Сегодня, когда говорят о негативном имидже ислама, чаще всего указывают, пожалуй, на воинствующую нетолерантность этой религии, на то, что «в ней отсутствует свобода религиозного выбора», что «уход из ислама карается смертью, а представители всех иных религий обозначаются как неверные, вести борьбу с которыми — долг каждого мусульманина»
К большому сожалению, реалии современного мусульманского мира это подтверждают. Но это лишь на первый взгляд. В действительности же, ислам всегда выступал и выступает за веротерпимость.
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Воистину, Аллах любит мягкость и воздает за нее то, что не воздает за грубость».
Ислам призывает к своему учению и увещевает наказанием в Судный день в случае его непринятия, не отделяет мирскую жизнь людей от их загробной жизни. С самого начала Коран призывает людей к принятию ислама, и пророк Мухаммад прилагал все свои усилия для этого. Но вместе с тем, ислам не принуждает людей к принятию своего учения. Коран лишь увещевает, что непринятие ислама приведет к мучениям не в этом мире, но в грядущем, где человек будет держать ответ перед Богом:
«В тот день, когда неверующих представят Огню, им скажут: «Разве это не есть истина?» Они скажут: «Да! Клянемся нашим Господом!» Он скажет: «Вкусите же мучения за то, что вы не веровали». Терпи же, как терпели твердые духом посланники, и не торопи Меня с наказанием для них. В тот день, когда они увидят то, что им обещано, им покажется, что они пробыли на земле всего лишь час дня. Таково послание! Разве будет погублен кто-либо, кроме нечестивых людей?»
В Коране существует достаточно определенная парадигма свободы религии: «Нет принуждения в религии» (2:256). Данный аят относится к так называемым аятам общей направленности в отношении предписания и предупреждения и потому не может быть отменен. Как рассказывается в авторитетном тафсире, комментарии Корана ат-Табари, когда в Медину прибыл караван сирийских купцов-христиан, торгующих маслом, двое сыновей одного мединца-мусульманина вняли их проповедям, приняли христианство и решили уйти с караваном. Отец юношей тогда пришел к пророку попросить его о том, чтобы его сыновей задержали силой. В этот момент и был ниспослан данный аят.
$IMAGE2$
Всевышний также сказал:
– Скажи: «Истина от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует».
В другом аяте говорится: «Мы повели его путем либо благодарным, либо неблагодарным».
В этих двух аятах Всевышний, во-первых, указывает на главную цель сотворения всего сущего, то есть это наставление человечества на прямой путь, во-вторых, напоминает о том, что это напутствие непринудительно. В этом мире каждый волен избрать один из двух путей: веру или неверие.
«Если они отвернутся, — говорится в другом аяте Корана, — то ведь на тебя (о, Мухаммад!) возложена только передача откровения». В других аятах говорится: «...и тебе не надо принуждать их». «Наставляй же, ведь ты являешься наставником, и ты не властен над ними».
Приведенные аяты указывают на то, что обязанность пророка — донести до людей Божье послание, аяты подчеркивают, что вера должна быть основана на свободе и разуме и что применение силы в этом не поможет. Таково учение всех Божьих посланников. Например, пророк Нух (Ной), обращаясь к своему народу, говорит: «О мой народ! А что, если я опираюсь на доказательство от моего Господа и Он даровал мне милость от Себя, которая недоступна вашим взорам? Неужели вы полагаете, что мы стали бы принуждать вас к этому при том, что вам это ненавистно?»
Что касается мирного сосуществования представителей разных конфессий, Священный Коран обязывает пророка представлять ислам мусульманам и немусульманам на основе принципа разумного диалога, мудрости и благородного спора: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом».
Этот аят требует от пророка во время беседы обращать внимание последователей небесных религий на такие общности между мусульманами и людьми Писания, как принцип единобожия, веры мусульман в священные небесные книги, чтобы заложить основу взаимопонимания между последователями разных религий:
Скажите: «Мы уверовали в то, что ниспослано нам, и то, что ниспослано вам».
Всевышний Творец также говорит:
– Скажи: «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей».
Этот аят призывает людей Писания собраться вместе под общим знаменем единобожия и жить с мусульманами в мире и согласии.
Коран, указывая мусульманам на необходимость мирного сосуществования с неверными, призывает их к благим и справедливым отношениям с ними:
«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных».
Вдохновленный Кораном, пророк Мухаммад вел себя весьма учтиво с противниками ислама. Он называл всех людей детьми Адама, сотворенного Всевышним из глины. Размышляя над этим, можно сделать вывод не только о равенстве людей, но и о родственности человеческих душ в сути своей Единому Творцу, что создает почву для сердечной и духовной любви людей друг к другу.
«О, люди! Истинно, ваш Господь — один! Ваш отец — один! Все вы от Адама, а Адам из глины!»
Недаром даже западные ученые отмечали толерантность и гуманность ислама. Густав Ле Бон говорил: «Не сила меча явилась причиной распространения учений Корана, потому что, когда арабы (мусульмане) завоевывали города, то оставляли местных жителей свободными в своей вере».
Пэт Робертсон сказал: «Только мусульмане, чья убежденность в своей религии тверда, имеют созидательный и толерантный к другим религиям дух».
Несомненно, ислам — великая религия мира, терпимости и справедливости, а вовсе не человеконенавистническая доктрина вражды, ненависти и разбоя. А идея о том, что мусульманам повелевается распространять свою веру «мечом» или что ислам большей частью проповедуется «на острие меча», не выдерживает никакой критики. Если бы мусульмане действительно пожелали силой обратить других людей в свою веру, в исламском мире не осталось бы ни одной церкви, ни одной синагоги. Достаточно съездить в Сирию, Иорданию или Ливан, чтобы убедиться в толерантности ислама. Поэтому заповедь «Нет принуждения в религии» сейчас имеет такое же значение, что и в давние времена...
Абдрахман ХАБИБУЛЛИН
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Используется система Orphus