Луиза Шамсутдинова, руководитель региональной татарской общественной организации «Наследие» (Тобольск) рассказывает о проблемах религиозного и национального возрождения мусульман Западной Сибири. В 2007 г. она добилась того, что одна из улиц в ее родном селе получила имя хана Кучума
Луиза Шамсутдинова, руководитель региональной татарской общественной организации «Наследие» (Тобольск) рассказывает о проблемах религиозного и национального возрождения мусульман Западной Сибири. В 2007 г. она добилась того, что одна из улиц в ее родном селе получила имя хана Кучума.
- Что для Вас и для сибирских татар, мусульман — Искер — место, где раньше располагалась столица Сибирского ханства?
Для меня в первую очередь Искер означает, что я из этих мест, что я коренная татарка, как и все татары, живущие на территории вблизи бывшего Сибирского государства-ханства со своими столицами, улусами, городами. К сожалению, так сложилось, что мы историю родного края в школьных программах не изучали, правдивой истории Сибирского ханства до сих пор нет. Из уст дедов мы лишь слышали, что мы потомки ханских кровей. Переживая потрясения, крещения, нашествия сибирским татарам приходилось многое преодолевать... Но несмотря ни на что, мы — мусульмане и в каждой молитве слышны ду’а в честь шейхов-миссионеров искерских.
Искер также является памятником Федерального значения, правда, большинству чиновников совсем до этого нет дела. Искер — это наши корни, там наши предки, исламские миссионеры, там наша история, наши гены.
Сегодня возвращаясь к истокам, мы должны понимать, что дальнейшая судьба коренного татарского народа зависит от того, как он ценит прошлое, сохраняет их для будущих поколений и показывает пример, для своих детей восстанавливая дом предков.
Искер — памятное место для сибирских татар. Здесь наши предки кровью защищали для нас свои земли и отдали жизни ради веры, языка и будущего. Сюда съезжаются сейчас татары помолиться, подумать, строить планы, и двигаться дальше. Отсюда начинается точка отчета нового времени — времени возврата к истокам, к утерянным ценностям.
Так получилось, что, по историческим данным, Искер оставили 26 октября. Мой дедушка Абдрашит всегда рассказывал мне, маленькой девчонке, про наше ханство. Умер дедушка 26 октября, а через 16 лет после его смерти у меня родилась 26 октября дочь. Таких совпадений бывает мало, ведь и я занимаюсь вплотную Искером. Сейчас в этот день, в первую очередь, мы зовем муллу, читаем молитву павшим за Искер, за веру, за дедушку и исанлекка-саулыкка дочери.
- Какие мероприятия вами проводятся для возрождения исторического, культурного, религиозного наследия сибирских татар, Ислама в Сибири (Искер, Сузгун-гора)?
В этом году нашей организации РТОО «Наследие» по Тюменской области со дня государственной регистрации в сентябре исполнилось 5 лет. За это время удалось сделать многое, ведь мы начинали на пустом месте, с нуля. Энтузиазм, порой упрямство, желание в трудные моменты не сдаваться принесли пусть небольшие, но выстраданные желанные результаты.
Порою «били» со всех сторон, но Аллах был с нами. Ведь призывая к толерантности, многие чиновники при власти забывали коренные народы, однобоко ведя политику процветания Православия и «титульной нации».
Сегодня благодаря нашей упорной работе, население безошибочно может указать месторасположение Искера, Сузгун-горы и многих других памятников. Мы провели научно-практические конференции: «Исламская цивилизация в Сибири: история, традиции, современность», «Татарское национальное образование: проблемы сохранения, пути и перспективы развития», «Историческая судьба Искера», «Выдающиеся деятели тюрко-татарского мира», три года подряд, ставший уже традиционным международные фестивали «Искер-джиен». Мы ведем строительство историко-мемориального комплекса «Искер». Проводим Аш (коллективная трапеза) в честь предков и исламских миссионеров на Искере, Сузгун-горе и в деревнях.
Социологические опросы жителей районов г. Тобольска по сохранению татарского языка и культурного наследия не оставляют равнодушными местное население и дают повод для размышлений. Поставлен памятный знак на Искере. Вышли книги: Ф.А. Байрамовой «Хан Кучум» и З.А.Тычинских «Искер-столица Сибирского ханства».
- Вы не боитесь упреков в сепаратизме?
Я раз не побоялась появиться на этот свет, почему я должна бояться жить? В один момент я поняла, что у меня вообще отсутствует страх, но у меня присутствует страшная ответственность за все мои поступки, дела по жизни.
Разных упреков приходилось слышать по поводу других моментов. Это, например, когда приходится пробивать стены бюрократизма, игнорирования наших предложений, люди, видя все мои мытарства, говорят: зачем тебе это надо. Но потом сами же помогают!
