Общероссийское
информационное агентство мусульман
22
Пятница
ноября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Мусульманское образование сегодня и завтра. По итогам Всероссийской педагогической конференции

Дата: 07.06.2016 Версия для печати
Мусульманское образование сегодня и завтра. По итогам Всероссийской педагогической конференции

В России в регионах традиционного распространения ислама для духовного развития страны необходимо привлечение внимания к проблемам исламского образования и активное содействие их решению.

На 1-й научно-практической всероссийской педагогической конференции, состоявшейся 2 июня 2016 года, обсуждались актуальные вопросы и перспективы развития дошкольного и школьного исламского образования в России

Конференция «Актуальные вопросы дошкольного и школьного исламского образования» собрала педагогов, психологов, управленцев, а также других специалистов, интересующихся этой проблематикой. В формате открытого диалога представители педагогического сообщества обсудили следующие темы:

  • Духовно-нравственное воспитание в педагогике дополнительного образования
  • Проблемы и практика мусульманской воскресной школы
  • Детский праздник как форма духовно-нравственного развития личности ответственного мусульманина
  • Инновационные технологии в системе детского исламского образования
  • Мусульманский лагерь как средство воспитания
  • Подросток-мусульманин в современном мире
  • Юридические аспекты дошкольного и школьного исламского образования
  • Книгоиздание в системе детского исламского образования

С докладами выступили декан очного отделения Московского исламского института к.п.н. Хабибуллина Г. Ю., заведующая кафедрой истории и культуры религий народов России Московского института открытого образования к.и.н. Теплова Е. Ф., профессор кафедры ЮНЕСКО Международное (поликультурное) образование и интеграция детей мигрантов в школе д.и.н. Клишина О. С., учитель высшей квалификационной категории Московский институт открытого образования Дымина Е. В. и многие другие.

Участниками Конференции «Актуальные вопросы дошкольного и школьного исламского образования» была принята Резолюция, информирующая о том, что решено:

  • задачи дошкольного и школьного исламского образования признать актуальными
  • проводить педагогическую конференцию не реже 1 раза в год
  • определить площадку всероссийской конференции как пространство для открытого диалога представителей педагогического сообщества и обсуждения актуальных вопросов исламской системы образования
  • повысить качество образования через взаимообмен методических разработок
  • признать единую программу преподавания для дошкольных и школьных групп исламского образования как рекомендуемую к внедрению
  • внедрить современные формы воспитательной деятельности, направленные на организацию работы по патриотическому воспитанию обучающихся в исламских образовательных организациях
  • и так далее.

Квалифицированные мусульманские кадры – первоочередная задача в Татарстане

Большое значение для человека имеет приобретение религиозных знаний, и это должно быть одной из основных забот верующего

Имам Ан-Навави (да будет ему милость Аллаха) сказал:

"إِنَّ الاشْتِغَالَ بِالْعِلْمِ أَوْلَى مَا أُنْفِقَتْ فِيهِ نَفَائِسُ الأَوْقَاتِ"

Что означает:«Воистину, приобретение религиозных знаний - лучший способ расходования своего драгоценного времени».

Сегодня среди самых насущных проблем начального религиозного образования можно назвать: корректировку учебных программ (приняты еще в 2008 г. СМР ДУМРФ), разработку учебных пособий, внедрение новых современных методов образования с использованием последних достижений в педагогике.

В этом отношении сложно переоценить задачу Духовного управления мусульман Республики Татарстан, заключающуюся в объединении всех мусульманских общин республики, в духовно-нравственной, воспитательной и просветительской работе среди всех слоев населения. Подготовка религиозных кадров является одним из приоритетных направлений деятельности ДУМ РТ, поскольку это залог качественной работы мусульманских общин на местах.

В связи с этим представляется первоочередной задачей развитие деятельности не просто отдельных институтов мусульманского образования, а целой системы учебных заведений, включающих в себя как дошкольное (мусульманские детские сады), школьное, средне-специальное и высшее образование.

Деятельность имамов и проповедников республики также нуждается в обеспечении знаниями, чему может служить работа Института повышения квалификации.

Образовательная работа с молодежью, подростками, как наиболее подверженной влиянию частью населения, представляется острой необходимостью особенно в настоящее время, когда существует опасность распространения на территории России и регионов терроризма и радикально настроенных организаций вроде ДАИШ (запрещенная в России организация).

Камиль хазрат Самигуллин перед заложением капсулы в основание Болгарской исламской Академии 21 мая 2016 года напомнил доказательства достоинства знаний из Корана, когда из-за важности и значимости знаний Аллах повелел Своему посланнику Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) стремиться к их увеличению. Свою речь Камиль хазрат проиллюстрировал аятом из Благородного Корана:

«Возвышает Аллах тех из вас, которые уверовали, и тех, кому дано знание, на разные степени» (Коран 58:11).

