Хронология главных событий исламской истории. Рождение Мухаммада (с.а.в.)* Пророк Мухаммад (с.а.в.) родился в Мекке в роде Хашим* (хашимиты), относящемся к племени курайш (курайшиты). Его матерью была Амина, дочь Вахба; его отец Абдуллах умер еще до рождения сына. Он воспитывался под опекой своего деда Абдул-Мутталиба, которому было тогда около 70 лет.
В возрасте шести лет он потерял свою мать. После смерти деда, когда Му-хаммаду (с.а.в.) было восемь лет, он был вверен для воспитания своему дяде, Абу Талибу, ставшему новым главой рода Хашим, и рос в его доме.
Византия и Персидская империя - соседи Аравии
После смерти императора Феодосия I в 395 г. Римская империя была поделена на западную и восточную части между его сыновьями Гонорием и Аркадием соответственно. В 476 г., однако, Западно-Римская империя распалась, потеряв отвоеванные варварами Британию, Галлию, Испанию и часть Италии. В противоположность ей, восточная часть империи, включавшая в себя богатейшие и наиболее цивилизованные провинции: Грецию, Египет, Сирию и Малую Азию - была не только в состоянии пережить потерю Запада, но и пышно расцвела, укрепив с тех пор свою независимость. Столицей Восточно-Римской, или Византийской, империи являлся Византиум (Константинополь). Другой великой державой того времени была Персия, и граница между ними проходила от Кавказа до Верхнего Евфрата (примерно по линии, отделяющей сегодняшние Турцию и Сирию от Ирана и Ирака). Обе империи граничили с Аравийским полуостровом по его северному периметру (Аравийский полуостров, большей частью состоящий из пустынных районов, - крупнейший в мире). Столицей Персидской империи (или Са-санидской - по имени правящей династии, или Зороастрийской - по названию доминирующей религии) был античный город Ктесифон (в арабском языке - Медаин), располагавшийся на реке Тигр, примерно в 30 километрах юго-восточнее современного Багдада, основанного в 762 г.
Византийская империя продолжала традиции римского права и администрации Рима, греческого языка и цивилизации греков, христианской религии и ее моральных устоев. Церковь играла мощную роль в государстве, но, с другой стороны, служила также и ослабляющим фактором из-за внутрихристианских догматических конфликтов. Греческий язык стал официальным языком Римской империи в правление императора Ираклия (прав. 610-641); христианство стало государственной религией при императоре Феодосии I (прав. 379-395). Константин I (прав. 306-337), первый римский император-христианин, уже подготовил путь к христианскому государству через множество важных шагов- таких, как Миланский эдикт 313 г., объявление воскресения выходным днем в 321 г., проведение Никейского собора в 325 г., и основание Константинополя в 330 г. как христианского города и постоянной столицы. Но, вопреки расхожему мнению, он не сделал христианство государственной религией империи - того, что сделал позднее Феодосий I (сам Константин крестился незадолго до смерти).
Мекка, центр торговых путей
В результате долгой и упорной борьбы за территорию между двумя могущественными и конкурирующими империями, Ви-зантийской и Персидской, сухопутные торговые пути через Персию ослабли. Альтернативный путь, хотя и не самый главный, проходил через Аравию, соединяя собой Восток и Средиземноморье. Часть этого пути проходила по морю до йеменского порта Аден, а часть- по суше до Дамаска и Газы, через Мекку, вдоль западного побережья полуострова. Здесь, по караванным путям, велась активная торговля между рынками Йемена и Сирии, и Мекка, занимая важную географическую позицию, стала процветающим коммерческим, деловым центром Аравии. В ней также располагалась святыня, называемая Кааба, известная по всей Аравии, дающая гарантии безопасности всякому появившемуся здесь, в т.ч. и торговцам. Кааба, в то время бывшая фактически языческим святилищем, представляла собой простое кубическое здание, в один из углов которого вставлен «Черный камень» (араб. Хаджар аль-асвад). Большое число паломников совершали ритуалы поклонения около Каабы. В нескольких шагах от Каабы располагался знаменитый источник - Замзам. Составляя единый комплекс, эти святыни играли важную роль в экономической и деловой жизни Мекки, управляемой небольшой группой богатых торговцев.
