Казань славится в России развитой халяль-индустрией и хорошими перспективами для мусульман. Мечети, кафе, рестораны, отели — всё можно найти по канонам ислама, но остается одно но — в столице Татарстана нет халяль-медицины.
На сегодняшний в день в Казани действуют всего несколько клиник, называющих себя мусульманскими. В основном это медучреждения, занимающиеся хиджамой и так называемой медициной пророка. Подобные заведения называют себя оздоровительными центрами. О серьезных медицинских услугах, лечении, приеме у специалистов узкого профиля речи, конечно же, не идет.
О необходимости халяль-медицины мусульмане заявляют давно. В государственных больницах или частных клиниках в Казани не всегда считаются с религиозными требованиями: порой мусульман принимают врачи противоположного пола или же доктора выписывают лекарства с содержанием спирта. Мусульмане вынуждены записываться на прием к определенному врачу в платные клиники, так как только там имеется возможность выбора лечащего врача. Те, кто не имеет финансовой возможности, чаще всего отказываются от медицинской помощи, занимаясь домашним лечением и обращаясь в больницы лишь при крайней необходимости.
Продвижение в этом вопросе началось с момента, когда минздрав Татарстана объявил о разработке стандартов халяль-медицины. В министерстве это объяснили ростом спроса населения на услуги, отвечающие требованиям ислама: «Все больше семей в Татарстане следуют религиозным канонам».
Инициатором разработки выступил Комитет по стандарту «Халяль» Духовного управления мусульман Татарстана. Это будут общие требования к халяль-медицине. Проект документа затрагивает вопросы проведения процедур лечения и осмотра, применения лекарств, питания, этики и внешнего вида персонала.
Казанский проект халяль-медицины не имеет аналогов в России. Свод правил будет носить рекомендательный характер. Он будет ориентирован на учреждения, которые хотят увеличить клиентскую базу за счет пациентов-мусульман. «Предоставление медицинских услуг, соответствующих нормам ислама, очень важно для мусульман. Соответственно спрос на данные услуги является очень большим. А с учетом приезда трудовых мигрантов из Средней Азии этот спрос будет только расти», — рассказал ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин.
Новый стандарт будет регламентировать вопросы не столько медицинские, сколько бытовые, отметили в минздраве. К примеру, в палатах по стандарту «Халяль» должны появиться шторки или перегородки, которые позволяют пациенту отгородиться от других, на окнах — шторы или жалюзи, не позволяющие заглянуть в них с улицы, халяльным будет питание.
Что касается лекарств, то халяль-медицина исключает применение вытяжки из печени свиньи или спиртосодержащие препараты, но также оговорено, что если решается вопрос о жизни и смерти пациента, то больного следует спасать всеми доступными средствами, так как в экстренных ситуациях отступление от требований допустимо.
Не все больницы Казани готовы применять халяль-стандарты, так как в больницах много других нерешенных актуальных проблем. Скорее всего, новая услуга в халяль-секторе примется на вооружение во многом лишь частными клиниками, которые готовы потратиться для расширения клиентской базы. Малообеспеченные мусульмане же будут вынуждены ждать появления чуда — бесплатной халяль-клиники.
Ранее гендиректор горбольницы №12 Рамиль Ахметов заявил «Вечерней Казани», что возможность внедрения халяль-услуг в его больнице маловероятен. «У нас много других проблем. Врачей, к примеру, не хватает. Где мне искать травматолога-женщину для мусульманки, если в больнице все травматологи — мужчины?.. У меня в смете не предусмотрены расходы на питание халяль, на обеспечение раздельного приема пациентов — мужчин и женщин. Нет возможности даже туалет в каждой палате обеспечить. Есть очередь на обследование, на госпитализацию в стационар, а при массовом поступлении больных палаты переполняются, и пациенты некоторое время могут лежать в коридорах — я этого не скрываю. Таковы сегодняшние реалии: у клиник дефицит площадей, средств, кадров. Вот если эти проблемы будут решены, можно заняться и удовлетворением религиозных потребностей пациентов, принадлежащих к различным конфессиям», — рассказал он.
Однако в Казани есть пример предоставления халяльных медицинских услуг в государственном секторе. К примеру, в Детской республиканской клинической больнице, которая стала пилотным проектом по халяль-медицине, начали делать обрезание в соответствии с требованиями ислама.
Совсем недавно пресс-служба ДУМ РТ распространила новость, что во время международного экономического форума KazanSummit в этом году обсудят вопрос создания в Казани исламской клиники, которая должна решить назревшие проблемы в сфере медицины по стандартам халяль.
Известный в Дагестане врач и общественный деятель Магомед Абдулхабиров не согласен с применением термина халяльная медицина. По его мнению, есть классическая медицина, а халяльной, то есть мусульманской, медицины не существует, как нет христианской, иудейской или буддистской.
«В принципе, во врачебную практику Татарстана можно допустить какие-то нововведения, которые религиозные власти этой республики называют халяльными медицинскими услугами, — комментирует ситуацию Абдулхабиров. — Но в этом случае надо четко определиться с допустимыми методами и границами применения этих методов. Хорошо, если дело ограничится тем, что пациентов-мусульман будут кормить халяльной едой, приготовленной так, как предписано Кораном. А если одним этим не ограничится? Нужно, чтобы работающие по халяльным принципам врачи в своей работе не отходили от классических методов лечения. А то в погоне за непонятной ни одному врачу стандартизацией медицины по шариату можно сгубить немало человеческих жизней».
По его словам, секта „Свидетелей Иеговы" запрещает своим адептам переливание крови и трансплантацию органов. Как итог, очень многие последователи этой секты умерли, поскольку в критический для своей жизни момент отказались от переливания крови или пересадки каких-то органов, например, костного мозга. «Напомню, что сейчас при госпитализации пациент имеет право отказаться от каких-то процедур или операций, предписанных врачом. Пациенту не нужно ничего объяснять: он пишет расписку, что добровольно отказывается от того-то, под свою ответственность. Немало случаев, когда такие отказы заканчиваются для пациентов смертью или инвалидностью. Как бы не получилось так с халяльными медицинскими услугами. Это в Советском Союзе забота о здоровье граждан была практически принудительной. В Российской Федерации, где медицина все более коммерциализируется, важен не результат в виде здоровья пациента, а деньги с пациента», — рассказал он EADaily .
Врач-травматолог предполагает, что введение в Татарстане медицины по законам шариата — это не столько проявление заботы о здоровье мусульман региона, сколько чисто коммерческий проект.
Проект документа по халяльной стандартизации медицинских услуг сейчас проходит согласование и будет представлен 25-28 мая на запланированном в Казани международном экономическом саммите «Россия — Исламский мир».
Тем временем, как сообщается на сайте Комитета по стандарту «Халяль», рабочая группа, подготовившая документ «Общие требования по оказанию медицинских услуг в соответствии с канонами ислама», приступила к изучению возможности создания Ассоциации врачей-мусульман РТ и образовательных стандартов оказания услуг по канонам ислама для медицинских учебных заведений.
Гузель Мухаметшина