В современном Татарстане, хвала Всевышнему, строится все больше и больше мечетей. В одной только Казани их порядка 50-ти, а поТатарстану и вовсе перевалило за тысячу.
Среди вновь построенных мечетей есть, безусловно, очень интересные в архитектурном плане и можно сказать шедевры, как, например, мечеть Кул Шариф или Белая мечеть в Булгаре. Можно еще вспомнить казанские мечети Шамиль и Казан нуры. Однако, в общем и целом, ситуация со строительством новых мечетей оставляет желать лучшего. И дело не в количественных показателях, а в качественных. Мечети в Татарстане, к сожалению, совершенно безликие, если не сказать несуразные.
Большой минус их заключается в том, что сегодня отсутствует национальная татарская архитектурная школа, которая позволила бы строить по-настоящему интересные и отличительные мечети. Конечно, можно вопрос поставить и шире – в современной Казани и Татарстане вообще невозможно найти примеров зданий построенных в национальном стиле.
Практически каждый мусульманский народ имеет определенные традиции в строительстве мечетей. Это не проявление радикального национализма, просто каждый народ стремится внести какой-то свой вклад в исламскую культуру, это самовыражение народа, его творческий потенциал, который направляется на пропаганду исламских ценностей, самой религии нашего достопочтенного Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего.
Однако татары в этом отношении, к сожалению, по каким-то причинам не преуспели. И это, действительно удивительно, поскольку в том же 19 веке татары, безусловно, были одной из передовых мусульманских наций. Они развивали новую систему мусульманского образования, выступали политическими и интеллектуальными лидерами исламского сообщества Российского государства. Имперской, а позже и советской власти даже приходилась предпринимать специальные меры, чтобы оградить и минимизировать татарское исламское влияние на ту же Среднюю Азию. И на фоне этого, татарского мусульманского подвижничества или другими словами культуртрегерства, мы не видим развития национальной архитектуры, в том числе и культовой. Развивалась татарская мусульманская образовательная система, появилось множество выдающихся татарских богословов, развивалось книгоиздание, пресса, появились даже такие элементы национальной культуры как театр и художественная литература. А национальной архитектуры не сложилось. Архитекторами всех дореволюционных мечетей были немецкие и русские мастера, поэтому татарскими они были только в том отношении, что были одноминаретными. Архитектурный стиль при этом использовался европейский, мавританский, турецкий, только вот татарского во всем этом было мало.
Казалось бы, с распадом Советского союза и с исламским возрождением в современном Татарстане должны появиться свои доморощенные архитекторы, которые строили бы мечети (и не только) с учетом национальных художественных традиций.
Возможно, они и есть, только почему то их проекты практически не востребованы. Единственный пример попытки создать мечеть с учетом наших архитектурных традиций это построенная два года назад в татарском селе Шыгырдан в Чувашской республике большая мечеть имени «Трех сахабов». Эта мечеть построена в стиле соборных мечетей Волжской Булгарии и представляет собой интересный вариант новой татарской культовой архитектуры.
Однако, в Казани таких примеров мы, к большому сожалению, не найдем. И кто в этом больше виноват: архитекторы или заказчики? Я склонен предполагать, что скорее вторые. Так как молодых и интересных архитекторов, которые используют в своих работах национальные мотивы, становится только больше, но им приходится ориентироваться на вкусы и приоритеты заказчиков.
Наверное, единственной возможностью изменить данную ситуацию это инициировать общественные дискуссии на данную тему с привлечением журналистов, художников, исследователей, архитекторов, представителей власти и бизнес-структур.
Сулейман АЙДИНОВ