Сейчас, в отличие от прежних лет, слова «молодой человек» и «студент» стали синонимами, поскольку практически любой парень или девушка достигшие совершеннолетия сразу становятся студентами. Таким образом, происходит обесценивание самого явления студенчества и высшего образования.
Если раньше студенты были наиболее прогрессивной и думающей частью общества, то сейчас скорее наоборот. Студенчество это срез общества, в котором, к сожалению, существуют проблемы с культурой, образованием, моралью и вкусом. Одним словом – какое общество, такие и студенты, а какие студенты, такие и выпускники. Если раньше еще и были надежды, что вузовские стены изменят сознание и привычки студентов, то сейчас есть понимание того, что за редким исключением, скорее сами студенты понижают общий уровень атмосферы университетов и институтов.
Конечно, читатель может подумать, что это очередное брюзжание о том, «как стало все плохо и как было все хорошо», однако если посмотреть на то, каким стало наше высшее образование сейчас, а точнее на то, кого стали выпускать вузы, то мы поймем, что происходит дискредитация самого института высшего образования.
Если взглянуть на историю университетов как в Европе, так и в мусульманских странах, то изначально они ставили перед собой две цели – прививать студентам высокие моральные, религиозные качества, а также делать из молодых людей образованных и передовых личность своего времени.
Применительно к России от первой функции университеты избавлялись постепенно в течении 19 века и окончательно отошли от этой цели в советские (особенно позднесоветские годы). Если в первые десятилетия советской власти университеты хоть и отказались от религиозной основы продолжали прививать студентам высокие нравственные и идеологические ценности, то к поздесоветскому времени это прекратило играть какой-либо роли. Однако, в любом случае, во время СССР университеты оставались кузницей интеллектуальной элиты страны. Сейчас же мы вынуждены констатировать, что после развала Советского союза большинство российских вузов своей деятельностью дискредитируют саму идею высшего образования.
Как итог мы имеем, в общем, низкий уровень культуры, как самого населения, так и большинства вузов. Во многом массовое стремление получить высшее образование связано с желанием получить отсрочку от армии, а также заниматься беловоротничковой работой, так как диплом о высшем образовании это обязательное условие для успешной карьеры.
Всем известно, что в стране вообще общая культура не только из-за вузов, но и из-за СМИ и других каналов, крайне низкая. Многие ценности заменяются суррогатами и т.д. Есть мнение, что только религия может спасти ситуацию.
Однако если посмотрим на многие мусульманские страны, то поймем, что по-настоящему примерами они не могут стать. Религиозность общества, как видим из примеров, не гарантия высокой культуры и прогресса, поскольку без должного образования люди очень быстро скатывается в серость, бескультурье и мракобесие. Из-за низкого образования даже восприятие религии преломляется в соответствии с уровнем сознания человека. И в результате на выходе мы имеет мракобесие, радикализм и умственную ограниченность.
В некотором смысле нынешняя система образования должна вернуться к своему изначальному призванию – давать знание и воспитывать морально ответственных граждан. Религия без знания и знание без религии – это две крайности, которые не способствуют расцвету наших обществ.
Говоря же о современном российском обществе, то после потери морально-нравственного стержня нынешнее российского общество постепенно теряет и те образовательные и научные позиции, которые достигла советская система. Таким образом, общая тенденция такова, что в стране происходит массовое моральная деградация и целенаправленное оболванивание населения. Происходит все это на фоне кризиса системы образования, религиозных институтов и агрессивной политики средств массовой информации, которые основной акцент делают на культивировании развлечения, дурновкусия и гедонизма.
Сейчас из всех мировых религий именно ислам несет в себе тот потенциал, который соединившись в единое целое с наукой, может стать источником успеха мусульманских обществ. Ислам, в отличие от других религий, смог избежать секуляристских тенденций, не потеряв свою основу, что может гарантировать соблюдение его основ людьми и в будущем. Теперь же первоочередной целью является пропаганда необходимости получения мусульманами научного знания, именно этот путь сделает исламским мир передовым и востребованным.
Ильфат Хайруллин