Представители партии «Хизб-ут-Тахрир» отрицают одну из основ Имана (веры)веру в то, что все Предопределено Аллахом Всевышним.
Первое заблуждение
Такыюддин ан-Набхани в своей книге, названной им «аш-Шахсыйя аль-Исламийя» («Исламская личность»), написал: «Действия человека не имеют никакого отношения к судьбе, равно как и судьба не имеет отношения к действиям, так как человек совершает свои действия по своему выбору, поэтому произвольные действия не входят в судьбу».
Опровержение
Эти слова противоречат Корану, Хадисам Пророка Мухаммада, мир ему, и здравому смыслу.
В Коране сказано (Сура 25 «аль-Фуркан», Аят 2):
وَخَلَقَ كُلَّ شَيْءٍ فَقَدَّرَهُ تَقْدِيرًا
«Аллах создал каждую вещь и предопределил ее судьбу».
Аллах Всевышний сказал в Коране (Сура 35 «Фатыр», Аят 3):
هَلْ مِنْ خَالِقٍ غَيْرُ اللَّـهِ يَرْزُقُكُم
«Кроме Аллаха не существует создателя».
Также Всевышний сказал (Сура 37 «ас-Саффат», Аят 96):
وَاللَّـهُ خَلَقَكُمْ وَمَا تَعْمَلُونَ
«Аллах создал вас и все ваши деяния».
Сказано (Сура 39 «Аз-Зумар», Аят 62):
اللَّـهُ خَالِقُ كُلِّ شَيْءٍ
«Аллах Создатель всего».
Понятие «всего» в данном Аяте обозначает всё созданное: тела и их свойства, и так как к свойствам тел относятся их действия, то понимаем, что действия тел, как и все остальные их свойства, также являются созданиями Аллаха.
Сказано (Сура 54 «аль-Камар», Аят 49):
إِنَّا كُلَّ شَيْءٍ خَلَقْنَاهُ بِقَدَرٍ
«Воистину, всякое, что появилось в бытии, Aллах создал с судьбой».
В данном Аяте словом на арабском языке «شيء» названо любое из того, что сотворено Аллахом, это тела и их свойства, в том числе произвольные и непроизвольные действия рабов Божьих, состояния движения и покоя (несмотря на то, произвольные они или непроизвольные) и т. д.
Таким образом, в приведенном Аяте сообщается о том, что все существующее имеет свою судьбу, предопределенную Богом. Из этого вытекает, что нет ничего из происходящего в мире, что не имело бы судьбы.
Из всего вышесказанного следует, что слова Т. ан-Набхани противоречат тексту Корана.
Сказал Аллах Всевышний (Сура 30 «ар-Рум», Аят 29):
فَمَن يَهْدِي مَنْ أَضَلَّ اللَّـهُ
«Разве же сможет кто-нибудь повести по Истинному пути того, которому Аллах не даровал этого?!».
В Коране сказано, сообщая о Пророке Мусе, мир ему (Сура 7 «аль-А‘раф», Аят 155):
إِنْ هِيَ إِلَّا فِتْنَتُكَ تُضِلُّ بِهَا مَن تَشَاءُ وَتَهْدِي مَن تَشَاءُ
«О Аллах! Это есть испытание, данное Тобой, при котором вводишь в заблуждение, кого хочешь, и ведешь по пути Истины, кого хочешь».
В данном Аяте ясно сказано о том, что только Аллах создает направление на праведный путь и заблуждение в сердцах Своих рабов.
И сказал Аллах (Сура 28 «аль-Касас», Аят 56):
إِنَّكَ لَا تَهْدِي مَنْ أَحْبَبْتَ وَلَـٰكِنَّ اللَّـهَ يَهْدِي مَن يَشَاءُ
«Воистину, ты (Мухаммад) не можешь вести по Истинному пути, кого ты желаешь, это Аллах ведет по пути Истины, кого Он хочет», т.е. Никто, кроме Аллаха, не может создать праведность в сердцах Его рабов.