География и главные кланы Мекки
Мекка расположена в узкой, засушливой долине, окруженной обрывистыми голыми скалами. Провиант доставлялся сюда с изобильных полей Таифа- небольшого города-оазиса в 60 километрах к юго-востоку. Вода была также скудной; главным источником был Замзам, хотя существовали и другие небольшие родники в окрестностях Мекки. Свежий воздух открытой пустыни был полезнее для здоровья и духа, чем удушливый зной этого пыльного, перенаселенного маленького городка. В этом была основная причина широко распространенной традиции отдавать новорожденных детей для вскармливания женщинам из соседних кочевых племен. Мухаммад (с.а.в.) также провел свое раннее детство, опекаемый женщиной из племени са'д из окрестностей Мекки, после чего был возвращен своей матери, но она умерла менее чем через год после этого, оставив его сиротой*
Мекка управлялась в основном членами племени курайш (одно из племен модаритов, возводящих свое начало к пророку Исма-илу - библ. Измаилу, сыну Ибрахима - библ. Авраама - а.с), который состоял, помимо прочих, из двух главных кланов - Хашим, руководимый Абдул-Мутталибом, и Умайя (или Омейя). Роду Хашим было вверено в обязанности содержание Каабы и руководство паломниками (кормление, поение водой и пр.), в то время как род Умайя традиционно лидерствовал в военных действиях. Этот обычай проявился и во время войн ку-райшитов с мусульманами, когда глава омейядов Абу Суфьян (ум. ок. 652 г.) руководил войсками мекканцев в последних битвах. Два рода были главными соперниками друг другу, и это позднее привело к разделению в вопросе выбора преемника Пророка Мухаммада (с.а.в.). Оба клана были заняты в торговле, причем Умайя более успешно, нежели Хашим.
Христиане и евреи в Аравии. Ханифы
После того, как христианство стало официальной религией Римской империи в IV веке, оно начало проникать и в Аравию- медленно, но с явным вызовом арабскому многобожию. Однако в последовавшие затем столетия в христианстве выделились многочисленные враждебно относящиеся друг к другу течения, разошедшиеся в вопросе природы Спасителя. Христиане - несториане подверглись гонениям и выдворению из империи в середине V века. Их радушно приняли в Персии в качестве жертв Византии, которую персы рассматривали как своего главного врага. Несториане вели активную миссионерскую деятельность в районе Евфрата и северной части Персидского залива, где имели большой успех в обращении многих живущих там арабов - даже последний правитель арабской династии лахмидов, Ну'ман III (ок. 580-605 гг.), царствовавший на северо-востоке Аравии, принял несторианское христианство. На северо-западной стороне Аравии другое арабское племя - гассаниды, жившие вдоль границ с Сирией, также приняли христианство в сер. VI в., но они последовали монофизитской церкви, равно преследуемой в качестве «еретической» и нелюбимой как православной церковью, так и несторианами.
Фактически и Персидская, и Византийская империи опекали своих сателлитов из числа арабов - лахм и гассан - главным образом для того, чтобы защищать свои открытые южные рубежи от атак бедуинов. Лахмиды и гассаниды были признаны союзниками великих держав где-то между 300 и 500 годами. Эти племена служили не только буферами для своих «хозяев», но и постоянно выясняли отношения между собой в бесконечной «пустынной» войне, совершая набеги друг на друга.
Христианские общины были основаны также в Йемене и Наджране. В Аравии также существовали гораздо более древние еврейские колонии - особенно в Йемене и Хайбаре. Таким образом, хотя большинство племен полуострова все еще являлись язычниками-идолопоклонниками, иудаизм и христианство уже основательно укоренились в регионе и глубоко проникли в некоторые сообщества, в основном по периметру Аравийской пустыни*.
Среди арабов время от времени встречались люди, ведшие уединенный образ жизни вдали от поселений, о которых гово-рили, что они последние, соблюдающие заповеди веры Ибрахи-ма (библ. Авраама; а.с.) - праотца арабов и евреев. Их называли «ханифы» - «благочестивые»; они верили в Единого Бога, но не примыкали ни к христианам, ни к иудеям, ожидая появления последнего обещанного Пророка...
Попытка абиссинцев разрушить Каабу
Абраха, абиссинский (эфиопский) правитель Йемена, христианин, с 60 тыс. солдат вторгся в Хиджаз в 570 г., но в смятении бежал из места в нескольких километрах от Мекки, отказавшись от необычной цели своего похода - разрушить Каабу. Сам он умер, когда возвращался домой в столицу Йемена Сану. Таким образом, Кааба была спасена, и это рассматривали как признак исполнения просьбы ее хранителя- Абдул-Мутталиба, деда Мухаммеда (с.а.в.), молившего Бога о защите Его Святого Дома*.
574
Сдача Йемена персам
Абиссинцы (эфиопы) были выдворены из Йемена персами после 52 лет их оккупации этой страны, и Йемен перешел под суверенитет Персии.
581
Оставление византийской границы с Аравией без охраны
Правящий эмир племени гассан, будучи христианином-монофизитом, был арестован по обвинению в измене и доставлен в Константинополь. Византия отозвала свое признание династии Гассанидов, живших вдоль границ Сирии и охранявших их в обмен на субсидии и другие привилегии. Это привело племя к неповиновению византийцам, и граница Византии осталась без защиты от нападения бедуинов.
595
Женитьба Мухаммада (с.а.в.) на Хадидже
В возрасте 25 лет Мухаммад (с.а.в.) женился на Хадидже бинт Хувайлид, 40-летней состоятельной вдове, которая была его единственной супругой вплоть до своей кончины в 619 г. Это дало Мухаммаду (с.а.в.) финансовые возможности- как при участии в торговле, так и на долгие периоды самоотстранения его от активной деятельности и нахождения в уединении. Они имели Двух сыновей, умерших во младенчестве, и четырех дочерей: Зайнаб, Рукайю, Фатиму и Умм-Кульсум. Рукайя, а затем и Умм-Кульсум, вышли замуж за Усмана ибн Аффана, впоследствии третьего Праведного Халифа (644-656), Фатима вышла замуж за Али ибн Аби Таг либа, впоследствии четвертого Праведного Халифа (656-661). Только Фатима (умерла в кон. 632- нач. 633 гг.) ненамного пережила своего отца, и потомство Пророка от ее детей - Хасана и Хусейна - наиболее почитаемо в Исламе.
