даже подумал, что он включит его и в число наследников». Передано аль-Бухари и Муслимом.
Объявляя уважение к соседу одним из признаков веры в Аллаха и в последний День и наилучшим доказательством воздействия этой веры на человека, посланник Аллаха также произнес: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в последний День, оказывает благодеяния своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в последний День, оказывает хороший прием своему гостю, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в последний День, говорит нечто благое или хранит молчание!» Передано аль-Бухари и Муслимом.
Истинный мусульманин заботится о своем соседе и всегда поддерживает с ним хорошие отношения, не мешая ему использовать свой дом, если тому что-то понадобится.
Поступая таким образом, он руководствуется словами благородного посланника, который сказал: «Пусть сосед не препятствует соседу, если тому понадобится установить на его стене доску». Передано аль-Бухари и Муслимом.
Его радует то же, что радует его соседа, и огорчает то же, что огорчает его, и он желает ему того же, чего желает самому себе, памятуя о словах благородного посланника: «Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, не уверует раб (по-настоящему) до тех пор, пока не станет желать своему соседу (или: ...своему брату того же, чего желает и самому себе». Чувствительная натура истинного мусульманина «не позволяет ему спокойно взирать на затруднения и нужду своего соседа в том случае, если сам он наслаждается всеми благами жизни. Всегда его сопровождают слова благородного посланника: «Не уверовал в меня тот, кто заснул сытым, зная о том, что рядом с ним находится голодный сосед» Передано Ат-Табарани и aль-Баззаром.
Под воздействием наставлений своей религии сознательный мусульманин всегда стремится делать добро соседям по мере своих возможностей. При этом он не пренебрегает даже малыми благодеяниями. Истинный и сознательный мусульманин сам является наилучшим товарищем и наилучшим соседом, и именно такого мусульманина имел в виду посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, говоря: «Лучшим товарищем пред Аллахом является лучший из них для своего товарища и лучшим соседом пред Аллахом является лучший из них для своего соседа». Передано Ат-Тирмизи.
О высоком месте, отводимом праведному соседу, в достаточной мере свидетельствуют слова посланника Аллаха, назвавшего его одной из основ счастья в жизни мусульманина: «Праведный сосед, просторный дом и хорошее верховое животное относятся к числу того, что в мире этом делает мусульманина счастливым». Передано имамом Ахмадом и аль-Хакимом.
Наши предшественники столь высоко ценили праведного соседа, что называли соседство с ним благом, которое дороже денег. Так, например, передают, что однажды сосед Са'ида бин аль-Аса договорился с кем-то о продаже своего дома за сто тысяч дирхемов, а потом сказал покупателю: «Это цена дома, а за сколько ты купишь соседство с Са'идом?» И когда об этом узнал сам Са'ид, он прислал ему эти сто тысяч, попросив его остаться.
Сегодня часто попирают принцип неприкосновенности личности и чести соседа, так как в этом отношении допускают всевозможные нарушения легче, чем в иных случаях, когда дело касается других людей.
Сегодня, к сожалению, мы утратили качества, присущие людям доблести и веры, мы сегодня не уважаем права не только соседей, но порой и права родителей, близких, родственников. Поэтому неудивительно, что истинный и искренний мусульманин является наилучшим соседом, которого когда-либо знало человеческое общество. Интеллектуально развитый мусульманин, отличающийся чуткостью и усвоивший нравственные принципы Ислама, не враждует и не ссорится со своими соседями. Ведь он не забывает слова посланника Аллаха, который предостерег людей от ссор со своими соседями, сказав: «В День воскресения первыми из (всех) двух споривших между собой (на суде предстанут) соседи». Передано имамом Ахмадом и ат-Табарани.
Чтобы не оказаться одним из тех черствых, скупых и творящих мало добра соседям, он всегда стремится сделать хоть небольшое доброе дело для своего соседа. Посланник сказал так: «Сколь много соседей, зависевших от своего соседа, скажут в День воскресения: «О Господь мой, этот закрывал передо мной двери и отказывал мне, когда мне что-нибудь было нужно!» Передано Аль-Бухари в его книге «Аль-адаб aль-муфрад». Ясно, что религия, которая стремится к тому, чтобы ее последователи были столь удивительным образом связаны друг с другом, будет укреплять связи между соседями и стараться устанавливать их на прочной основе любви, доброты, единства и хороших взаимоотношений.
Ислам придает большое значение общественной жизни, и поэтому мусульманин должен быть внимательным во взаимоотношениях с соседями, особенно в немусульманских странах. Если даже мусульманин не проповедует ислам своим немусульманским соседям, то, по крайней мере, он должен быть для них примером, а также он своими деяниями и поступками должен показать, что наша религия придает большое значение правам человека.
Абдрахман ХАБИБУЛЛИН