Читайте также подборку материалов Болгарская исламская академия

V-й Международный форум «Ислам в мультикультурном мире». Секция "Мусульманское образование"

Открытие форума Открытие V международного научного форума «Ислам в мультикультурном мире». Источник фотографии: kpfu.ru

Краткий отчет работы секции "Мусульманское образование"

Об основных факторах, способствующих улучшению качества религиозного образования в России, уже говорили представители мусульманской российской уммы из разных регионов Российской Федерации 6 ноября 2015 года на V научном международном форуме «Ислам в мультикультурном мире».  В ходе работы секции «Мусульманское образование» были выявлены препятствия для формирования качественной устойчивой системы религиозного образования спикерами: к. п. н. Гульфией Хабибуллиной, руководителем группы развития образования Департамента образования и науки ДУМ РФ, деканом очного отделения Московского исламского института Кандидат педагогических наук, Зульфатом Габдуллиным, проректором КВВМ медресе «Мухаммадия», Маратом Марданшиным, директором медресе «Фанис» и другими.

«Надо оформить содержание учебных программ, начиная от дошкольного образования и заканчивая университетом. Здесь нужна огромная работа, чтобы создать все необходимые условия для повышения уровня религиозного образования в России», — уточняла Гульфия Хабибуллина.

О необходимости воспитания квалифицированных кадров, обладающих высоким уровнем знания Ислама, говорил Председатель Духовного управления мусульман Пермского края Ильхам хазрат Бибарсов. Вторя ему, Альфит хазрат Шарипов, председатель Духовного управления мусульман Оренбургской области, заметил, что медресе в Казани уже выпускают высокообразованных имамов и такая традиция достойна продолжения и усиления.

Кроме вышеупомянутых задач, на Форуме обсуждались вопросы о недостаточном оснащении существующих мусульманских учебных заведений учебными пособиями, например, по таким дисциплинам, как коранистика, хадисоведение, исламское право и законодательство, история и культура ислама. Нехватка учебных пособий влечет за собой другую проблему – потерю обученных кадров. Как это происходит? Очень просто: молодые люди после окончания медресе едут получать высшее религиозное образование в зарубежные страны исламского мира. А вернувшись, обнаруживают, что полученные дипломы не признаются.

Основные результаты работы секции

Главным результатом работы секции стало предложение создания проекта по разработке показательной единой образовательной программы, в которую войдет компетентностная модель выпускника, учебный план, пояснительная записка к учебному плану, учебная программа по каждой дисциплине, учебно-методический комплекс.

Руководитель группы развития образования Департамента образования и науки ДУМ РФ конкретизировала, что такие планы необходимо создавать для всех ступеней исламского образования.

Как происходит объединение мусульманских образовательных учреждений Татарстана в единую систему

Безусловно, анализ работы таких мероприятий, как V научный международный форум «Ислам в мультикультурном мире» или Конференция «Актуальные вопросы дошкольного и школьного исламского образования», дает понимание того, что работы в сфере российского мусульманского образования очень много. Подписанный Президентом Республики Татарстан Рустамом Миннихановым закон об учреждении Болгарской исламской академии является огромным шагом к формированию целой системы мусульманского образования в Республике. Сегодня можно говорить о том, что формирование исламского информационного пространства началось. Однако необходимы все новые и новые конкретные шаги по достижению целей, поставленных перед образованной мусульманской элитой России.

Закладка первого камня Болгарской академии Руководство Татарстана, закладка первого камня Болгарской академии. Источник фотографии: online-e.ru

В Татарстане начиная с 2012 годя была проведена большая работа по аудиту в средних профессиональных мусульманских образовательных организациях (медресе), по разработке Образовательных стандартов среднего профессионального религиозного образования.

В русле этой работы было создано в 2012 году Учебно-методическое объединение мусульманских учебных заведений Татарстана (УМО) под руководством ректора Казанского исламского университета Р. М. Мухаметшина.

В 2013 году рабочей группой УМО по подготовке Концепции ключевых параметров, порядка разработки и внедрения единого стандарта религиозного мусульманского образования в РТ были созданы проекты модулей образовательного стандарта.

26 января 2015 года в Казани на пресс-конференции «Введение в действие образовательных стандартов среднего профессионального религиозного образования (ОССПРО)», организованной Духовным управлением мусульман РТ, были презентованы 3 направления подготовки:

  1. «Исламские науки и воспитание», начальная подготовка;
  2. «Исламские науки и воспитание, арабский язык», базовая подготовка;
  3. «Исламские науки и воспитание, арабский язык», повышенная подготовка. 

Приоритеты в исламском образовании РТ во многом помогло определить УМО. Однако для решения всех задач требуется время.

