Власти Турции потребовали объяснений от Берлина после того, как представители фракции «Левые» в парламенте страны затребовали документы МВД ФРГ о связях Анкары с исламистами. В турецком МИДе доклад называют «новым свидетельством искаженного образа мыслей, цель которого заключается в том, чтобы ослабить нашу страну путем атак на нашего президента и на наше правительство»
«Очевидно, что за этими претензиями стоят определенные германские политические круги с двойными стандартами в борьбе с терроризмом», – цитирует издание «Хюрриет» со ссылкой на заявление турецкого МИД.
Ранее западные СМИ опубликовали некоторые наиболее сочные выдержки из доклада, где Турция называется «центральной платформой для действий радикальных группировок в ближневосточном регионе». Кроме того, авторы доклада отмечали, что турецкие власти оказывают поддержку радикальным исламистским движениям, например, «Братья мусульмане», палестинскому военно-политическому движению ХАМАС, а также боевикам радикальных оппозиционных группировок в Сирии. Более того, глава социал-демократической партии Германии Рольф Мютцених (Rolf Mützenich) потребовал пересмотреть отношения с Анкарой, если основные выводы, сделанные в докладе, подтвердятся, уточняет издание Frankfurter Rundschau. А вот коллега парламентария из фракции Левых Севим Дагделен (Sevim Dagdelen) пошла еще дальше, предложив, в интервью немецкому телеканалу ZDF, назвав президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана «крестным отцом терроризма».
Впрочем, чуть позже в МВД Германии объявили, что глава ведомства Томас де Мезьер также, как и Министерство иностранных дел страны не имеют отношения к документам, просто в процессе передачи доклада парламентариям произошла досадная ошибка: надо было согласовать с МИДом, который определяет основные внешнеполитические моменты, а этого не случилось.
Совсем недавно я писал о том, что ЕС скорее всего будет разворачиваться к Эрдогану после охлаждения отношений, и невнятные комментарии обоих ведомств лишь подтверждают, что Бундестаг хочет поставить на этом пути канцлеру Ангеле Меркель как можно больше подножек. Обе парламентские фракции, требующие пересмотреть отношения с Анкарой – социал-демократы и маргинальные Левые – находятся в оппозиции правящему кабинету, а в стране скоро парламентские выборы, поэтому каждая политическая сила будет пытаться распиарить себя, используя самые невероятные приемы. Для евроскептиков это несуществующий «исламский терроризм», проблема беженцев и вообще мусульман, которые «чужды Германии». Представителя левой оппозиции будут говорить о неспособности нынешнего канцлера решить обе проблемы политическими методами, в том числе через посредничество Анкары. Ведь доклад МВД не открыл ничего нового, и права упомянутая Севим Дагделен, заявившая, что «было сказано о том, о чем и без того уже давно известно». В том числе и российской стороне.
Попытка переворота в Турции засвидетельствовала раскол в турецком обществе, поэтому Эрдоган будет не только торговаться с Европой о возвращении прежних отношений, но и пересматривать свой собственный внешнеполитический курс, ибо авантюра в Европе обернулась фактически поражением сил, которые поддерживал турецкий лидер, а теракты начали греметь в его собственной стране.
Впрочем, я не думаю, что устаревшие сенсация и попытка сделать на них некий политический капитал в преддверии выборов станут существенной помехой на пути к сближению Турции и ЕС, хотя проблема беженцев, осложнившая отношения Германии и Анкары, является внутренней проблемой ФРГ, на мой взгляд, совершенно искусственно сконструированной. И Меркель сейчас приходиться отдуваться за неспособность ее решения, произнося совершенно бессмысленные речи о том, что беженцы не принесли терроризм в Германию.
«Феномен исламистского терроризма, ISIS (имеется в виду террористическая группировка «Исламское государство», запрещенная в РФ – Info-Islam.ru), не является феноменом, который пришел к нам с беженцами», - сказала Меркель.
Г-же федеральному канцлеру, очевидно, имеющему самые робкие предположения о том, что происходит в ее собственной стране, остается только посочувствовать. Впрочем, более подробно поговорим об этом в следующий раз.
Айдар Салимзянов