Слова Т. ан-Набхани о том, что якобы человек сам по своему выбору создает свои действия, противоречат также Аяту 110 Суры 6 «аль-Ан‘ам»:
وَنُقَلِّبُ أَفْئِدَتَهُمْ وَأَبْصَارَهُمْ
В этом Аяте речь идет о том, что действия человека, такие как мышление, намерения, являющиеся действиями сердца, а также действия других частей тела, все это создано Аллахом.
Разве можно что-то противопоставить приведенному доказательству из Аята?
В Коране сказано (Сура 6 «аль-Ан‘ам», Аяты 162-163):
قُلْ إِنَّ صَلَاتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي لِلَّـهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ ﴿١٦٢﴾ لَا شَرِيكَ لَهُ
«Скажи: «Моя Молитва, мое поклонение, моя жизнь и моя смерть созданы Аллахом, все это происходит по Его Воле. Воистину, Он Господь миров, у Которого нет соучастника».
Молитва-Намаз и все остальные благие деяния, о чем упомянуто в данных Аятах, являются произвольными действиями раба Божьего. А жизнь и смерть не являются произвольными действиями раба они происходят вне зависимости от воли и желания раба. Сказано в приведенных Аятах, что Аллах создал все это. И Он создал все остальное. Нет Ему соучастника в создании чего-либо, Он Единственный, Кто дает бытие после небытия. Вышеприведенные Аяты указывают на то, что все, кроме Аллаха, входит в бытие, будь то тело, движение, покой, цвет, мышление, понимание, слабоумие, боль, вкус, слабость или сила, абсолютно все это создано Аллахом, никто другой не в силах создать подобного. Рабы же могут только приобретать свои действия, но они неспособны создавать их, так как они сами являются созданиями Бога. Это воззрение единогласно подтверждено всеми исламскими учеными прошлого и современности. Следующий Аят Корана доказывает, что раб не может создавать ни произвольные, ни непроизвольные действия.
Аллах Всевышний сказал (Сура 8 «аль-Анфаль», Аят 17):
وَمَا رَمَيْتَ إِذْ رَمَيْتَ وَلَـٰكِنَّ اللَّـهَ رَمَىٰ
Это означает, что бросок, который осуществил Пророк Мухаммад, мир Ему, создан Аллахом. Таким образом, Пророк, мир ему, лишь приобрел свое действие.
Из сказанного следует, что группа «Хизб-ут-Тахрир» противоречит вышеуказанным Аятам Корана и, в особенности, последнему из них.
Аллах Всевышний сказал (Сура 2 «аль-Бакара», Аят 102):
وَمَا هُم بِضَارِّينَ بِهِ مِنْ أَحَدٍ إِلَّا بِإِذْنِ اللَّـهِ
«Они (колдуны, маги) не могут никому нанести вред, кроме как по Воле Аллаха».
В этом Аяте слово «الإذن» имеет значение «Воля», и его нельзя толковать как «повеление» или «дозволение», т.к. Аллах не велит и не дает дозволения своим рабам совершать грехи. Аят сообщает, что все магические действия колдунов происходят по Воле Аллаха. И эти действия являются произвольными (т.е. совершенными колдунами по своей воле). Следовательно, в данном Аяте опровергается воззрение Т. Набхани, считающего, что якобы человек сам создает свои произвольные действия, и что якобы эти действия Аллах ему не предопределил.
Сказал Аллах Всевышний (Сура 4 «Ан-Ниса», Аят 78):
وَإِن تُصِبْهُمْ حَسَنَةٌ يَقُولُوا هَـٰذِهِ مِنْ عِندِ اللَّـهِ ۖ وَإِن تُصِبْهُمْ سَيِّئَةٌ يَقُولُوا هَـٰذِهِ مِنْ عِندِكَ ۚ قُلْ كُلٌّ مِّنْ عِندِ اللَّـهِ
«Если случится с ними что-либо хорошее, то они (язычники) скажут, что это от Аллаха, а если случится с ними какая-либо беда, то они говорят, что это от тебя (Мухаммада). Скажи, что все это создания Аллаха».
Сказано (Сура 11 «Худ», Аят 34):
إِن كَانَ اللَّـهُ يُرِيدُ أَن يُغْوِيَكُمْ
«Если Аллах хотел ввести вас в заблуждение».