605
Оставление персидской границы с Аравией без охраны
Ну'ман III, правитель лахмидов, поссорился с хосроем* Парвизом- правителем Персии с 590 г., который упразднил привилегии, дарованные персидским двором лахмидам в обмен на охрану границы. В результате арабские племена в районе Евфрата вступили в войну с персами, и граница империи на юге осталась без охраны.
610
Начало пророчества
Во время уединенных размышлений (медитаций) о смысле жизни и бренности бытия в маленькой пещере Хира на горе ан-Нур в окрестностях Мекки в конце священного для арабов месяца Рамазан Мухаммад получает первое Откровение от Бога через ангела Джиб-раиля (библ. Гавриил) *. В результате этого и последующих Откровений (араб. Вах'и) Мухаммад узнает, что Бог (араб. Аллах) избрал его Своим Пророком (араб. Наби) и Посланником (араб. Расуль), призванным нести людям призыв к поклонению Единому Богу. Хадиджа, жена Мухаммада, отвела его к своему дяде - христианскому монаху, или ханифу, и тот подтвердил истинность прихода последнего Пророка, и то, что ангел, явившийся Мухаммаду,- Джибраиль (или ан-Намус - «Совесть»), приносящий вести пророкам от Создателя*.
Так начался призыв к «старой новой» вере- Исламу, что значит «поклонение, предание себя Богу». «Старой» эта вера является потому, что суть ее та же, что и смысл учений всех пророков и посланников Божьих и их последователей, от Адама до Иисуса Христа и апостолов (а.с.)- призыв к Единобожию (Таухид). «Новой» же эта вера считалась потому, что учения предыдущих пророков либо были искажены, либо забыты вовсе, а Книга (Коран), и закон (аш-шариа, или Шариат), ниспосланные Мухаммаду (с.а.в.), были оригинальными и уникальными.
Первыми людьми, поверившими проповеди Мухаммада (с.а.в.) и принявшими Ислам, то есть ставшими мусульманами (от араб, муслим - предавшийся /Богу/), были его жена Хадиджа, его 10-летний двоюродный брат Али ибн Аби Талиб, его вольноотпущенник и приемный сын Зайд ибн Хариса и его друг Абу Бакр. Первые три года призыв к Единобожию осуществлялся тайно (число первых мусульман - около 40 человек).
Проповедь Мухаммада была встречена в Мекке с насмешкой. Впоследствии новая вера вызвала интенсивные враждебные действия со стороны местного общества - идолопоклонников, особенно со стороны мекканской верхушки. Постепенно вокруг Мухаммада сложилась группа сподвижников (сахабов, или асхабов), частью из знатных родов, частью - из низов мекканского общества. Весь первоначальный этап проповеди, вплоть до Хиджры - переселения в Медину, мусульмане подвергались преследованиям и гонениям со стороны мекканского большинства.
615
Эмиграция первых мусульман в Абиссинию (Эфиопию)
В результате притеснений в Мекке около 80 мусульман эмигрировали в Абиссинию (Эфиопию) в надежде найти убежище у местных христиан, относившихся к
язычникам Мекки с антипатией*. Группа переселенцев включала в себя Усмана ибн Аффана, будущего третьего халифа (644-56), и его жену Рукайю, дочь Пророка Мухаммада (с.а.в.), Джаафара ибн Аби Талиба (родного брата Али и двоюродного брата Пророка - с.а.в.) и др.; сам же Пророк оставался в Мекке, продолжая свою проповедь в условиях сильнейшего противодействия.
Негус (правитель) Абиссинии отнесся к беженцам со вниманием, расспросив у них об основах их религии, и отказав их преследователям, требовавшим их возвращения. Рассказывают, что, когда Джаафар ибн Аби Талиб читал по просьбе правителя суру «Марьям» (в честь Марии, матери Иисуса) из Корана, Негус плакал от восхищения. Тем самым мусульманская община лишний раз убедилась в близости двух религий - христианства и Ислама, в соответствии со словами Всевышнего: «И наиболее близкие к тебе по любви к уверовавшим - те, которые говорят: «мы - христиане», потому что среди них есть иереи и монахи, и они не возгордившиеся» (Коран, сура «аль-Ма'и-да» - «Трапеза», 82) *
616
Принятие Ислама Умаром
Один из лидеров Мекки и один из главных оппонентов Мухаммада (с.а.в.), Умар ибн аль-Хаттаб, принял Ислам*. С этого времени мусульмане стали совершать свои обряды не таясь, так как никто из курай-шитов не осмеливался конфликтовать с Умаром*. В последующем он станет вторым Праведным Халифом (634-644).