Я просто стараюсь сделать для своего народа то, что в моих силах. Когда возникают вопросы, почему не делается то, другое в татарской жизни, надо, в первую очередь, этот вопрос задать себе и начинать с себя: а что можешь ты? Многого я давно не боюсь, я сама выбрала свою дорогу, и она меня с помощью Аллаха ведет.
Мои задачи конкретны, я реализую свои конституционные права по сохранению татарского наследия, пусть разрушенного порою до основания. Стремлюсь, насколько хватает сил, внести свою лепту, по-новому поднять тему татар в Сибири, раскрыть правдивую историю своего края, Сибирского ханства, донести до народа необходимость сохранения духовных, нравственных ценностей сибирских татар. Если бояться упреков и реагировать на все, то движений не будет, народ идет за сильным.
- Как удалось добиться, что улицу в селении Кобяково назвали в честь хана Кучума? Попутно напомню, что на Северном Кавказе (в Чечне, Дагестане) есть масса улиц и других названий в честь деятелей Кавказской войны со стороны антицаристкого движения, и это никого не удивляет.
Можно гордиться, что масса улиц на Кавказе названы в честь таких деятелей. Но у нас совсем иначе. К великому сожалению, после присоединения Сибирского государства к Руси, сибирские татары пережили настоящею трагедию, насилие, крещение. Шло уничтожение коренного народа — сибирских татар, шло обрусение. Да и сегодня, провозглашая Тобольск вторым православным городом после Санкт — Петербурга и развивая нашу землю как туристический центр, многие представители власти не только забыли про коренной татарский народ — мусульман, но и делают вид, что нас вообще нет.
А история улицы имени Хана Кучума — это отдельная история. В мае месяце 2000 года по заявлениям местных жителей должны были на пшеничном поле выделять участки для строительства домов. Я стояла в списках под номером 1 и была инициатором получения участков именно на этом поле.
Но самое интересное в том, что за день до отвода земли мне приснился сон. Совершенно далекой от всех исторической науки мне приснились хан Кучум с мальчиком рядом и Ермак. Удивительна была их речь. Но в конце диалога хан Кучум, повернувшись ко мне, сказал, что вот эта ханум не даст забыть подвиги за родные земли и знает она, что для этого делать… В испуге я проснулась и потеряла покой.
Участки отвели, начали строиться, заборы поставили. Как-то я красила заборы и все думала про сон. Мне помогал сын. Однажды, подняв небольшую доску, он попросил написать что-нибудь. Я так уверенно вывела «улица имени Хана Кучума», и мы с сыном гордо заколотили на заборе данную дощечку с надписью. Тогда я поняла весь смысл сна и всю ответственность за данную надпись.
Долго размышляла над тем, что в этих краях проходили великие татарские воины, ведь напротив нашего дома находится остров, где по историческим данным Кучум утопил Ермака. И вполне реально, что на нашем участке могли разбить лагерь воины хана Кучума.
Плохо зная историю родного края, читая официальные версии деятельности хана Кучума, люди реагировали вначале совсем по-разному, они не могли понять суть. Ведь, живя после коммунизма, перестроек, люди перестали задумываться над многими вещами. Да и историю родного края многие знали плохо.
Началась таким образом настоящая битва за улицу имени Хана Кучума. Все мои обращения в инстанции были безуспешны. Самое интересное то, что получилось, как в пословице «Все, что не делается — к лучшему».
Пришлось многое сделать для этого и пережить. В 2004 году пригласили меня и директора Тобольского медресе (с ним мы в то время оформляли участок земли в г. Тобольске под строительство мечети, которое потом у него отобрали) в Комитет по делам национальностей. Там предложили назвать или переименовать нашу улицу на улицу имени Ермака, в будущем обещав нам следующую улицу назвать именем Кучума. При этом предупреждали, что скоро казачество в наши края заглянет помянуть утонувшего в наших краях Ермака и что нам надо бы с хлебом солью их встретить.
Это в татарской деревне назвать улицу — улицей Ермака? Такая дерзость всколыхнула наши национальные чувства. Вернувшись с этой поездки в деревню Кобяк, посоветовавшись с имамом и народом, в первую очередь, решили провести Аш в честь предков и шейхов, которые боролись за наши земли. На данном мероприятие решением местного населения назвали окончательно, уже осознанно, с полной ответственностью нашу улицу — улицей имени Хана Кучума. Да и за четыре года жители деревни приняли правильное решение — увековечить имя своего правителя.
Но буквально через месяц с 5-го на 6-ое августа казаки вблизи нашей деревни поставили высокий поклонный крест Ермаку, который сейчас обустраивается на бюджетные деньги. А нам еще до 2007 года пришлось три раза собирать сход граждан и единогласно утверждать название улицы, собирать подписи и обращаться в районную Думу. Каждый раз хоть и присутствовали лично на данных сходах руководители района, муниципалитета, все равно вместо улицы Хана Кучума утверждали другие названия.