Сказал Аллах (Сура 10 «Юнус», Аят 100):
وَمَا كَانَ لِنَفْسٍ أَن تُؤْمِنَ إِلَّا بِإِذْنِ اللَّـهِ
«Кто идет по пути Веры, то это по Воле Аллаха».
Сказал Аллах (Сура 81 «ат-Таквир», Аят 29):
وَمَا تَشَاءُونَ إِلَّا أَن يَشَاءَ اللَّـهُ رَبُّ الْعَالَمِينَ
«И не появятся у вас желания, кроме как по Воле Аллаха Господа миров».
Сказал Аллах (Сура 32 «ас-Саджда», Аят 13):
وَلَوْ شِئْنَا لَآتَيْنَا كُلَّ نَفْسٍ هُدَاهَا
«Если бы Аллах хотел, то Он даровал бы всем Истинный путь».
Сказано (Сура 49 «аль-Худжурат», Аят 7):
حَبَّبَ إِلَيْكُمُ الْإِيمَانَ وَزَيَّنَهُ فِي قُلُوبِكُمْ
«Аллах Всевышний дал вам любовь к вере и украсил ею ваши сердца».
В Коране есть много Аятов, указывающих на то, что только Аллах Всевышний по Своей Милости дает веру тем из Своих рабов, кому хочет, и что только Он затворяет сердца неверующих из Своих рабов. Никто не может совершить чего-либо, кроме того, что ему предопределено Богом. Также никто не может принести себе пользу или нанести вред, кроме как по Воле Аллаха. Все действия происходят по Воле Аллаха. Всякое намерение, слово и действие рабов Аллаха происходит по Его Воле.
Существует много Аятов Корана, указывающих на то, что раб не создает своих действий, как например, Аят 127, Сура 16 «ан-Нахль»:
وَاصْبِرْ وَمَا صَبْرُكَ إِلَّا بِاللَّـهِ
«Терпи: воистину, твое терпение только от Аллаха».
Или Аят 88, Сура 11 «Худ»:
وَمَا تَوْفِيقِي إِلَّا بِاللَّـهِ
«Моя удача только по Воле Аллаха».
В арабском языке, когда речь идет о человеке, допускается использование слова «الخلق» в таких значениях, как: «располагать», «лепить скульптуру», «выдумывать ложь», «предугадывать что-либо».
Аллах сказал в Коране Пророку ‘Исе (Иисусу), мир ему (Сура 5 «аль-Ма’ида», Аят 110):
وَإِذْ تَخْلُقُ مِنَ الطِّينِ كَهَيْئَةِ الطَّيْرِ
В этом Аяте упоминается слово تخلق , и здесь оно означает «сделать образ», но не означает создания птицы, т.е. дарования ей бытия после небытия. Значение данного Аята таково: «Когда ты вылепливаешь из глины образ птицы».
Аллах Всевышний сказал (Сура 23 «аль-Му’минун», Аят 14):
فَتَبَارَكَ اللَّـهُ أَحْسَنُ الْخَالِقِينَ
Значение слова الخلق в этом Аяте, в том месте, где сказано о человеке, таково: «предполагать», и здесь не имеется в виду дарование бытия после небытия. В данном Аяте говорится о том, что Аллах превыше всех недостатков, Он Единственный, Кто дает бытие после небытия. Всему же, что совершают созданные, присуще начало, т.е. появление. Человек строит планы и делает предположения, но происходит только то, чего хочет Аллах.
Сказано в Священном Коране (Сура 29 «аль-‘Анкабут», Аят 17):
وَتَخْلُقُونَ إِفْكًا
Слово الخلق используется здесь в значении «выдумывать», но не в значении «давать бытие после небытия». В данном Аяте сказано, что неверующие выдумывают ложь.
У древних арабов слово الخلق употреблялось также в значении «принимать решение». Так, один из поэтов, восхваляя достойного человека, написал:
ولأنت تفري ما خلقت وبعض القوم يخلق ثم لا يفري
«Ты принимаешь решение и выполняешь, а некоторые принимают решение, но не выполняют».
