В регионах России назревает «халяльный скандал»: мусульмане разделились во мнении относительно механического (кнопочного) и ручного забоя птицы. В Ростовской и в Самарской областях уже появились активисты, которые начали бойкотировать производителей птицы, использующих механический забой. Татарстан тоже не станет исключением, так как львиная доля птицы, забиваемой механическим забоем под маркой «Халяль», попадает на стол именно к мусульманам этой республики.
25,17 KbКонечно, этот вид забоя – самый легкий и менее затратный для производителей, поэтому они его охотно используют. Хотя некоторые фабрики предпочитают традиционный метод – ручной забой.
Когда мне дали редакционное задание разобраться в этом вопросе объективно, я понял, что мою статью все равно назовут лоббированием интересов одного из контролирующих органов халяль-индустрии, которые призваны стоять «на страже» и маркировать продукцию «Халяль». Что мне делать, раз один из контролирующих органов успешно развивает механический забой, а другой сосредоточился только на ручном забое. Но я счел нужным все-таки донести полную информацию до обычных мусульман. Кушать ведь нам…
Две системы контроля, а разница существенная
Для читателя я хотел бы пояснить одну вещь: в России разработаны две системы, которые контролируют производство «Халяль»: одна в Москве, другая в Казани. Сертификат в Москве выдает коммерческая организация ООО «Нур» от лица Совета муфтиев России, в Казани свою работу в этом направлении ведет Комитет по стандарту «Халяль» Духовного управления мусульман РТ.
Конечно, надо отдать должное системе контроля, без нее сейчас халяльный рынок развивался бы хаотично, и мы с вами не были бы уверены в продукции под маркой «Халяль». Сейчас, по воле Всевышнего, контрафактной продукции на рынке почти нет, и я считаю это большой заслугой проверяющих органов. Но существует различие в подходах к производству птицы. В этом я убедился, когда связывался с птицефабриками, работающими по той и другой системе контроля.
Ручной забой
Проведенный мной мониторинг выявил одну закономерность: все без исключения птицефабрики, которые контролирует Комитет по стандарту «Халяль» ДУМ РТ, практикуют ручной забой. При этом каждая курица умерщвляется вручную, с четким произнесением имени Всевышнего, как того требуют каноны Ислама. Тщательно отслеживается вся партия кур, из нее отбираются только здоровые. До этого птица проходит процедуру успокаивания в отстойнике. Эксперт следит, чтобы мертвая птица не попала на конвейер.
Но главное, исключается электрошок, так как в результате проведенного опыта было доказано, что из 300 птиц, подвергнутых электрошоку, минимум 5-6 умирают до забоя.
Также эксперт Комитета меня заверил, что ручным забоем можно делать любые объемы, так как за час один человек, произнеся молитву, забивает до 2 тыс. кур. Увеличив число забойщиков можно увеличить и общий объем.
Курица «по-механически»
Самое интересное для меня, как человека верующего, началось тогда, когда я созвонился со старшим экспертом стандарта «Халяль» на птицефабрике «Приосколье» Зиядом Мирзоевым. Она была выбрана мной не случайно, так как именно ее продукция под маркой «Халяль» бренда Совета муфтиев России активно продвигается сейчас в Татарстане и в других регионах. Даже приятно слышать их рекламу на татарском языке на самом популярном радио.
Зияд Мирзоев сообщил, что действительно на «Приосколье» используется исключительно механический (кнопочный) забой птицы и используется электрошок, правда, не в таких масштабах, как для обычного забоя (птица без сознания только 30 секунд). Справедливости ради надо отметить, что Ассамблея по фетвам в Джидде, в своей Фетве от 1993 года допускает применение электрошока, при условии, что если опытным путем доказано, что после воздействия тока сохраняются признаки жизни. Как отметил эксперт, у них вся птица на фабрике забивается по канонам Ислама. Просто потом маркируют как «Халяль» требуемый объем продукции.
Происходит забой следующим образом: приходит представитель стандарта «Халяль», их на фабрике пятеро, среди них одна женщина, читается молитва, а уже потом диспетчер включает конвейер, заметьте, не сам представитель! И весь процесс уже можно считать халяльным. Сколько бы кур до следующей остановки конвейера ни было забито специальным приспособлением, называемым «киллер», все они халяльные. Затем эта курица появляется у нас на прилавках. Этот стандарт широко используется почти на всех предприятиях, подконтрольных Совету муфтиев России, кроме «Турбаслинского бройлера».
Когда птицефабрика «Приосколье» только входила на рынок Татарстана со своей халяльной продукцией, в одной из мусульманских газет я видел их рекламу. Там утверждалось, что у них ручной забой. Видимо, в то время их отдел маркетинга решил, что лучше именно так заявить о своей продукции мусульманам. Возможно, чтобы «размыть тему» механического забоя на предприятии, они для своей халяльной продукции внедрили и специальный бренд «аль-Сафа», что в переводе с арабского означает «Чистая».
Халяльно-демократический выбор
Рынок Халяль-индустрии в России шагнул далеко вперед. В среднем около 10 новых предприятий в год налаживают у себя производство халяля. И так получилось, что в стране два контролирующих и сертификационных органа по стандарту «Халяль». Никто не оспаривает их надобность, хоть какой-то контроль ведется. Но почему, например, к забою птицы подходы разные? Вот и получается, что нам, обычным мусульманам, предлагают сделать свой демократический выбор: либо поддержать производителя с механическим забоем, где непонятно какой диспетчер включает сам кнопку конвейера, либо предпочесть ручной забой механическому.
Я зашел в несколько казанских халяльных магазинов и обнаружил, что в продаже в основном куры механического забоя. И я понял почему – они дешевле. Но стоит ли гоняться за дешевизной, когда на кону ответственность перед Всевышним?
Больше всего меня поразило следующее: не доверяют некоторые мусульмане производителям, которые наладили у себя исключительно ручной забой, но в то же время покупают продукцию кнопочного забоя. Ответ, как всегда, прост – Умма у нас разноликая!
Султан Ахметов