«(Как-то раз) один человек попросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Назови мне такое дело, которое поможет мне попасть в рай”. (Люди) стали говорить: “Что с ним, что с ним?” — а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Он хочет (узнать о том, что ему необходимо)! Поклоняйся Аллаху и ничему более, совершай молитву, выплачивай закят и поддерживай родственные связи”»
Этот пункт также нуждается в разъяснении. Что касается закята, то, как мы уже говорили, он является одним из столпов ислама. Если у человека все условия для выплаты закята выполнены, то выплата закята становится обязательным (фард) действием. Человек, отказывающийся от выплаты закята совершает большой грех.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«В День воскресения богатство, дарованное Аллахом тому, кто не выплачивал с него закят, предстанет перед ним в образе плешивого ядовитого змея с двумя чёрными пятнами на глазах, который обовьётся вокруг него, вопьётся ему в щёки и скажет: “Я — твоё богатство, я — твоё сокровище”», а потом (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) прочитал (следующий айат): «И пусть скупящиеся на то, что даровал им Аллах по милости Своей, ни в коем случае не считают, что это лучше для них, напротив, это для них хуже: в День воскресения обязательно закуют их в ошейники из того, на что они скупились. Аллаху принадлежит наследие небес и земли, и Аллах ведает о том, что вы творите».
С закятом все понятно, если человек должен его выплатить – он его выплатит. Ибо отрицание закята выводит из ислама. Но здесь давайте, обратим внимание на такое действие, которое в основе не является обязательным. Я говорю о садака (добровольная милостыня). Здесь не все понятно, отдаешь деньги и все, у тебя ничего не остается. Но это только кажется, это то, чем пугает шайтан. А пугает он бедностью. Очень важно в таких случаях вспоминать слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Передают со слов Абу Малика аль-Хариса бин Асима аль Аш'ари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
"Очищение - половина веры, (слова) "Хвала Аллаху" /Аль-хамду ли-Лляхи/ заполнят собой Весы, (слова) "Слава Аллаху и хвала Аллаху" /Субхана-Ллахи ва-ль-хамду ли-Лляхи/ заполнят собой (пространство) между небесами и землёй, молитва - свет, милостыня /садака/ - доказательство, терпение - сияние, а Коран - аргумент за тебя или против тебя. Все люди отправляются утром (по своим делам), и продающий душу свою либо освобождает её, либо губит". (Муслим)
Садака есть доказательство /бурхан /. Слово "бурхан" означает луч света, исходящий от солнца". Сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
"Когда дух верующего покидает его тело, ему сопутствует луч, подобный лучу солнца". По этой причине убедительный довод также стали именовать словом "бурхан", что объясняется ясностью его указания на то, на что он указывает.
Таким же образом садака служит ясным доказательством истинности веры и блага души, отмеченной знаком присутствия веры и её вкусом.
Пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
"Вкус веры ощутит тот, кто станет делать три (вещи); (это) тот, кто будет поклоняться одному лишь Аллаху, (свидетельствуя,) что нет бога, кроме Аллаха, и будет выплачивать закят со своего имущества, оставаясь довольным этим и каждый год, оказывая (своим имуществом) помощь (другим)" (Абу Дауд.)
Причина состоит в том, что души любят имущество и скупятся на него, если же душа позволяет отдавать имущество ради Всемогущего и Великого Аллаха, это указывает на истинность её веры в Аллаха и подтверждает Его угрозы и обещания.
Итог: если человек хочет экономить с садака, то следует раздавать садака как можно больше. Чем больше вы будете раздавать садака, тем больше у Вас будет прибыли и это обещание самого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал, что садака увеличивает достаток. Аллах будет помогать Вам до тех, пор, пока Вы помогаете Его рабам. Ведь во времена всех кризисов самым трудным испытаниям подвергаются неимущие и бедные люди.
Единственный случай, когда исламом порицается раздача садака, это тот случай, когда человек хочет раздать все свое имущество, в то время как он должен кормить свою семью.