Слова Т. ан-Набхани не соответствуют также Хадису, переданному Имамами Муслимом и аль-Байхакы.
Посланник Аллаха, мир ему, сказал:
كل شيء بقدر حتى العجز والكيس
«Все происходит по Воле Аллаха, в том числе и слабое, и развитое мышление».
Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:
إن الله صانع كل صانع وصنعته
«Аллах создал действующего и его действия».
Передал Ибн Хиббан от Хузайфы, да благословит его Аллах, что Пророк, мир ему, сказал:
الْقَدَرِيَّةُ مَجُوسُ هَذِهِ الْأُمَّةِ إِنْ مَرِضُوا فَلَا تَعُودُوهُمْ وَإِنْ مَاتُوا فَلَا تَشْهَدُوهُمْ
«Люди, отрицающие судьбу, подобны огнепоклонникам. Если они болеют не посещайте их, а если они умрут не ходите на их похороны».
Данный Хадис, переданный Абу Даудом, зафиксирован имамом аль-Байхакы в книге «аль-Кадар» («Судьба»).
Сказано в Хадисе Пророка, мир ему:
سِتَّةٌ لَعَنْتُهُمْ ، وَلَعَنَهُمُ اللَّهُ وَكُلُّ نَبِيٍّ مُجَابٌ : الزَّائِدُ فِي كِتَابِ اللَّهِ ، وَالْمُكَذِّبُ بِقَدَرِ اللَّهِ...
«Проклял я и проклял Аллах, и каждый из Пророков проклял того, кто добавляет в Небесные Книги, а также того, кто отвергает предопределение Аллаха...».
Приведем также Хадис, который передал Ибн Джарир ат-Табари в книге «Тахзибуль-асар» и дал ему степень достоверности: «Две группы из моей общины (те, кто услышал Призыв к Исламу, но имеет неправильные убеждения) не имеют никакого отношения к Исламу - это аль-кадарийя и аль-мурджиа»
Суть этого Хадиса в том, что люди, отрицающие судьбу (аль-кадарийя), то есть утверждающие, что раб Аллаха сам, по своей собственной воле, создает свою судьбу, эти люди не мусульмане.
Имам Муслим передал от Абуль-Асвада ад-Ду’али следующий рассказ, который зафиксирован в книге «аль-Кадар» имама аль-Байхакы: «Спросил меня ‘Имран ибн аль-Хусайн:
«Видишь, чем занимаются сегодня люди, как усердствуют в своих делах, и что они сумеют совершить в будущем из того, что передал им Пророк. Предопределено ли все это им до этого в судьбе? И не будет ли предопределение их действий оправданием для них?» Я ответил: «Все это предопределено Аллахом». Он спросил: «Не угнетение ли это?» Я испугался этого вопроса и ответил: «Все существующее и происходящее есть создания Аллаха и Его владения, никто не спрашивает Его, что Он делает, а они сами будут спрошены». Он сказал: «Да смилуется над тобой Аллах! Я хотел этим вопросом проверить силу твоего ума». Два человека из племени музайна пришли к Пророку Мухаммаду, мир ему, и спросили его: «О Посланник Аллаха! Чем занимаются сегодня люди, как усердствуют в своих делах, и что они сумеют совершить в будущем из того, что передал им Пророк.
Предопределено ли все это им до этого в судьбе? И не будет ли предопределение их действий оправданием для них?». Пророк, мир ему, ответил:
«Это все предопределено Аллахом, и это подтверждено в Коране:
وَنَفْسٍ وَمَا سَوَّاهَا ﴿٧﴾ فَأَلْهَمَهَا فُجُورَهَا وَتَقْوَاهَا
«Аллах создал думу и создает все, что происходит с ней из грехов и благих деяний».
Логическое опровержение слов ан-Набхани
Если исходить из утверждения ан-Набхани о том, что якобы человек сам создает свои действия, получается, что Аллах не хотел происхождения какого-либо греха, а раб Божий, как думает ан-Набхани, по своей воле совершает этот грех, то есть создает свои грехи против Воли Аллаха. Тем самым здесь Аллаху приписывается слабость. Но это абсурд!
