Зухд – аскетизм, это высокая форма богобоязненности и морали. Многие достигали этой степени, но не каждому дано постичь это. Потому что человек не готов отречься от этого мира.
Праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, однажды навещая Посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, застал его лежащим на циновке, служащей ему постелью. Умар увидев отпечатки, оставшиеся от этого жесткого ложа на благословенном теле Пророка, заплакал. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего спросил его о причине слез, на что Умар сказал: «О Посланник Аллаха! Известно, как живут царь Персии - Хосров и Цезарь. А ведь Ты – Посланник Аллаха!». На что пророк ответил: «О Умар! Разве ты не желаешь, чтобы земной мир принадлежал им, а вечный нам?» - передано имамом Муслимом.
Вдохновленный этими словами, Умар ибн аль-Хаттаб не просто привнес их в свою жизнь, а сделал для себя аскетизм нормой.
Зухд – аскетизм, это высокая форма богобоязненности и морали. Многие достигали этой степени, но не каждому дано постичь это. Потому что человек не готов отречься от этого мира. Ибо сказано в Коране:
«Разукрашена людям любовь страстей: к женщинам и детям, и нагроможденным кинтарам золота и серебра, и меченым коням, и скоту, и посевам. Это пользование ближайшей жизни, а у Аллаха — хорошее пристанище» - сура 3, аяты 14-15.
Интересно, а ведь посланник Аллаха говорил: «Человек в этом мире нуждается лишь в доме, где бы он мог жить, одежде, чтобы прикрыть свое тело, пище и воде для пропитания» - передано ат-Тирмизи.
Также Абу Умаратул-Ансари рассказывал: «Когда в присутствии Посланника Аллаха зашла речь о мирском он сказал: «Разве вы не знаете? Разве вы не слышите? Воздержанность в украшениях и простота в одежде являются частью веры» - передано Ибн Маджа.
Примеры из жизни халифа Умара
Самые же благородные примеры аскетизма мы может черпать из жизни Умара ибн аль-Хаттаба. Во время правления благородного Умара к халифату были присоединены Сирия, Палестина, Египет и Иран. Богатства Византии и Ирана потекли в лучезарную Медину. Уровень благосостояния уммы повысился, но правитель правоверных Умар ибн аль-Хаттаб не пользовался этим богатством и роскошью, довольствуясь самым малым. Как и прежде, он читал хутбу в залатанной одежде. Ходил по Медине с тростью и интересовался, как дела у каждого жителя. Интересно, что как правитель, должен был въехать в земли Шама, верхом на верблюде, но очередь ехать верхом подошла его слуге:
«Теперь настал твой черед ехать верхом, садись на верблюда!»
Слуга возразил: «О халиф! Люди подумают, что халифом являюсь я!».
Однако Умар посадил слугу на верблюда, а сам вошел в Дамаск пешком.
Этот пример исламского братства и жертвенности в истории Ислама считается одним из самых ценных. Халиф Умар, да будет доволен им Аллах, жил в бедности и стеснении, временами входя в долги. Он согласился брать из казны лишь столько, сколько считал необходимым, поэтому пребывал в постоянной нужде. Из-за его более чем скромного образа жизни люди, не знакомые с ним, часто не догадывались, что он халиф.
Сподвижники проркоа Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего, которые не могли мириться с таким бедственным положением своего халифа, желали увеличить его жалование. Но, так как стеснялись предложить это ему лично, то обратились к его дочери, благочестивой Хафсе, да будет доволен ею Аллах. Хафса рассказала о предложении сподвижников отцу. И Умар, которому приходилось быть свидетелем нередкого положения Посланника Аллаха, когда у него не было в доме ничего, чтобы утолить голод, сказал своей дочери:
- Дочь моя! Помнишь ли ты, как питался и одевался Посланник Аллаха?
– Да, не более того, что необходимо, – ответила она. Повелитель правоверных продолжил:
– Два моих близких друга (Пророк Мухаммад и Абу Бакр) и я были путниками на одной дороге. Первый из нас (Пророк) достиг места назначения. Другой, Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, следуя по тому же пути, присоединился к первому. Я хочу стать третьим, догнав друзей своих. Если я буду с ношей большей, чем мне нужно, боюсь не поспеть за ними. Или ты не хочешь, чтобы я был третьим на этом пути?».
Единственной целью Умара ибн аль-Хаттаба было достижение довольства Аллаха. Он стремился к этой цели с такой решимостью, что никакие препятствия и тяготы на этом пути не имели для него никакого значения. Во имя этой цели он, проявляя терпение и смирение, преодолевал все лишения. Несмотря на то, что Пророк Аллаха мир ему и благословение Всевышнего, не раз сообщал ему благую весть о том, что ему уготовано место в раю, он вел крайне аскетичный образ жизни.
Тимур Шарифиев