Мусульманский календарь. Отправной точкой мусульманского календаря является Хиджра, или переселение, Пророка Мухаммада (с.а.в.) из Мекки в Ясриб (ставший позднее известным как Медина), лежащий в 400 км севернее.
Отправной точкой мусульманского календаря является Хиджра, или переселение, Пророка Мухаммада (с.а.в.) из Мекки в Ясриб (ставший позднее известным как Медина), лежащий в 400 км севернее. Пророк Мухаммад покинул Мекку в день, соответствующий 16 июля 622 г. от Рождества Христова (Р.Х.) по юлианскому календарю, и прибыл в Медину 22 сентября того же года. Спустя 17 лет второй Халиф Умар ибн аль-Хаттаб, столкнувшийся с проблемами административного управления быстрорастущей державы, когда корреспонденция между далеко отстоящими друг от друга пунктами требовала точного датирования, ввел мусульманский календарь. Представление нового календаря, помимо чисто практического результата, усилило чувства правоверных о том, что с переселением Пророка в Медину настала новая эра в истории. Халиф Умар велел взять в качестве первого дня нового летосчисления тот день, когда Пророк Мухаммад выехал из Мекки, то есть 16 июля 622 г. от Р.Х*
Мусульманский календарь является лунным, состоит из 12 месяцев по 30 и 29 дней. Лунный год примерно на 11 дней короче солнечного, так что лунный месяц соответствует определенному солнечному месяцу один раз в 32 с половиной года. Если, к примеру, хаджж (паломничество, совершаемое в Мекку в последний месяц мусульманского календаря) приходится в этом году на середину лета, то через 16 лет и 3 месяца он будет совершаться уже в самый разгар зимы, а опять летом паломничество произойдет еще через 16 лет и 3 месяца.
12 месяцев мусульманского календаря именуются: мухаррам, сафар, раби' аль-авваль (I), раби' ас-сани (II), джумада аль-авваль (I), джумада ас-сани (II), рад-жаб, шаабан, Рамазан, шавваль, зуль-када и зуль-хиджа. 16 июля 622 г. от Р.Х. соответствует 1 мухарраму 1 года Хиджры.
Обычный лунный год состоит из 354 дней. Однако, в силу имеющейся разницы календарного лунного года с астрономическим годом (8 часов, 48 минут и 3 секунды), время от времени требуется введение в календарь дополнительных суток- всегда после последнего дня последнего месяца 2, 5, 7, 10, 13, 16, 18, 21, 24, 26 или 29 года (в тридцатилетнем цикле); такой год называется кабиша - високосный.
Еще одно отличие мусульманского календаря от христианского - начало исчисления новых суток. Если в христианском календаре за начало новых суток берется условное время - полночь, то у мусульман новые сутки начинаются с заходом солнца.
Математические и астрономические расчеты имеют особое значение в целях точного определения начала священного месяца Рамазан и следующего за ним месяца - шавваля.
Христианский календарь
В христианском юлианском календаре, названном по имени Юлия Цезаря, который ввел его по совету египетского астронома в качестве реформы старого римского календаря, исчисление ведется от даты рождения Христа. Длина года в этом календаре равна 365 дням с четвертью; високосными считались только те года, которые делились на 400 (1600 г., а следующий високосный- только 2000 г.). Новый календарь официально начал свое действие 1 января 45 г. до Р.Х.
В силу разницы юлианского года с астрономическим годом (на 11 минут), к концу XVI в. погрешность составила около 10 дней; эта ошибка была исправлена в 1582 г. папой Григорием XIII, который предписал принять за следующее после 4 октября число 15-е (а не 5-е) октября. Он же ввел новую систему високосных годов: каждый четвертый год является високосным, состоящим из 366 дней. Новый календарь получил название григорианского. Различные страны приняли григорианское летосчисление в разное время. Великобритания, к примеру, не признавала его вплоть до 1752 г., но к этому времени разница с астрономическим календарем (и со всей остальной Европой) составила уже 11 дней (так что 3 сентября было признано как 14 сентября). Григорианский календарь был признан в Японии в 1872 г., в Китае в 1912 г., в Турции и Советской России в 1918 г. (когда ошибка погрешности достигла уже 13 дней), а в Греции только в 1923 г.
В основных источниках по истории Ислама датировка производится, естественно, согласно календарю Хиджры. В представленной ниже «Хронологии» даты соответствуют григорианскому календарю.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Используется система Orphus