Аллах Всевышний сказал в Коране (Сура 12 «Юсуф», Аят 21):
وَاللَّـهُ غَالِبٌ عَلَىٰ أَمْرِهِ
«Никто не может противостоять Воле Аллаха».
Последователи партии «Хизб-ут-Тахрир» убеждены, что некоторые события во Вселенной происходят без Воли Аллаха.
Это явное заблуждение. Все во Вселенной происходит по Воле Аллаха, будь то добро или зло. Каждое мгновение наступает и проходит лишь по Воле Аллаха, по Его Предопределению и Могуществу. Никто из созданных не имеет права спрашивать Аллаха о том, что Он делает, но они, созданные, будут спрошены Богом. Абсурдным является утверждение, что часть из созданных была создана Аллахом, а другая часть кем-либо другим.
Имам Абу Ханифа сказал:
أعمال العباد فعل منهم وخلق لله
«Деяния рабов их действия, и все они созданы Аллахом».
Того же мнения придерживались саляф и халяф. А все, что противоречит этому, противоречит сказанному Аллахом в Коране и словам Пророка Мухаммада, мир ему.
Имам Абу Ханифа в своей книге «аль-Васыйя» («Завещание») сказал следующее: «Раб, его действия, убеждения и знания все создано Аллахом. Раз действующий (раб) создан, то тем более его действия созданы Аллахом».
Передано от Имама аль-Бухари и многих других, что Посланник Аллаха, мир ему, когда завершал Хадж, ‘Умру или битву, произносил:
لا إله إلا الله وحده لا شريك له نصر عبده وأعز جنده وهزم الأحزاب وحده
«Нет божества кроме Аллаха, Единственного, Которому нет соучастника. Он даровал Своему рабу и Посланнику, мир ему, победу и поддержку. Даровал Он поддержку и почетность его соратникам, сокрушив сонмы (врагов)».
Посланник Аллаха, мир ему, в своем изречении дал нам понять, что полученная победа создана Аллахом, и нет у Аллаха соучастника в этом создании. Хотя внешне и представлялось, что сподвижники Пророка, мир Ему, совершали действия, однако их успех в этих деяниях они не создавали, а Создатель этого Аллах.
Сказал Хасан аль-Басри: «Кто отрицал предопределение (судьбу), тот кяфир (неверующий)». Передано от Ибн ‘Аббаса, да благословит его Аллах: «Воистину, слова и убеждения тех, кто отрицают судьбу, куфр (неверие)».
Второе заблуждение
Представители партии «Хизб-ут-Тахрир» утверждают, что Пророки и Посланники, мир им, до получения ими Пророчества не были защищены от неверия, больших грехов, а также тех малых грехов, совершение которых указывают на подлость согрешившего.
В книге, которой они дали название «аш-Шахсыйя аль-Ислямийя» («Исламская личность), ошибочно пишут: «Пророк до своего пророчества или послания не защищен от того, что может совершить любой человек, так как эта защита для Пророчества и Послания». Согласно этим словам получается, что Пророком якобы может быть вор, вандал и т.п.
Опровержение
Исламскими учеными единогласно подтверждено, что Пророкам, мир им, обязательно присущи следующие качества: правдивость, высокий интеллект, честность, благоразумие, храбрость, целомудренность. Аллах не дает Пророчества тем, кому присущи следующие негативные качества: предательство, подлость, глупость, лживость.
Также Пророками не могут быть такие люди, у которых были эти пороки и недостатки, а позже они избавились от них. На протяжении всей своей жизни Пророки были образцом благонравия, Они обладали наилучшими качествами, которые могут быть присущи человеку.
Также Пророки, мир им, обязательно защищены от куфра (неверия), больших грехов, а также тех малых грехов, совершение которых указывают на подлость согрешившего. По мнению большинства теологов Ислама Пророки не защищены от совершения тех малых грехов, которые не указывают на подлость или низость, и получали от Аллаха предупреждение о покаянии до того, как за ними могли бы последовать люди. А, по мнению других ученых (например, Имама Абу Ханифы) Пророки защищены даже от малых грехов, но у Них были упущения и ошибки.