Сейчас в Республике Татарстан функционируют следующие мусульманские учебные заведения:

  • Казанский исламский университет
  • Медресе «Мухаммадия»
  • Казанское высшее мусульманское медресе имени 1000-летия принятия ислама
  • Казанский исламский колледж
  • Альметьевское исламское медресе имени Ризаэтдина Фахретдина
  • Уруссинское медресе «Фанис»
  • Набережночелнинское медресе «Ак мечеть»
  • Буинское медресе
  • Кукморское медресе
  • Мамадышское медресе имени имени Габдуллы ибн Масгуда
  • Негосударственное общеобразовательное учреждение средняя школа «Усмания» – единственная мусульманская школа в городе Казани.

Для сравнения: в Москве работает Мусульманская общеобразовательная школа «Иман», где обучение ведётся на базе семейного образования в соответствии с ФГОС нового поколения. При обучении в школе совмещаются классические традиции образования, новейшие методики и религиозно–нравственное воспитание детей.

История и сегодняшний день мусульманского образования в Республике Татарстан

Общеизвестно, что к началу 20 х гг. XX в. система религиозного образования в Республике Татарстан была полностью утрачена. В СССР действовало одно единственное мусульманское учебное заведение – медресе «Мир Араб» в Узбекистане, где обучались некоторые имамы из Татарстана. За годы советской власти богатый опыт российских мусульман в области религиозного образования полностью был утерян.

Одним из важных аспектов исламского возрождения 90-х гг. XX в. стало формирование и развитие системы религиозного образования. Первое медресе в 1990 г. в Татарстане было открыто в г. Чистополе Габдулхаком хазратом Саматовым.

Габдулхак хазрат Саматов Источник фотографии: shurarb.ru

ДУМ РТ активизировало свою деятельность по разработке единых учебных программ для разных категорий учебных заведений после объединительного съезда мусульман Татарстана в 1998 г.

С учетом того факта, что основная часть русскоязычной литературы по исламу издавалась за счет средств международных мусульманских фондов, ДУМ РТ определило, что именно система мусульманского образования способна привести мусульман к новому уровню религиозно-правового мышления. Таким образом было исключено зарождение негативных явлений в образовательной системе, несвойственных для ханафитского мазхаба.

Сегодня, спустя год после подготовки, обсуждения и презентации, в Республике Татарстан уже функционирует ступенчатая система мусульманского религиозного образования:

  1. примечетские воскресные курсы (действуют при 600 мечетях, посещают около 30 000 слушателей);
  2. медресе (около 3300 шакирдов получают среднее профессиональное образование);
  3. высшее мусульманское учебное заведение РИИ (высшее исламское образование по светским направлениям «Теология», «Лингвистика», «Экономика», «Журналистика» (бакалавриат, магистратура) в соответствии с федеральным стандартом высшего профессионального образования (около 800 студентов) и КИУ (около 500 студентов), высшее исламское духовное образование по направлению «Подготовка служителей и религиозного персонала исламского вероисповедания» (бакалавриат).

Система современного исламского образования находится в состоянии динамичного развития, решая вопросы качества образования, подготовки кадров, интеграции в общероссийское образовательное пространство. В России в регионах традиционного распространения ислама для духовного развития страны необходимо привлечение внимания к проблемам исламского образования и активное содействие их решению.  

Одним из обнадеживающих моментов поддержки исламского образования явился факт утверждения 15 ноября 2005 года «Комплексной программы содействия развитию сферы религиозного, прежде всего, мусульманского образования на 2005-2015 гг.», которая в этом году была продлена.

Лилия Цимбалистова


Смотреть комментарии

avatar
1 Одинокий_волк
Уровень образования стал выше, это бесспорный факт. Но есть еще куда стремиться, главное что потенциал огромный.
avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Член Общественного совета ФСИН России, советник муфтия Татарстана по социальным вопросам, руководитель ОБФ «Ярдам-Помощь» Илдар Баязитов рассуждает о мигрантах, религии и просвещении в исправительных учреждениях на фоне трагедии в ИК п...


 Президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия стремится упрочить авторитет БРИКС в мире, сосредоточиться на решении глобальных и локальных проблем.


У каждой мамы малыша возникает вопрос: отдавать ребенка в детский сад или самой заниматься его воспитанием. Если семья мусульманская, то вопрос более актуален, так как в обычных дошкольных учреждениях ни питание, ни воспитание не соответствуют закона...

Казанский благотворительный фонд собрал и передал нуждающимся 60 тонн гушр-садаки. Гушр – это особый вид милостыни, когда отдают неимущим часть полученного за сезон урожая. Обязательность гушр-садаки обусловлена тем, что подли...


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1483

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф