Накануне проведения двух значимых событий в Чувашской Республике – Межрегионального сельского экономического форума «Шыгырданский диалог» и научно-практической конференции «Шыгырданские чтения», мы обратились к идейному вдохновителю проекта муфтию, члену общественных палат Российской Федерации и Чувашии Альбир хазрату Крганову за разъяснением целей и задач форума.
Накануне проведения двух значимых событий в Чувашской Республике – Межрегионального сельского экономического форума «Шыгырданский диалог» и научно-практической конференции «Шыгырданские чтения», мы обратились к идейному вдохновителю проекта муфтию, члену общественных палат Российской Федерации и Чувашии Альбир хазрату Крганову за разъяснением целей и задач форума.
-Уважаемый Муфтий Альбир хазрат! Почему в обоих названиях превалирует название Шыгырдан? Дело в том, что Шыгырдан Ваше родовое село? Не обижаются ли другие татарские поселения Чувашии?
- Каждое татарское село Чувашии по-своему уникально. У нас так изначально сложилось, что центром татарской культуры стала деревня Урмаево, там проходило более 25 фестивалей «Урмай моны», теперь фестиваль ART-MEDHIA. Фарид Гибатдинов, уроженец д.Урмаево, является бессменным лидером татар Чувашии, он организовал фольклорный ансамбль «Мишар», который является лауреатом многих фестивалей и конкурсов как внутри страны, так и за рубежом. За двадцать с лишним лет он воспитал плеяду талантов. Все его родственники, друзья, односельчане поддерживают Фарита Абдулловича. Комсомольская районная школа искусств стала кузницей талантов разных национальностей. Да и народ Урмаево певучий, с широкой душой, лучшего места базирования центра татарской культуры и не найти. В д. Полевые Бикшики действует единственный в своем роде татарский театр. В с. Токаево общественный совет ведет работу по восстановлению идей приходской общины — махалля. В д.Татарские Сугуты обращают много внимания воспитанию детей и молодежи. В д.К.Чишма, в здании бывшей мечети 100 летней постройки, открыли музей деревни. В д.Чичканы через речку живут по соседству татары и чуваши, мусульмане и христиане. Они добрый пример дружбы народов. В д.Трехбалтаево (там живут татары, чуваши и мордва) находится наша единственная уцелевшая хранительница памяти истории, столетняя мечеть. В. д.Кармыш ежегодно проводится праздник ключа «Байраш баба» и ведутся научные работы по восстановлению истории. Республиканский Сабантуй и детский Сабантуй, праздник Шакирдов мы каждый год проводим в разных поселениях. И так я могу рассказать о каждом поселении, у всех сложилась своя традиция в общей деятельности. Шыгырдан издревле являлся духовным центром мусульман. Там до революции функционировали 8 мечетей, девятая достраивалась, но помешала новая власть. Здесь находилось несколько медресе. В мечетях проповедовали известные имамы. Зарифулла хазрат обучался в Египте и Стамбуле, Дамулла Салахутдин хазрат — выпускник Бухарского медресе, родной брат Камартдина Салихова Сагдетдин хазрат и другие. Шыгырдан, второе по численности самое большое татарское село России, здесь было учреждено и Духовное Управление Мусульман Чувашской Республики. Второй Всероссийский сельский Сабантуй 2011 года также проходил там. Поэтому неудивительно, что некоторые протокольные мероприятия проходят в с.Шыгырдан. Удобство его географического местоположения, готовность народа принять гостей играют немаловажную роль в выборе адреса форума. Я люблю свое село и безмерно благодарен моим землякам за поддержку, которую они оказывали и оказывают сейчас мне. За то, что они меня таким воспитали.
-Скоро пройдут научно-практическая конференция «Шыгырданские чтения» и сельский экономический форум «Шыгырданские диалог» (запланированы на 20 и 21 октября). В чем вы видите их предназначение, и что полезного могут перенять другие регионы от их проведения?
-Второй раз в Чувашии будут проходить такие мероприятия, как Межрегиональный сельский экономический форум «Шыгырданский диалог» и уже в девятый – Межрегиональная научно-практическая конференция «Шыгырданские чтения». Площадка экономического форума дает возможность нам всем вместе обсуждать насущные проблемы развития села, обратить внимание на социальную и нравственную составляющую политики развития сельской местности, повысить уровень диалога бизнеса и власти. Укрепляет в нас воспитание такой ценности как труд. В этой связи мы готовы и в рамках «Шыгырданских чтений» обсудить роль и значение мечети в сельской местности, как центра религиозной духовно-нравственной работы с прихожанами в муниципальном образовании в современных условиях. Мы ждем много гостей.
-Вы говорили о дружбе народов. Как живут народы Чувашии.
- Слава Аллаху, в мире и взаимопонимании. У наших народов одни тюркские корни, одна история, мы издревле со времен Булгар вместе жили на берегах Волги. У нас очень похожая культура, форма и стиль одежды, даже мелодии. Во время работы в комиссии над проверкой перевода смысла Священного Корана на чувашский язык меня удивляли слова чувашского языка, являющиеся исламскими религиозными терминами.
-Вы до сих пор являетесь председателем Совета общественных объединений Чувашии?
- Да, меня попросили остаться, и я согласился.
-Вы второй срок находитесь в Общественной палате РФ и первый раз в региональной палате. В чем разница их деятельности, кто Вас рекомендовал и чем Вы там занимаетесь?
- В первый раз в ОП РФ меня рекомендовали 22 общественные организации Чувашии, и я прошел через региональный уровень, а второй раз стать членом федеральной палаты меня пригласил Президент РФ, благодаря ему, я прошел так называемым президентским списком. В региональную палату мне предложили войти как представителю традиционной конфессии и общественному деятелю. И в первый раз, и во второй я вхожу в комиссию по национальным вопросам и стараюсь быть полезным в деле укрепления гражданского общества в стране. Разница между деятельностью палат федерального и регионального уровня, конечно, ощущается. В первом случае, если это состоявшаяся общественная структура с опытными, активными деятелями, то вторая это еще только что созданная молодая структура, которой надо подтянуться, и многому научиться. Но дорогу осилит идущий, главное есть начало.
-Извините, можно я задам несколько неудобных вопросов. После Вашего назначения в г. Москву в прессе встречаются неприятные статьи о вашей деятельности. Они огорчают Вас, и с чем Вы это связываете?
- По сути, за последние почти двадцать лет, мы впервые восстановили юридическое присутствие духовного представительства исторического мусульманского центра в столице. Кое- кому, видимо, это не понравилось. И Вы знаете, вообще, выбрав для себя путь общественно-религиозного деятеля, нельзя оставаться в публичном пространстве всеми без исключения любимым. Раз выбрал и согласился со своей судьбой, надо терпеть и молиться. Мы смертные люди, с ошибками, изъянами, с разными характерами. И потому быть удобными всем не получится, если даже очень захотеть. По роду моей скромной деятельности и статуса приходится нередко озвучивать позицию по разным вопросам. Конечно же, есть люди других взглядов и воззрений, надо научиться относиться к ним с уважением. Все мы творения Всевышнего, у каждого есть свобода выбора, это священное право, данное ему Богом. Отнять его ни у кого нельзя. Все же некоторых своих оппонентов мы бы призвали, если не к их совести, хотя бы к корпоративной этике. Нельзя, по-моему, превращать религию в монопольную структуру влияния, надо помнить о ее сакральной части, о нравственной составляющей. Все мы возвратимся к Всевышнему и будем отвечать перед Ним.
-Кстати, в последнее время много пишут о расколе в главном муфтияте России.
-Никакого раскола нет и не может быть, дай Бог. Монументальное единство, слава Богу, незыблемо. Для нас имамов, муфтиев, сотрудников ЦДУМ России единство мусульман является высшей ценностью. В последние месяцы, к сожалению, мы являемся свидетелями спланированной компании, направленной на раскол исторического центра мусульман России. Мы не оправдываемся, не отвечаем на провокации, не доказываем, что мы не верблюды, а смиренно, спокойно ждем завершения промысла Бога. Мы считаем, с помощью Всевышнего очередное испытание мы прошли достойно, а грязные провокации лишь наоборот сплотили нас. Думаю, съезд ЦДУМ России, который пройдет 13 октября наглядно продемонстрирует наше единство и единомыслие.
-Сколько человек из Чувашии примет участие на съезде?
- Норма один делегат их двух приходов. Из зарегистрированных почти 40 приходов поедут 20 делегатов.
-Раскол в ЦДУМ выгоден экстремистам?
- Наверное да, потому что историческое управление стоит крепким заслоном на их пути. ЦДУМ России во главе с Верховным Муфтием Талгатом хазратом Таджуддином более нескольких десятилетий системно противостоит их духовной экспансии. Следуя традиции духовной школы наших предшественников, мы в регионах ведем посильную работу. Нас и муфтиев, и имамов традиционного взгляда на этот путь поставил Талгат хазрат. Он человек неординарный, необычный, обладатель очень глубоких духовных знаний и государственник.
-То есть у вас все идеально?
- Мы же не в Раю, конечно, есть вопросы и проблемы, на то мы и есть чтобы их решать. А мы стараемся с помощью Всевышнего.
Беседовала Миннегел Гафурова, «Вакыт»