Спасибо односельчанам, которые до конца отстаивали улицу имени Хана Кучума. Надо заметить, что при этом глава Бегишевского сельского поселения, глава Вагайского района, на территории которого находится д. Кобякская — это татары. Боясь, что потеряют свои места, они мне откровенно говорили, что не могут мне помочь, объясняя, что депутат В. Крамской, который был инициатором поклонных крестов вдоль федеральных дорог от Урала до Ямала, не простит им и, будучи председателем Комиссии по финансам в Тюменской областной Думе, закроет дотации в район.
Но как бы там ни было в 2007 году на сходе граждан Глава района перед выборами пообещал народу исполнить их наказ и назвать улицу именем Хана Кучума. Тогда он подал мне руку всенародно, пообещав, что нашу улицу утвердит. В конечном итоге подписал распоряжение.
- Как чувствуют себя те, кто сегодня живет по этому адресу?
Сейчас по Интернету Московская фирма выставляет информацию по продаже земли и имущества по нашей улице. Те люди, которые владеют информацией, поняв, что улица является брендовой, кинулись получать участки на ней. Опять столкнулись мы с проблемами. Местные почему-то не имеют преимущества в получении земли.
Сейчас в течение последних лет идет такая же борьба по получению земельных участков по новой улице, предлагаемой назвать улицей имени царицы сибирской — Сузге.
Чувствуют жители на ханской улице себя по — разному. Ведь по-новой вернуться к истокам тяжелее. Атеизм, искажение правдивых событий, незнание своей истории оставили непоправимый отпечаток во времени. Но самое главное — начать. Жители отстояли название улицы, и у них есть желание жить и творить, верить в будущее.
- Восстребована ли Ваша работа со стороны самих сибирских татар? Не получается ли так, что Вы трудитесь в одиночку в обстановке непонимания со стороны своих соотечественников?
В последнее время народ начал интересоваться своей историей. Да и много появилось лидеров в татарском движении. Те из них, которые начинали лет двадцать назад, пересмотрев многие упущения, стали по-новому действовать и порой успешно. Появились молодые грамотные руководители. Ученых среди сибирских татар стало тоже заметно увеличиваться.
Сейчас у каждой общественной организации свои планы, не дублирующие друг друга, пересекающиеся правильные позиции. Идет целенаправленная работа по многим направлениям и каждый берет на себя какое-то направление. Хоть и присуще многим татарам ревность, зависть, но через это приходится проходить и, закаляясь, двигаться только вперед.
Простой народ как может так помогает и поддерживает. Кто советом, кто, реально вступая в наши ряды, продвигает наши планы. Особенно радует молодежь. Они всегда безотказны. Своими руками строим с ними Искер, и они гордятся этим. Каждый раз их становится все больше, они привлекают своих друзей. Интересуются историей и хотят знать правдивую историю. Я думаю, у нас есть будущее!
- Расскажите о себе? Что Вы возглавляете? Что у Вас за организация? Почему решили этим заниматься?
Родилась я в Вагайском районе. В семье нас шестеро братьев и сестер. С нами жили и бабушка с дедушкой, знаменитые в наших краях Залиловы — учителя. Училась я во Второвагайской школе, где изучали татарский язык даже русские из соседних деревень. Закончила Тобольский зооветтехникум на бухгалтера, затем Тюменский сельскохозяйственный институт, экономический факультет, Тюменский государственный институт международного права, экономики, и управления — юридический факультет. Работала в совхозе, колхозе, леспромхозе, в строительстве, в коммерческих структурах по специальности. Преподаватель экономических дисциплин.
Общественный деятель с начала нового тысячелетия. Сейчас возглавляю созданную мною и моими соратниками Региональную татарскую общественную организацию «Наследие» по Тюменской области.
Наша организация ведет работу по воссозданию исторических памятников сибирских татар, работу по сохранению языка, традиций. Сегодня ведется работа по созданию учебника по истории сибирских татар. Ведутся работы по сохранению часов в школьных программах по изучению татарского языка. Ходатайствуем о включении сибирских татар в реестр коренных народов Сибири. Ведем переговоры о включении Искера-памятника федерального значения и Сузгун-горы и других объектов татарского наследия в федеральные, региональные целевые программы развития. Сотрудничаем с татарами других регионов, проводим совместные вышеназванные мероприятия, вовлекаем народные массы, приобщая их к истории родного края.
Занимаюсь этим из-за того, что в один миг поняла, что многие вопросы и задачи, касающиеся судьбы сибирских татар, остаются не решенными и надо их решать. Для себя я поставила несколько задач, которые я должна буду решить, я не могу останавливаться на полпути. Вся моя деятельность направлена для того, чтобы мои дети и внуки оставались жить на своей земле гордо, чтобы чувствовали себя настоящими татарами, хозяевами своей земли. И кто как не мы сегодня? Ведь каждый должен начинать с себя!
Абдулла Ринат Мухаметов
Ислам.Ру.