В последнее время не утихают дискуссии по поводу халяльности майонезной продукции. Представители Эссен Продакшн АГ, выпускающие майонез под маркой «Махеевъ», утверждают, что не могут выделяться в категорию халяльных отдельные сорта майонеза по одной простой причине: он весь халяльный, и о его халяльности не упоминается в Священной книге мусульман — Коране.
Как ни печально, но вместо того чтобы угодить потребителю и начать выпускать майонез под брендом «Халяль», компания Эссен Продакшн АГ Леонида Барышева пыталась добиться запрета на маркировку майонезов под знаком «Халяль».
История конфликта началась после того, как компания «Эссен Продакшн АГ» (торговая марка «Махеевъ») направила заявление в Управление федеральной антимонопольной службы по РТ с требованием запретить ОАО «Казанский жировой комбинат» (КЖК), входящему в группу «Нэфис», выпускать майонез с маркировкой «Халяль», поскольку с их точки зрения, майонезов, не соответствующих традициям ислама, не существует. А значит, считают в Эссен Продакшн АГ, маркировка дает КЖК необоснованное конкурентное преимущество.
Но УФАС по РТ не усмотрело в действиях ОАО «Казанский жировой комбинат» признаков недобросовестной конкуренции, необходимых для возбуждения дела. Поэтому компании Барышева пришлось обратиться в Арбитражный суд РТ. Вот теперь и он отказал в удовлетворении иска. Остановятся ли на этом компания «Эссен Продакшн АГ», знает лишь Бог, но то, что она посягает на мусульманские традиции, это, безусловно, факт.
Препирательство с Кораном
Если пиарщики в компании «Эссен Продакшн АГ» считают, что они не задевают чувства верующих, посягая на их традиции, то они глубоко ошибаются. Мы не раз подчеркивали, что Халяль — это образ жизни мусульманина, а присутствие знака на продукции — это возможность заявить о своих религиозных ценностях. Мусульманин трепетно относится к тому производителю, который наладил выпуск у себя такой продукции.
Но самое интересное, что представители «Эссен Продакшн АГ» готовы были приобщить к делу саму Священную книгу — Коран. Даже обычному мусульманину, который не имеет теологического образования, всегда было ясно, что постичь понятия Священного текста — это миссия улемов — ученых-богословов, которые пишут обширные комментарии.
А прописные истины, что в Исламе есть «Халяль» — разрешенное и «Харам» — запрещенное, известны всем. Но в наше время, когда в магазинах полки завалены продукцией, а СМИ пугают рассказами о некачественных товарах, всем стоит быть внимательными, тем более мусульманам, так как количество ингредиентов в некоторых товарах порой зашкаливает, превышая все мыслимые пределы. Для того и появляются Комитеты по стандартам «Халяль», чтобы специалисты могли разобраться и не дали впасть в «Харам».
В чем «харамность» майонеза?
Наверное, не случись этого суда, обычные мусульмане так и покупали бы любой майонез, думая, что он халяльный. Пришло время тщательно изучить этот вопрос. Вот основной комментарий Комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ относительно майонеза и разъяснение вопроса, почему он не весь халяльный.
Яичный желток
Сегодня яичный желток, используемый при производстве майонеза, проходит модификацию с целью улучшение качественных параметров. Яичный желток энзиматически модифицируется фосфолипазой А1 — она микробного происхождения, грибы рода Aspergillusae, или А2 — она животного происхождения, поджелудочная железа свиньи. Большинство предприятий отдают предпочтение яичному желтку, прошедшему модификацию фосфолипазой А2. Он хоть и дороже, но лучше по производственным параметрам.
ГОСТы
В состав майонеза по ГОСТ № 30004.1-93 входит также белок соевый, который в основном импортируется. В некоторых странах нет запрета на генно-модифицированную продукцию (ГМО). Как известно, в Исламе запрещена к употреблению данная продукция. Поэтому стоит вопрос о подтверждении халяльности соевого белка, используемого при изготовлении майонеза.
Также по ГОСТу используются ароматические добавки. В результате исследований, проведенных Комитетом совместно с «Тест-Татарстан», было выявлено, что во многих видах ароматизаторов и красителей присутствуют сомнительные, а в некоторых и запрещенные компоненты, такие как желатин. По ГОСТ 11293-89 он вырабатывается из костей крупного рогатого скота, свиней и их шкур. Также в этих добавках возможно присутствие ряда компонентов, которые вредны для здоровья человека. В таком случае Комитет требует замены их натуральными разрешенными ингредиентами.
Обозначения на этикетках
Обозначения на этикетках продукции: «Халяль — продукт духовного происхождения», «Разрешено по канонам Ислама», «Мусульманские» — все эти фразы являются тождественными слову «Халяль». Сошлемся на сводные тексты «Кодекса Алиментариуса» в общих методических указаниях в отношении использования арабского термина «Халяль». В главе, посвященной маркировке, написано: «Когда делается заявление о том, что пищевой продукт разрешен по исламскому закону, на этикетке должно быть написано слово halal или эквивалентные ему термины».
Но самое главное, что в Федеральном Законе РФ от 24 июля 2008 года №90-ФЗ «Технический регламент на масложировую продукцию» в статье 7 «Требования к маркировке пищевой жировой продукции» в п. 1 написано: «Изготовитель или продавец обязан предоставить приобретателю необходимую и достоверную информацию о пищевой масложировой продукции».
Отсюда и вывод, что Казанский жировой комбинат, который получил свидетельство и сертификат соответствия «Халяль», просто по закону обязан наносить на свою продукцию зарегистрированный знак.
Приведенные аргументы подводят черту под этим конфликтом. Майонезы могут быть как халяльные, так и харамные, а определить их статус можно только при тщательной проверке, и только специалистами Комитета по стандарту «Халяль» совместно с учеными-богословами.
Данная статья не является рекламной и написана лишь в интересах читателей
Ахмад ХАЛИКОВ